Поморская моленная в станице Белореченской

              Историческая справка

Старообрядчество в Закубанье  начинается с 1860 года с заселения новых станиц

казаками Кубанского казачьего войска. Ежегодно составлялись отчёты о казаках

приемлющих священство – старообрядцев Белокриницкого согласия, и не приемлющих

священства – староверов – поморцев. В  конце 1865 года в станице  проживало 145

поморцев.
         
        В  первые годы заселения старообрядчество было представлено казачьим

сословием, со временем стало прирастать за счёт иногороднего населения.
         
        Соотношение казаков и иногородних в 1873 году составляло в станице

Белореченской: 1703 и 847. Это время характеризуется мягким подходом государства

к кавказскому старообрядчеству. Было разрешено свободное богослужение,

беспрепятственное продвижение по службе и придание старообрядческим храмам вида

обычных жилых построек.

        Поморцы станицы Белореченской обращаются к высшей власти о разрешении

переноса на новое место и перестройке старого здания существующей с 1862 года

моленной. Областное начальство удостоверило ветхость моленной, оказавшейся по

своим размерам недостаточной для собирающихся в ней на молитву поморцев станицы

Белореченской. В октябре 1897 года заместитель министра внутренних дел России

написал, что с его стороны нет препятствий к удовлетворению ходатайства*.

      17 апреля 1905 года императором Николаем II издан указ « Об укреплении

начал веротерпимости».

      Впервые с середины 17 века были упразднены законодательные ограничения в

отношении старообрядцев. Такое положение продолжалось  до установления на Кубани

советской власти в марте 1920 года.

В станице Белореченской « в 1936 году по решению граждан ст. Белореченской

старообрядческий молитвенный дом был закрыт, а здание было передано колхозу

Штейнгарт под зернохранилище».
 
      В 1945-1946 годах проходят регистрацию старообрядческие общины в станице

Белореченской и  в хуторе Потомственном Белореченского района.

      Занятые ими здания передаются в бесплатное  и бессрочное пользование. В

станице Белореченской бывший молитвенный дом по улице Советской.

      В 1945-1946 годах опорой своим прихожанам служили:  настоятели станицы

Белореченской Попов Яков Георгиевич, хутора Потомственного Стародубцев Нестор

Игнатьевич.

Сведения о посещении старообрядческой церкви в 1951 году: Рождество 350 человек,

Крещение 450 , Вербное 350 , Пасха 500, Троица 300.

В 1953 году предполагалось провести в ст. Белореченской совещание старообрядцев

беспоповцев, но настоятель Белореченской общины был вызван в крайком, и собор

проведён не был.

14.10.1960 года в городе Белореченске состоялось совещание старообрядцев –

поморцев. На нём присутствовали наставники из Москвы Семенихин Ф. И., г.

Грозного Сивцев С.Л. Астрахани Тарусин Ф.Н., Лабинска Присекин И.Г. и г. Майкопа
Елисеев А.В.

        С 1961 года остаются зарегистрированными две старообрядческих общины:

Белокриницкого согласия в ст. Ханской и поморская в Белореченске. 

В современном российском обществе, переживающем ценностный кризис, Белореченская

община староверов – поморцев является ярким примером стойкости духа и крепости,

перенёсшая через все испытания  традиции допетровской Руси.

* (ГАКК – фонд 318, опись 2, дело 2059). Дело включало в себя целый пакет документов, посвященный рассмотрению ходатайства старообрядцев урядника Степана ИВАНОВА и казака Арсения СОТНИКОВА о перестройке и переносе на другое место старого молитвенного дома. Начато архивное дело 25-го ноября 1896 года и окончено 30-го октября 1897 года.

* использован материал из статьи О.П.Логиновой « К вопросу истории старообрядчества в Майкопском отделе».

         
 
                СТАНИЧНИКИ ВСПОМИНАЮТ

      В строительстве моленной Покрова Пресвятой Богородицы в станице

Белореченской принимали участие купцы Морозовы. Потомки Елисея Саввича Морозова -

члены поморской церкви и главная ее опора, и жертвователи в Москве, Орехове-

Зуеве, и в России.

         Станичники отправили в Москву просителя, из числа старообрядцев, с

просьбой помочь в строительстве моленной. Был доставлен сруб из сибирской

лиственницы и мастер, под руководством которого осуществлялось строительство.

Внутренний свод моленной соответствовал всем законам церковного зодчества. 

     …В 1945 году Попов Я.Г. с прихожанами обратились к местным властям с

просьбой разрешить капитальный ремонт молитвенного дома староверов поморского

согласия, К ремонту приступили в 1948-1949 годах.

      Нижние венцы сруба сгнили, их заменили новыми и укрепили стены

дополнительными опорами с помощью болтов Михаил Юрков, Афанасий Шевяков  возили

брёвна из  Апшеронска, завхозом был Василий Филононович Гордеев. Старшим помогали

подростки. Общее дело укрепляло семьи. Строили на века с Верой и надеждой на

мирную жизнь. 

       Благодаря преемственности поколений удалось сохранить древнерусские иконы,

знаменное пение, народные промыслы.

     Уважение и взаимопонимание между старшим и младшим поколением в семье –

залог крепких семейных отношений. 


