Дом в книжном шкафу. О науке для детей

Исследования интеграции науки и искусства

Литературный проект «Дом в книжном шкафу»

Методика развития детей с художественной и научной литературой

Заметка
О научной литературе для детей - в день знаний

и

об интеграции художественной и научной литературы

Поскольку мир многообразен, и сферы так или иначе взаимосвязаны, для детей лучшее в развитии – сочетание художественной и научной литературы.

Что такое наука – наверное, первое, что должно раскрываться при знакомстве ребенка с научным знанием через детскую научную и художественную литературу. Интерес у детей к научному знанию может быть в связи с тяготением к данной области как будущей деятельности, детская любознательность, но и отсутствие интереса тоже может быть. На самом деле не стоит ставить целью в первую очередь сделать самый вопрос интересным – хотя это также важно – но изначально область научного знания нужно сделать понятной, и для чего эти знания нужны. Проблема того же общего образования – подача знаний без их связи с практикой и другими областями, что сейчас постепенно исправляется. Например, знакомство с математикой и информатикой может заинтересовать ребёнка, если он узнает, что возможно с данными знаниями создать, и чем они полезны.

К примеру, в одном из пособий вначале поднимаются вопросы «что такое наука» и «зачем нужна наука» [1], но ответы не открывают сути. Это же касается и других изданий, о том, что наукой занимаются учёные, но не приводится разнообразие знаний, и то, что науку изучают, и науки преподают – нужно дополнять данный перечень, иначе возникает слишком абстрактное представление. Научное знание не оторвано от жизни, оно описывает определенную природную закономерность, а система наук тем более демонстрирует эту широту и многообразие. А в условия объединения науки и искусств следует продемонстрировать и эти примеры.
Осветить взаимосвязи и разнообразие возможно разными способами. В одной из энциклопедий о науке для детей, например, разделы книги разбиты во взаимосвязанные по природе группы: «Свет и цвет», «Звук и слух», «Силы и механизмы» [2] и т.д.

Для школьного возраста научная литература для детей тщательно структурирована и соответствует системе образования. В помощь к познанию и освоению школьного курса отлично подходят большие энциклопедии, в особенности, если каждая посвящена определённой области. Примеров подробной энциклопедии в одной из областей множества. Вот грамотная подача материала по астрономии для детей в книге «Назад к Большому взрыву! Астрономия от Галилея до открытия тёмной материи» [3], в которой дети совершат путешествие через сотни лет, узнают о материи и энергии, устройстве систем и галактик, о видах планет и звёзд, о свете, цвете и сигналах последних, дойдут до центра Млечного Пути. Но опять-таки, если в одной большой энциклопедии размещаются несколько разделов – также хорошо, поскольку вновь знания демонстрируются в их взаимосвязи, и ребёнок может узнать и о космосе и месте нашей планеты, о взаимосвязи животного и растительного мира с миром неживой природы и многие другие области знания, описывающие мироустройство. Так в «Большой энциклопедии школьника» [4] из космической сферы можно переместиться на планету Земля, узнать о её географии и природе, всех сферах экосистемы, обратиться к человеку и его деятельности, науке и искусству.

Таким образом, в основу знакомства ребёнка с научной литературой нужно закладывать раскрытие через знания мироустройства, системы наук, и для чего знания данных отраслей необходимы.

И всё же эффективным является интеграция художественной и научной литературы для познания детьми мира в его полноте. Ещё ранее Ю.М. Лотман в статье 1972 года пишет о сближении сфер, и о применении совокупности различных методов, попытке понимания искусства через науку и наоборот [5].

Одной из современных книг, в которой сочетаются научная и художественная формы, является издание «Звездные УМКи» автора Д.В. Шутылева [6], о которой я упоминала, со школьным курсом в стихотворной форме по таким предметам как астрономия и физика, история, в стихах излагается математика и информатика, логика, биология и химия, искусства. Это начинание необходимо продолжать -  так, не зная о книге, ранее я создала проект и цикл стихотворений «Наука в стихах», и в целях совершенствования методики постараюсь собрать сборник стихотворений о науках и искусствах разных авторов, которые можно дополнить энциклопедическими справками по темам - такое сочетание художественной и научной литературы о науке и искусстве для детей позволит объединить сферы, составив единую Sci-Art сферу знаний о мироустройстве.

2023, Ксения Мира, заметки проекта развития детей с художественной и научной литературой «Дом в книжном шкафу»

Литература

[1]  Клэйберн А. Что такое наука? Энциклопедия для любознательных / Пер. с англ. М.Мельниченко. – М.: Эксмо, 2013. – 96 с.
[2]  Аннабел Крейг, Клифф Росни. Наука. Энциклопедия. Перевод с английского А.М. Голова. Москва: РОСМЭН, 1998. – 127 с.
[3]  Тайхман Ю., Венер К. Назад к Большому взрыву! Астрономия от Галилея до открытия тёмной материи. – СПб.: Питер, 2018. – 160 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребёнок»).
[4]  Шон Конноли. Большая энциклопедия школьника. Перевод с англ. И. Горолек и др. Москва: Махаон, 2010. – 256 с.
[5]  Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики / Сост. и ред. Ю.М. Лотмаy, В.М. Петрова, Предисл. Ю.М. Лотмана, Послесл. В.М. Петрова. Изд. 4-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 368 с. С. 5-23.
[6]  Шутылев Д.В. «Звёздные УМКи. Школьный курс в стихах-запоминалках в двух томах, 1-11 кл.: математика, информатика, астрономия, физика, химия, биология, окружающий мир, история». Учебно-методическое пособие. – М.:  КнигИздат, 2023. – 434 с.


Рецензии