Про хорошее

                "О хорошем думать, о хорошем говорить..."
                (слова из песни, стихи Л. Фадеева, муз. А. Барыкина)


         

      Несколько дней хожу и думаю «о хорошем».  Вспоминаю про хорошее.
 
      Эпизод первый.

           Я- первоклассница, иду в школу, нарядная- белый фартук, белый капроновый бант, белые гольфы с бомбончиками. Нас сегодня будут принимать в октябрята. Наконец-то мне прицепят октябрятский значок- красивую красную звездочку с кудрявым мальчиком Лениным в серединке.

           На улице дождь, осенняя непролазная грязь. В нашем городе целинников улицы асфальтированные имеются, но все равно, как говорится, грязи - по колено.
 
              В октябрята нас принимали в конце октября- накануне 7 ноября. На всякий случай напомню -  вдруг кто забыл или вовсе не знает: 7 ноября в СССР праздновали очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Праздновали помпезно! «День 7 ноября-красный день календаря. Погляди в своё окно- всё на улице красно! Вьются флаги у ворот, пламенем пылая. Видишь, музыка идет там, где шли трамваи. Весь народ-  и млад, и стар празднует свободу. И летит мой красный шар прямо к небосводу!» - этот стишок Маршака знал каждый советский карапуз. И, пожалуй, каждый советский ребенок ходил с родителями на демонстрацию, размахивал красным флажком и непременным шариком - не обязательно красным. Было холодно, весело, взрослые согревались доступными им способами, дети не мерзли, потому что бегали, прыгали, смеялись, и ещё потому, что дети не мерзнут никогда!
 

                Я иду вступать в октябрята. Иду быстро, волнуюсь, чтоб не опоздать, повторяю правила октябрят. «Октябрята- будущие пионеры. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут. Октябрята- дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут». Надо же, до сих пор что-то помню, а ведь полвека минуло с той поры. Ну так торжество было такое-  на всю жизнь запоминающееся!

        В 70-е годы дети в школу ходили сами. Даже первоклашки. Редко кого водили бабушки. Мамы-папы, понятное дело, работали. Но, по возможности, на праздники некоторые родители всё же приходили. Мои родители работали на военном заводе, там дисциплина строгая, поэтому на всякие праздники ко мне приходила бабушка, но и она, как назло, сегодня занята. Ну и ладно, что я- сама не дойду? Ещё как дойду, ведь не маленькая, в октябрята поступаю, как-никак!
 
               Идти мне близко- 5 минут, если бегом. Да и правда- кто в семилетнем возрасте ходит медленно? И я бегу! Ну и понятно- классика жанра- поскальзываюсь на мокром и грязном тротуаре. Не падаю-отчаянно балансируя, на ногах всё же удерживаюсь, холодея в ужасе от мысли, как я в белых колготках, белом фартуке только что могла плюхнуться в грязь. Слава КПСС- обошлось! Поэтому дальше иду осторожно, чтоб без приключений, тем более, что вот же она- моя школа № 5, да не просто номер пять, а ещё имени героя Советского Союза, легендарного генерала И.В. Панфилова.

           Школа у нас новая, большая-3 этажа! Первых классов целых пять -  1«А», 1«Б», 1«В»,1 «Г» и 1 «Д». В классах по 40 человек. Почти две сотни первоклашек из нашей школы станут сегодня октябрятами, потом вступят в пионеры, потом в комсомол, чтобы стать достойной сменой коммунистам и построить, наконец, коммунизм в нашей большой, дружной, многонациональной стране, а там, глядишь, и на всей планете. Не буду утверждать, что я думала в тот день именно так, во всяком случае, так нас учили наши вожатые из 5 класса, пионеры в красных галстуках.
               
             Ура, я –в школе. Захожу в класс, снимаю пальтишко. И к своему ужасу вижу, что мой белый фартук весь забрызган грязью! Это я так «удачно» умудрилась поскользнуться. Вот ведь- не упала, но фартук всё же замарался. А вокруг шум, гам, никому до меня нет дела, до моего горького горя. Я начинаю плакать, вернее, рыдать. Несколько мам и бабушек моих одноклассников сокрушенно качают головами, мол, что же ты, Таня, такая неаккуратная. И всё, их участие в моей судьбе этим ограничивается. Моей любимой первой учительнице тоже не до меня- она сегодня главная ведущая и самая ответственная за всё мероприятие, бегает из класса в класс, даёт последние указания.

