Банивур

Дмитрий Дмитриевич Нагишкин — безусловный классик Великой советской литературы для детей, выдающийся популяризатор фольклора народов Приамурья. Созданные им сборники сказок «Мальчик Чокчо», «Амурские сказки» и «Храбрый Азмун» справедливо стоят в одном ряду с «Корейскими сказками» Н.Г. Гарина-Михайловского, «Вьетнамскими сказками» В. Жукровского и даже с «Народными сказками» главного общерусского сказочника А.Н. Толстого.

Однако прижизненную славу автору принес его героико-приключенческий роман «Сердце Бонивура». И как само собой разумеющееся, с началом развала СССР либеральная интеллигенция развернула крестовый поход против автора романа и прототипа его главного героя.

Пересказывать ту грязь, которую вылили на самого писателя, не буду. В вину ему даже поставили созданные им сказки, дескать, сказочник ничего серьёзного и правдивого написать не способен. Вечером 11 марта 1961 г. Нагишкина, который шёл на железнодорожный вокзал из Дома творчества в Юрмале, чтобы выехать домой в Москву, сбил поезд. Обстоятельства гибели писателя не известны по сей день. Но и это «обличители» не преминули поставить ему в вину.

Первостепенным является вопрос о том, когда роман «Сердце Бонивура» был задуман и написан. Существует сплетня, будто не то в 1920-х, не то в 1930-х гг. из Кремля в партийные организации Хабаровского края поступило указание найти и прославить дальневосточного героя-комсомольца времён Гражданской войны и интервенции. Нагишкин, работавший корреспондентом в нескольких газетах Владивостока и Хабаровска, засел в архивах. Достойного персонажа он там не нашёл, но ему понравилась случайно подвернувшаяся в документах фамилия Банивур. Трансформировав её в Бонивур, писатель и принялся сочинять чисто литературную историю.

В реальной жизни ничего подобного не было. Будущий автор романа в 1930-х гг. служил рядовым корреспондентом в центральной ежедневной газете Хабаровского края «Тихоокеанская звезда». Там же в те годы работал его самый близкий по жизни друг, замечательный советский писатель, историк нашего Дальнего Востока Н.П. Задорнов.

В 1937 г. в разгар ежовщины Нагишкина признали врагом народа — в юности он несколько месяцев учился в Школе для детей рядового и командного состава армии на Русском острове во Владивостоке, работавшей на базе эвакуированного туда Хабаровского кадетского училища. «Разоблаченного» врага народа уволили из газеты. Он не стал дожидаться ареста и тайком выехал из Хабаровска к своему старшему брату, работавшему в дальнем глухом поселке под Владивостоком. Там и отсиделся. Его поискали-поискали и… забыли. А потом с приходом в Народный комиссариат внутренних дел Л.П. Берии (декабрь 1938 г.) вообще оставили в покое.

Всё говорит о том, что месяцы ожидания ареста существенно повлияли на творческие способности Дмитрия Дмитриевича. 1938 г. он сам назвал годом рождения его как писателя. Уже в 1939 г. в журнале «На рубеже» была опубликована его приключенческая повесть для детей старшего школьного возраста «Тихая бухта». Успех её был значительный. Следующая приключенческая повесть писателя появилась в том же журнале в 1944 г. Называлась она «Сердце Бонивура».

И вот здесь мы подходим к одной из главных тайн Советского Союза, которая всегда была известна профессиональным историкам и прочим обществоведам, но остается тайной для подавляющего числа обывателей на территории бывшего СССР.

Со второй половины 1930-х гг. и особенно в годы Великой Отечественной войны советское руководство в лице И.В. Сталина, А.А. Жданова и А.С. Щербакова творило государственную идеологию по образцу идеологии императора Августа времен Римской империи, прежде всего по конструкции, данной Титом Ливием в «Истории города Рима…». Согласно этой конструкции государство формировало опорные для духа человека героические образы патриотов, приверженных главной идее — идее единого, общенародного государства. Братья Горации, матрона Лукреция, Юний Брут, Муций Сцевола, Марк Курций — эти и многие другие образы сильных духом героев не померкли во временах даже через две тысячи лет. Такие же образы создавала на основе (заметьте, только на основе!) деяний современников и советская идеология.