                НАСТАВНИКИ


       Память народная сохранила имена духовных наставников  Поморской церкви в

станице Белореченской:

        МОСКАЛЬЦОВ Аквсентий Алексеевич, участник Первой мировой войны 1914-1918

годов. Служил ефрейтором, 1-я Кавказской отдельной телеграфной роты.

        СТРОГОНОВ Илья

       ДЕМЬЯНОВ Петр Фролович. В 1930 году был арестован и, как священнослужитель, выслан на Соловки, два года спустя на весельной лодке в одиночку преодолел Онежский залив. Добрался до Грозного, где и основал старообрядческий приход. Умер в 1958 году.

БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ КАЗАЧИЙ РОД ДЕМЬЯНОВЫХ. Автор О.В.Постников

Буквально вчера получил просьбу Натальи Ивановны РУДОВОЙ – правнучки нашего станичника Петра Фроловича ДЕМДЕМЬЯНОВ Петр Фролович. В 1930 году был арестован и, как священнослужитель, выслан на Соловки, два года спустя на весельной лодке в одиночку преодолел Онежский залив. Добрался до Грозного, где и основал старообрядческий приход. Умер в 1958 году.ЬЯНОВА – поделиться имеющейся у меня информацией, ежели таковая имеется.
Кроме того, сама Наталья Ивановна рассказала, что «ДЕМЬЯНОВ Петр Фролович принимал участие в строительстве старообрядческого храма и был его настоятелем в Белореченской. Был отправлен в ссылку.
Жена его Евдокия Ивановна (до замужества – КРАВЦОВА).
Пятеро детей: Роман, 1903 года рождения, Иван, 1905 года рождения, Семен, Родион, Елена, 1925 года рождения, Арина. Все уроженцы ст. Белореченской.
Жена Ивана – Ксения Стефановна, черкешенка, не староверка.
Жена Романа – ДЕМЬЯНОВА Наталья, после войны проживала в Лабинске, там же похоронена.
Обе родились в Белореченской».
К сожалению, мне в плане осведомленности особо похвастаться нечем, но кое-что есть!

Старейший представитель рода ДЕМЬЯНОВЫХ в нашей станице – Фрол ДЕМЬЯНОВ родился в 1838 году в станице Мартанской Кубанской области.
7-го июня 1880 года в возрасте 42-х лет урядник Фрол ДЕМЬЯНОВ с семейством, куда входили его 39-летняя жена Евдокия с дочерями Феклой, 14-ти лет, и Евдокией, 6-ти лет, переселился на постоянное жительство в станицу Белореченскую (приказ Кубанскому казачьему войску от 25-го октября 1880 года № 240).
Он неоднократно упоминается в некоторых архивных документах станицы Белореченской, например, как выборный казак в приговоре станичного сбора от 22-го сентября 1896 года (ГАКК – фонд 449, опись 3, дело 548, лист 7); как представитель от общества при выдаче доверенности от 9-го сентября 1896 года (ГАКК – фонд 574, опись 1, дело 3567, лист 37об); как станичный Судья в приговорах сборов от 15-го июня (НАРА – фонд 20, опись 1, дело 12, лист 46об) и 23-го сентября (НАРА – фонд 20, опись 1, дело 12, лист 99) 1901 года.

Его сын – Петр Фролович ДЕМЬЯНОВ – родился в станице Белореченской предположительно в 1881-1883 годах.
Я нашел упоминания о нем в двух документах Белореченского станичного Ревкома за 1920 год, где он числится в списках хозяев частных домовладений, имеющих сельскохозяйственных животных (НАРА – фонд 136, опись 1, дела 4 и 14).
Кроме того, на электронном сайте «Открытый список» (ru.openlist.wiki) имеется информация на уроженца станицы Белореченской Петра Фроловича ДЕМЬЯНОВА, 1871 года рождения (полагаю, дата ошибочна, потому что при переселении в 1880 году его отца с семейством в нашу станицу, наличие сына не указано), где сообщается, что 7-го февраля 1930 года он арестован по ст. 58/10 УК РСФСР, а 23-го февраля 1930 года осужден тройкой при ПП ОГПУ СКК и ДАССР к выселению с территории Краснодарского края сроком на 5 лет.
Реабилитирован 29-го мая 1990 года на основании Указа Президиума ВС СССР от 16-го января 1989 года (архивное дело 16 328).

        ПОПОВ Яков Георгиевич был наставником и опорой прихожанам много лет. В

1942 году вместе с братом Александром участвовал в операции по освобождению

молодых людей, которых должны были отправить в Германию.
 
   
        ТРОФИМЕНКО Фёдор Селивёрстович, 1913 г.р. служил в 311

сд.1067сп,93сд2УкрФ командиром отделе-ния.  Награждён медалями «За

отвагу»10.09.1943  и 11.10.1943гг.

        ФАТЕЕВ  Дмитрий  Николаевич

        БОГОМОЛОВ Пётр Прохорович

        ВАСИЛЬЕВ Фёдор Фёдорович родился в 1927 году в Краснодарском крае.

Призван на фронт в декабре 1944 года.Воевал в составе 289-го сп войск НКВД, 10-го

полка правительственной связи НКВД. Рядовой. Демобилизован в апреле 1951 года.

Работал токарем.

        БОГОМОЛОВ Павел Прохорович служит в настоящее время.   



      


Рецензии