           Что делать? Дома никого, мама с папой на работе. Телефонов тогда и в помине не было. Не то что мобильных, но и стационарных. Это у современного ребенка в любой затруднительной ситуации есть «звонок маме». Да и не у ребёнка тоже. Вспомните себя, чуть что- и рука тянется к спасительному мобильнику.
 
        Я отчаянно рыдаю. На моё счастье, среди мам в тот день был один-единственный папа. Отец Марины Галяутдиновой. Он быстро нашёл выход, действуя решительно, по-мужски, без лишних эмоций и разговоров. Взял мой несчастный фартук, сбегал домой (их дом был рядом с моим), моментально постирал и погладил. Вот так – и никакой трагедии! Через 15 минут я уже была нарядная и счастливая, а ещё через 5 минут вместе со всеми радостно вступила в октябрята! И на моём белоснежном фартуке заблестела красивая октябрятская звёздочка
.
         Всегда с огромной благодарностью вспоминаю этот случай. Подумайте, какая охота была взрослому человеку бежать под дождем, стирать и гладить незнакомой девчонке её фартук, вместо того, чтобы в теплой школе радоваться на своё нарядное и счастливое чадо? Какое дело ему было до чужого ребёнка? Видите, было… Спасибо тебе, хороший человек, папа Марины.

    Эпизод  второй.
   
             Поехали мы с подругой Таней в город Омск, поступать в медицинский институт. Город большой, незнакомый. Нам по 17 лет, и мы в большом городе можем потеряться - так думали наши родители. Поэтому с нами поехала моя мама. С моим семилетним братом. Куда же его девать? Дома одного не оставишь.

Почему именно моя мама, а не Танина? Потому что в Омске жили мамина тетка –тетя Лида и мамин родной брат, а, следовательно, мой родной дядя- дядя Саша. Собственно говоря, ехали мы «на абитуру»- сдавать вступительные экзамены. На поезде. Ехали часов шесть. Или семь. Не помню точно.

Абитуриентов селили в спортзале института. Селили в 10 часов утра, мы про это, конечно, не знали и приехали лишь к полудню.
- Завтра приходите.
Ну так какая беда? Переночуем у родни. Подумаешь, эка важность.

        В те времена люди были попроще, без особых церемоний и предупредительных звонков (телефоны в квартирах были редко у кого) можно было заявиться в гости, и это не считалось «моветоном». К нам часто приезжали гости, «как снег на голову», и мы постоянно так делали. Конечно, была тогда в стране почта, и до Омска письма шли 1-2 дня, но иногда письма задерживались или даже терялись (крайне редко). Ещё можно было дать телеграмму, мол, едем- встречайте. Телеграммы приходили в тот же день.
 Мама так и сделала-  написала письма тетке и брату, что собирается их навестить, вроде бы и ответ пришел, мол, конечно, приезжайте. А накануне отъезда ещё и телеграмму послала. На всякий случай.

             Тетя Лида жила рядом с институтом, поэтому, узнав, что заселять нас будут завтра, мы все вместе поехали сначала к ней. Увидев такую ватагу (вместо одной моей мамы) она как-то явно напряглась, хотя всегда отличалась гостеприимством и хлебосольностью. Возможно, она решила, что мы с подругой запросимся к ней пожить на время учебы (если вдруг поступим).

            Мы все это напряжение, граничащее с раздражением, почувствовали, и, сказавшись усталыми, поехали поскорее к дяде Саше. Сказать по правде, мы действительно притомились, к тому же стояла жара, после поезда хотелось в душ и отдохнуть, да и братик мой был ещё маловат и его начинало развозить, вот-вот упадет и заснет ребенок.