Каждый из нас должен твёрдо помнить: настоящий подвиг зачастую неказист, не эффектен, в моменты его совершения вовсе не похож на подвиг. Он остаётся таким же неуловимо героическим для стороннего наблюдателя даже через десятки лет. И всё же при ближайшем рассмотрении на конкретный момент и в конкретной ситуации он оказывается подвигом, даже великим подвигом. Идеология законно приукрашивала, в чём-то преувеличивала, даже местами досочиняла детали настоящего подвига. Ну и что? Такова одна из задач идеологии — создавать запоминающиеся образы подвига и героя. При этом образы героев не есть ложь, но есть народный идеал. А потому истинный подлец тот, кто берётся разрушать народный идеал в угоду своим мелким жлобским амбициям.

И ещё один важнейший момент: схожие подвиги (особенно на войне) совершали многие люди. Если возвеличивать всех, то подвиг растворится в обыденности. Поэтому те, кто формировал идеологию и образы Октябрьской Революции, гражданской войны и Великой Отечественной войны, своей волей выделяли из сотен героев, совершивших схожие подвиги, одного и именно ему воздавали великие почести, уважая при этом подвиги других. Таков закон природы и идеологии, а не чья-то вина. Причём не важно, кто первым совершил такой подвиг, важно только признание первенства за избранным идеологами героем. Бесспорно, здесь много случайного и субъективного, но этот случайный выбор есть незыблемая данность во имя приоритета идеала.

Когда рушили СССР, с 1986 г. разрушители первым делом набросились на его идеологию и на его героев. Т.н. «правдоискатели», отлично зная законы идеологии, били по самым уязвимым, но неизбежно существующим деталям, отрицая данность и ради разрушения, и в жажде удовлетворения личных амбиций. Таким образом, было совершено вопиющее надругательство над народными героями советского общества, над народными идеалами, причём продолжается эта вакханалия и в наши дни.

Повесть Д.Д. Нагишкина «Сердце Бонивура» увидела свет в годы активного формирования пантеона советских героев. Образ комсомольского вожака Бонивура, зверски замученного дальневосточными бандами белогвардейцев, родился как нельзя вовремя. Нагишкину заказали полноценную книгу о нём. В 1953 г. был издан роман в 3-х частях «Сердце Бонивура». Так появился канонический образ героя.

Архивные документы, которые выискали и широко обнародовали «правдоискатели», о потенциальном прототипе литературного персонажа рассказывают следующее. Виталий Борисович Банивур родился 20 июня 1902 г. в Варшаве в еврейской семье. Отец его был ювелиром, мать — домохозяйкой. Родители придерживались левых взглядов, отец предположительно был связан с Бундом. Когда началась Первая мировая война, Банивуры перебрались в Москву, а после падения царизма предпочли переждать смуту во Владивостоке. В ходе этих переездов отец из истории семьи исчез. Что с ним сталось и когда — не известно. Во Владивостоке жили только мать и Виталий с сестрой. Ещё в Москве подросток увлекся политикой, и когда семья решила эмигрировать в Америку, уезжать из революционной России он отказался. Наоборот, Виталий стал рядовым участником партизанского движения, попал в руки белоказаков и после длительных пыток был казнён 17 сентября 1922 г. Каким-либо командиром, совершавшим героические подвиги, молодой человек не был.

Чем же Виталий Банивур так привлек писателя? Сомнительно, чтобы фамилия могла сыграть в этом какую-либо роль. Да и в архивах Дмитрий Дмитриевич вряд ли копался. Скорее всего, здесь сделала свое дело избирательная память. В 1925 г. в газете «Комсомольская правда» был опубликован документальный рассказ писателя В.П. Кина о гибели партизана Виталия Банивура. Молодой человек случайно попал в плен к белоказакам. После продолжительных пыток его вывели за околицу деревни Кондратенкова (в Приморском крае, близ Уссурийска) и живому вырезали сердце. То, как был убит Виталий, ещё тогда поразило Нагишкина. И когда он задумал новую приключенческую повесть, история эта послужила стержнем сюжета. Фамилию же Бонивур писатель записал по памяти, а не из эстетических побуждений.

