1 сентября. Вспомнилось...
— День знаний?
— День начало учёбы?
— День начала мучений?
Или ещё как? Фантазии то хватает огласить полный список. Да разве так будет? А тут ещё новость сообщили сами дети, которую им в свою очередь сообщил учитель: теперь будет ДВА школьных часа в неделю под названием классный час!!! О как!
Было давно, конец 80х начало 90х. Я классный руководитель. У меня 4й класс. 22 человечка. Как, чему посвящать время на классном часе? А время — горбачёвско-перестроечное, новое веяние, свежий ветерок в сторону воспитания подул: делай ЧТО знаешь, ЧТО хочешь, а, главное, нет тормозов. Полная, свобода. Сладкая. Не наказуемая. И бумаг ни каких. Только общий план на четверть согласуй с завучем по воспитательной работе. А я не на четверть, на год расписал. И больше того — до 8го класса в тезисах!!!
Ах, какой переполох среди учителей предпенсионного и пенсионного возраста разгорелся! (Из молодёжи то, до 40, — двое, я, да учительница по физической культуре, — остальные бальзаковского возраста и зрелые совсем женщины). Сначала робкий, как бриз на море. Потом лёгкое волнение среди них пошло, а к концу второго учебного года (т.е. дети уже в 5м классе учатся) переполох и волнение переросли в грозный шторм (самим то надо тянуться за новым временем!).
В конце второй четверти был экстренно собран педагогический совет с недвусмысленной повесткой, всего один вопрос стоял (присутствовал даже 3й секретарь райкома КПСС): «Разоблачение дешёвого авторитета классного руководителя, учителя 5го "Б" класса в назидание всем «выскочкам», и в качестве недопустимого и отрицательно влияющего своим поведением на становление личности школьников». С 3х часов пополудня и до 8ми вечера обсуждали учителя 5"Б" и классного руководителя. — И такой. И сякой. И безморальный.
Решение:
« строгий выговор и немедленное прекращение антиутопических экспериментов над несформировавшейся личностью школьников».
Самое удивительное для меня было то, что уже на следующий день группа родителей в количестве 23 (23м был 2й секретарь РК КПСС) человек собралась в кабинете директора и потребовала, именно и ДА, потребовала снять все обвинения с учителя, дать ему возможность работать творчески и не беспокоиться администрации и педагогическому коллективу о «дешовом авторитете» учителя и его методах работы, ибо дети увлечены идеями классного папы к лету самостоятельно заработать деньги на поездку на Чёрное море, поддерживают его и просто так тоже не будут молчать, а будут добиваться справедливости. (Обращаю внимание на горбачёвско-перестроечное время, кто тогда жил — помнит дух свободы).
Через два дня все «обвинения» были на внеочередном созыве педсовета сняты и принесены извинения. А в начале июня, после окончания учебного года, дети на заработанные деньги своими руками (в течение двух лет делали ящики для птицекомбината, собирали яблоки в плодосовхозе, продавали на ярмарках, сделанные на уроках художественного труда, свои поделки, выступали с платными концертами) поехали на Чёрное море, в Одессу.
Сколько впечатлений, радости! Появилось чувство гордости. Но главное не это даже. А чувство собственного достоинства! К 7му классу каждый из детей мог отстоять свою позицию, свою правоту, своё убеждение без крика, аргументированно. Отстоять перед младшим, старшим и взрослым. И апонент соглашался (мог, конечно, и не согласиться, если доводы были слабы. Но в диалог вступали смело). Каждый из них мог в лесу «выжить», не заблудиться, умел делать то, перед чем его сверстник растерялся бы, спасовал бы. В 12-13 лет постоять за себя. А девочки — дать отпор злодею.
И всё бы хорошо. Да ЭТО большое чувство собственного достоинства, в совокупности с борьбой за справедливость сыграли свою роковую роль.
В 7 классе пришёл новичок. Никто его не хотел брать из классных руководителей к себе в класс. Я взял. В 9м ему учиться бы, да поведение, учёба, характер лидера и просто сильного, сыграли роль. Для меня — плохую. Сумел он сколотить из слабохарактерных «моих» костяк, «обработать» их — к примеру, зачем идти помогать ветерану ВОВ колоть дрова, или в 5ть часов утра на школьной площадке 1го сентября учителям выложить из цветов цветочную картину «С праздником, дорогие учителя» со стилизованными портретами (заранее заготовлены). И вот эта группа провела тайное собрание с повесткой: «Перевыборы кл. руководителя». Кого напугали, кому пригрозили, кому даже нос разбили. В итоге перевесом в один голос удалась им идея. Узнал о ней тогда, когда директор зачитал заявление класса о не желании больше иметь такого строгого, нудного и «не справедливого» классного.
В первые минуты было это действо шоком. А потом одолела гордость за класс. Дети смогли преодолеть себя. Высказали своё мнение. Оно было на весь район, если даже не на область, первым таким решением. Свободным. По детски обоснованным.
Я ушёл.
И ходил гордым. За детей. За себя. За них, — что смогли , пусть и так, добиться своего права выбора. А я — что смог воспитать их такими.
А спустя много лет, 25 прошло, — звонок. Звонил тот самый третьегодник. И от имени всего класса, где они собрались в кафе, приглашал на встречу одноклассников. Когда пришёл, услышал столько слов сожаления за поступок «тогда», столько добрых глаз увидел (со слезами у девочек) и глубокого раскаяния (только за что?) у бывших пацанов, что у самого сердце дрогнуло. Сказал «Ребята, хотя вы уже взрослые, но для меня как были вы ребятами, так и остались ребятами». Вспомнили походы многодневные, выручалки из беды, дни рождения на природе, зарницы в зимнем лесу, работу до поздних вечеров, когда родители приходил встречать своих чад... Много чего в памяти воскресилось.
А когда подошёл седоватый мужчина с аккуратно подстриженной седой бородкой и представился: «... Тот самый смутьян, а ныне Заслуженный художник России, кандидат педагогических наук, преподаватель в вузе Москвы...», я потерял дар речи говорить. Извечная отличница и хохотушка Оля защебетала:«А я его теперь жена, Заслуженный врач, педиатр, много потом рассказывала ему о Вас. Его словно подменили. И муженёк стал сначала художником, а потом и кафедру возглавил. И знаете почему? Стыдно перед Вами стало ему, что класс подбил».
Это было самое дорогое признание в любви когда-либо сказанное мне, признание в правильности выбранного тогда, в конце 80х, начале 90х годов, пути.
И признание в том, что не забыли они своего старого учителя.
С праздником вас, дети, Учителя. Надеюсь, что вернётся свобода в воспитании совсем скоро, что новые школьники вот так, пусть и спустя годы, большие годы, признаются своим учителям в любви.
Благодарю всех.
Свидетельство о публикации №223090101646