           Дядя Саша жил далеко, на краю города. Учитывая, что Омск вытянут почти на 40 км вдоль Иртыша, ехали мы почти целый час. Ничего, думали мы- сейчас отдохнем. У дяди Саши была семья- жена и двое ребятишек, и жили они в трехкомнатной квартире, вполне даже шикарно, по тем временам. Тут мы подвоха не ожидали. А зря.

       Приезжаем, поднимаемся на второй этаж, звоним – никто не отвечает. Странно. Ну да ладно, подождем. Спускаемся к подъезду, на лавочку. С чемоданами-кузовками, сидим, как табор цыганский, ждем. Может, на работе? Вот и вечер наступил, а наших родственников нет как нет. Соседи ходят мимо, косятся. В отличие от нашего маленького городка, где все про всех знали, тут соседи (как и полагается в большом городе) особо друг с другом не общались. 

          Что делать? А у тети Лиды был сын, Володя, мамин двоюродный брат, тоже тогда жил в Омске, с женой, на съемной квартире. Дядю Володю я очень любила с детства, потому что он служил на флоте, носил красивую бескозырку, и при полном морском параде приезжал к нам в гости! Мне тогда было года 3, я страстно его полюбила и взяла с него обещание, вернее даже клятву, жениться на мне, когда я вырасту, а он отслужит свою армию. Армию Володя отслужил, женился, причем не на мне, к моему глубочайшему разочарованию. Но когда я подросла- я всё же его простила, и даже полюбила его жену-красавицу невозможную. Когда они приезжали к нам в гости и шли по улице- люди буквально все оглядывались на неё, потому что она была вылитая Татьяна Доронина! Во всяком случае мне так казалось. И я страшно тогда гордилась.

         Я вспомнила про любимого дядю Володю, и предложила маме поехать к нему. Но, оказалось, адреса его мы не знали. Я года 2 назад была у него в гостях, но ведь Омск- это не наш Петропавловск. Мне казалось, что его дом где-то тут, недалеко. Самонадеянно (а кто в 17 лет этим не страдает) я попробовала по памяти найти его дом (на это ушло несколько часов), но в итоге мы опять сидели у подъезда дяди Саши, в надежде, что должны же они, на ночь глядя, объявиться в конце-то концов!

         Это сегодня с гостиницами нет проблем. В те времена развитого социализма попытаться заселиться в гостиницу просто так, без каких-то весомых оснований (типа брони от ЦК КПСС) никому и в голову не могло прийти.

            Тем временем солнце неуклонно садится, на город спускаются сумерки. Что делать? Ехать на вокзал? Дак ведь и там яблоку негде упасть, лето же, все куда-то едут! А у нас ещё и ребёнок, для полного счастья.

        Сидим у подъезда. Приуныли. И тут прямо с небес к нам спускаются два сверкающих ангела! Нет, не так. Не совсем так. И тут подходят к нам парень с девушкой, как позднее выяснилось, соседи дяди Саши, спрашивают, что да как. Мы им обрисовали ситуацию.
- Ну, говорят, -  пойдемте к нам, хоть покормим вас, мальчик ваш совсем уже устал, наверное, бедняжечка. А когда ваши родственники вернутся- то мы услышим, двери же рядом.

          В итоге мы у них поужинали, переночевали, да ещё и позавтракали. Хотя было там всего 2 комнаты и крошечный ребеночек-грудничок. Помню, что ребята были очень доброжелательные, что всем нам было у них комфортно и хорошо. Парень играл на гитаре, они с женой очень красиво пели дуэтом, ребенок у них был на редкость спокойным и жизнерадостным. Мы весь вечер смеялись – а кто в 17 лет грустит по всяким мелочам?
 
           Вот и скажите, с какого перепуга эти святые люди пустили к себе в дом нашу измученную компанию, делили с нами пищу и кров, не заботясь о собственном комфорте и безопасности? Мало ли аферистов на свете? Вдруг бы и мы оказались какими-нибудь проходимцами?

Вспоминаю этот случай с безграничным теплом и благодарностью. Спасибо вам, прекрасные люди за вашу доброту, надеюсь она вернулась к вам сторицей.
 