В любом случае, в советское время литературный герой вывел из небытия мученически погибшего юношу и помог советским идеологам ввести его в пантеон героев советского мира. Сегодня не имеет значения, какие подвиги совершал Виталий Банивур и совершил ли он их на самом деле. Мы принимаем его литературную биографию как неотвергаемую данность. Будем же чтить память героя.


Рецензии
Статья хорошо демонстрирует логику и набор ложных тезисов, которые привели советско-коммунистическую пропаганду к разгрому.

"Если возвеличивать всех, то подвиг растворится в обыденности."
"случайный выбор есть незыблемая данность во имя приоритета идеала."
"Сегодня не имеет значения, какие подвиги совершал ... ... и совершил ли он их на самом деле. Мы принимаем его литературную биографию как неотвергаемую данность."

Автор считает подобный подход "законом природы и идеологии".

На мой взгляд, это "закон идеологической криворукости и вульгарной халтуры в работе".

На мой взгляд, подобные халтурно установленные идеологические опоры могут работать исключительно в идеологически стерильной среде.

Как только появляется идеологический противник, которому невозможно заткнуть рот репрессиями, подобные опоры гарантированно рухнут.
Просто потому, что противнику эти опоры будут мешать.
Раз опоры будут мешать, противник будет их атаковать. Неизбежно будет!
Я не знаю, насколько надо утратить адекватность, чтобы надеяться, будто идеологический противник, может испытывать пиетет к враждебным ему героям!
Причём в поддавки противник играть не будет. Он будет искать наши уязвимые места, и, если таковые будут иметь место, то, вероятнее всего, их надёт.
И, под умелыми вражескими атаками, идеологические опоры, установленные по законам халтуры, неизбежно рухнут, заваливая всю идеологическую конструкцию (вне зависимости от её правильности или неправильности).
Это реальный закон природы, в отличие от выдуманных автором.

А поскольку "настоящий подвиг зачастую неказист", то заменить "дутых" героев реальными быстро не получится: будущие идеологические покойники сами старательно приучают публику к подвигам баснословно гипертрофированным, рядом с которыми реальные подвиги "не смотрятся".

Беднарский Константин Викторович   01.09.2023 14:43     Заявить о нарушении
Уважаемый Константин Викторович!

Искренне спасибо за отзыв.

Воюете Вы не со мною и не с большевистской идеологией, которая всего лишь использовала опыт творцов прошлых веков.

А, как и свойственно это доморощенным малообразованным либералам, воюете Вы с древнегреческой и древнеримской философией. Принципы, которые Вы отвергаете, были выработаны еще императором Августом (если Вам известно это имя) и воплощены в слово Титом Ливием. Но древние греки и до римлян делали это. И даже в сказаниях о Гильгамеше признаны эти принципы.

Если они Вам не нравятся, Ваши проблемы. Правда, тогда Вам следовало бы взяться за разоблачение и ликвидацию всей европейской культуры, как живописи, так и музыки и литературы. Один такой взялся за сие дело: Вольтер разоблачил Жанну дАрк. Ну и что? Вольтер остался ничем пред ликом Жанны дАрк. Это наука таким как Вы.

Все общества и все государства строились и строятся именно на этих принципах. А Ваши фантазии есть заурядное словоблудие неуча. Подобные Вам ведут мир в тупик и сами живёте в тупике. И ничего Вам с этим не поделать.

Данным отзывом Вы показали себя вопиюще необразованным и глупым человеком. Повторяю, это Ваши проблемы. Я ликбезом на Прозе.ру не занимаюсь и продолжать общение с Вами не намерен.

Если Вам хочется рассуждать на подобные темы, для начала изучите азы исторической науки, философии, мировой культуры и пр. А потом лезьте со своими дикими "рассуждениями".

С уважением

Виктор Еремин   01.09.2023 12:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.