Научиться чувствовать

Люди редко понимают беспредметное искусство, современное искусство и т. д. И это несмотря на то, что такие картины могут оказывать воздействие на их чувства. Но ум их не понимает. А когда не понимает ум, человек отгораживается, срабатывают защитные механизмы. Нас учат со школы рациональности и не учат понимать беспредметное искусство или искусство современное. Ум не понимает - значит все это чушь. Примерно такой ход мысли. Но слово понимать несовершенно. Можно сказать «чувствую». Чувствую, что за красками и образами что-то скрывается, какое-то состояние передается с их помощью. Но опять же рациональный ум все эти чувствования блокирует. А нужно просто расслабиться и чувствовать. Не так легко научиться чувствовать. Можно взять пример: мандала или янтра в индуизме или буддизме. Когда практик их созерцает, то он не думает об их смысле, не думает умом, он просто созерцает и... входит в определенные состояния. К абстрактному искусству нужно подходить таким же точно образом. Это мое мнение, основанное на некотором опыте контакта с такого рода искусством. Никому его не навязываю. Кто-то даже такое, вполне правдоподобное объяснение сочтет чушью. Он имеет на это право.

Можно говорить о том, как на все это дело смотрят специалисты-искусствоведы. Вот, например, что можно прочитать о воздействии творчества одного из авторов: «Искусство Т. Баданиной обладает взвешенной продуманностью строго отобранных движений кисти, резца, повышенной цветовой сдержанностью, тем самым «возвышением до типа» (по В. Фаворскому), что позволяет зрителю задуматься о высоком и вечном» (Предметное / беспредметное. Искусство художников Нижнего Тагила второй половины XX века из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Каталог выставки, 2022, с. 13).
В некоторых абстрактных работах Т. Баданиной действительно угадывается именно такое настроение и такой смысл. Искусствовед Н. Гундырева все это хорошо чувствует и пытается выразить с помощью языка специальных понятий. Это лишь один из примеров того, как можно «считывать» информацию с картин.

А вот что пишет художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма, Василий Кандинский: «Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет - это клавиш; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» (Василий Кандинский. О духовном в искусстве. / Василий Кандинский - биография, картины, книги, статьи [сайт]. URL: https://www.wassilykandinsky.ru/book-116-9-45.php (дата обращения: 12.09.2023).

Все эти примеры призваны показать, что не все так просто в искусстве. И если мы его не понимаем, то зачастую это вина не художников, а наша с вами. Нужно быть более внимательными к тем состояниям, которые возникают в нас при соприкосновении с современным искусством, искусством беспредметным и т. д. Нужно однажды остановиться и понять, что же мы чувствуем на самом деле. Ведь, наверняка, кроме распространенных чувств непонимания, отторжения, недоумения при виде картин такого рода, в душе рождаются и другие чувства, более позитивные, в которых мы зачастую просто не отдаем себе отчет.


Рецензии