      А дядя Саша с семьёй «нашлись». Этим же утром.  Они ездили на отдых к друзьям, на машине, рассчитывая вернуться к нашему приезду, но в дороге случилась непредвиденная поломка. Так бывает с автомобилями- ломаются в самый неподходящий момент. Ну и на худой конец, они же знали, что тетя Лида у нас есть. Если что.

        Нас с Танькой заселили «на абитуру» в общежитие. Шикарно! Потому что мест в спортзале уже не осталось. А через стенку заселили Марину Галяутдинову. Да-да, именно ту девочку, чей папа в 1-ом классе постирал мне фартук. Мир тесен.

Эпизод третий.


        Еду я с работы в автобусе. Дело к обеду. Сегодня суббота, и у меня короткий день. То есть только приём. На вызова по субботам я не хожу. Дома дети и муж. Их надо кормить. Я знаю, что дома-шаром покати. Потому что мы тут с мужем –молодые специалисты, приехавшие совсем недавно по распределению. И знакомых-родных у нас в этом городе нет. Пока. А в магазинах- пустые полки. Потому что- перестройка. И всё по талонам. Но и по талонам- тоже ничего нет. Дома есть перловка. Я её притащила недавно целых 5 кг. Урвала! Отоварила талоны случайно. Так- то в магазинах периодически выбрасывают чего-нибудь- то крупу какую, то макароны, иногда и «мясопродукты» ( так в талонах и написано, до сих пор для истории храню некоторые талоны- так и не удалось их «отоварить»), бывает маргарин, даже масло сливочное бывает. Но всё тут же сметают. Надо караулить. И к вечеру обычно прилавки опять пустые. А нам караулить некому- мы работаем.
 
             Со мной в автобусе едет моя коллега, Ольга, она фельдшер,из местных. У нас в больнице она со вчерашнего дня, подрабатывает на полставки, так как терапевт наш в декрет подалась на прошлой неделе. И временно на её место взяли Ольгу. Поэтому знакомство наше весьма шапошное. Пока. Но я коммуникабельная, потому  делюсь с ней мыслями про обед. Едем, смотрим в окно. Пейзаж- не обнадеживающий, поздняя осень, снега почти нет, земля стылая, голая, холодно, серо. Неуютно.
   
            Ольга роется в сумке- достает оттуда банку. Тушенка! Потом ещё одну.
- На, бери, сваришь с перловкой.
- Ты чего, Оля? Не надо. Это ж какой дефицит!
-  Бери. У меня ещё есть.
Беру. Чуть не плачу от счастья. Оля, как фокусник, достает из своей волшебной сумки пачку чая, и тоже протягивает мне. Беру. Чего чваниться? Я уже просекла: дают- бери. Край тут суровый. Зоны вокруг. Люди тоже суровые. Без церемоний.

 А в завершение поездки мне вручается ещё и банка сгущёнки.
 В тот день у нас был королевский обед. И ужин.

С тех пор прошло много лет, не один десяток. А я помню, как Ольга поделилась со мной. Просто так. Бескорыстно. Такой вот порыв у человека случился. Благородный и щедрый.

В дальнейшем я узнала Ольгу поближе. И отношения у нас с ней были всякими. Иной раз прямо вот совсем никудышными. По разным причинам и обстоятельствам.

Но тот случай в автобусе помню. С благодарностью. Спасибо, Оля, я не забыла.

Потом, кстати, у нас всё наладилось, и с продуктами, и вообще.


Эпилог.

Эти три случая, конечно, не единственные, когда со мной случалось что-то хорошее. Но вот эти три- в топе. Может когда и про другие расскажу.


Рецензии
Аксинья, славно, когда вспоминается хорошее, светлое, доброе...
Главное, чтобы оно случалось, почаще случалось... и хорошее, и светлое, и доброе...
Понравилось Ваше повествование...
По душе пришлось...
Трогательно...
Будьте счастливы...
С уважением, С.Т..

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина с цветами.

Тёплый Сергей   01.09.2023 23:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей) послушаю обязательно

Аксинья Злойко   02.09.2023 06:12   Заявить о нарушении