Британский крейсер топит немецкий

Справедливости ради надо сказать, что британский крейсер был полноценной боевой единицей, а немецкий крейсер был вспомогательный, переделанный из гражданского судна.

У меня есть несколько материалов о так называемых «дойных коровах Дёница», т.е. подводных лодках Кригсмарине, которые снабжали боевые субмарины топливом, провизией и даже торпедами прямо в море, недалеко от позиций, где те охотились за конвоями британцев в Атлантике. Но не только «дойные коровы» занимались снабжением подводных лодок, но и так называемые суда снабжения, т.е. надводные корабли, не обладающие возможностью погрузиться в случае опасности, и не удрать от противника, обладая достаточной для этого скоростью.

22 ноября 1941 года. Южная Атлантика. Вспомогательный крейсер Кригсмарине "Атлантис" передает топливо на подводную лодку U-126, не подозревая, что в их сторону на 25 узлах несется британский тяжелый крейсер "Девоншир".

С началом войны командование немецкого флота реквизировало для своих нужд ряд новых грузовых судов для переоборудования их во вспомогательные крейсера - рейдеры. В их число вошел и "Гольденфейс" - новое (1937 года постройки) грузовое судно водоизмещением 17600 тонн, оснащенное двумя дизельными двигателями, которые позволяли развивать вполне приличную для торгового судна скорость в 16 узлов. Другим преимуществом дизелей была огромная дальность плавания - в 60000 морских миль. Переименованный в "Атлантис" корабль получил следующее вооружение: 6 орудий калибра 150 мм, одно 75 мм орудия, 3 зенитных автомата, 4 торпедных аппарата и 92 мины типа ЕМС. Для разведки на борту имелось 2 гидросамолета. После переоборудования численность экипажа выросла с 45 до 350 человек. Командиром крейсера был назначен 39-летний капитан 1 ранга Бернхард Рогге. Имя "Атлантис" для корабля выбрал именно он.

Интересный факт. Рогге назначил выход в море на 13 марта, чем немало смутил своих суеверных подчиненных. Посмеявшись, командир перенес выход на 12 число в 23:55. Спрятавшись в небольшой бухте, рейдер "загримировался" под норвежское судно "Кнут Нельсон". Позже, уже перед самым выходом в море, "Атлантис" ещё раз сменил личину и стал советским торговым судном "Ким". 1 апреля родные берега остались за кормой.

С момента выхода в море до встречи с "Девонширом" прошло 622 дня. За это время "Атлантис" прошел 102000 морских миль, захватив или потопив 22 судна общим водоизмещением 145000 регистровых брутто-тонн, что поставило на первое место по результативности среди надводных рейдеров Кригсмарине. Среди заслуг "Атлантиса" особое место занимает захват 11 ноября 1940 грузового судно "Автомедон". Не знаю, какой дурак в британском Адмиралтействе догадался отправить на обычном сухогрузе распоряжения по обороне британских портов на Дальнем Востоке, кодовые таблицы для торгового флота, приказы для военно-морских сил в этом регионе, 120 пакетов почты, один из которых предназначался командующему британскими ВВС на том же Дальнем Востоке маршалу сэру Роберту Брук-Попхэму. По счастливой для немцев случайности, офицер, отвечавший за документы, был убит осколком снаряда при захвате судна. Бумаги были переправлены на захваченном ранее танкере в Японию, откуда с диппочтой по Транссибу уехали в Берлин. Естественно, японцы получили копии. Информация очень помогла им при планировании наступления в юго-восточной Азии. Позже командир "Атлантиса" получит по именному рескрипту императора Хирохито самурайский меч.

Но вернемся в ноябрь 1941 года. Поход подходит к концу - "Атлантис" держит курс к родным берегам. 8 ноября поступил приказ передать часть топлива находившимся в южной Атлантике подводным лодкам. 13 ноября состоялась встреча с U-69, а на 22 было назначено рандеву с U-126. Чего немцы не могли знать, так это того, что их шифры взломаны британской разведкой. Из перехваченных радиограмм англичане сделали вывод, что в данный район прибудет судно-снабженец подводных лодок и приняли соответствующие меры. Утром 22 ноября рейдер благополучно встретился с U-126 и начал перекачку топлива. Рогге пригласил командира лодки к себе в каюту, а главный механик "Атлантиса" начал ремонт клапана одного из дизелей. Ничто не предвещало беды.

В 08:16 сигнальщики "Атлантиса" заметили на горизонте приближающийся на большой скорости корабль, а уже через три минуты немцы знали, что перед ними тяжелый крейсер. U-126 срочно отдала концы и погрузилась, оставив командира на рейдере. Тем временем британцы запустили гидросамолет, пилот которого сразу срисовал тянущийся за кормой заправочный шланг, нефтяные пятна и уходящую под воду подводную лодку. Улики были налицо!

В 08:37 "Девоншир" дал два предупредительных выстрела. Рогге, понимая, что уйти не удастся, даже если бы в строю были оба дизеля, начал ломать обычную для немецких рейдеров комедию. Капитан 1 ранга приказал остановиться и повернуться бортом к противнику, в то время как радист начал передавать сигнал бедствия от имени греческого судна "Полифемус".

Немцам был известен кодовый сигнал, который передаю суда союзников при нападении рейдера - RRR. Но чего ни не знали, так это того, что несколько дней назад сигнал сменился на RRRR. Тем не менее командир крейсера капитан 1 ранга Оливер допускал, что перед ним мирное судно, которое силой вынудила остановиться немецкая подводная лодка. Был послан запрос в штаб, а пока не пришел ответ, крейсер ходил переменными курсами, не подходя ближе, чем на 7 миль. Расчет Рогге на то, что удастся заманить противника под торпеды U-126, не оправдался.

На заставке: Крейсер «Девоншир».

В 09:34 пришел ответ из штаба, что никакого "Полифемуса" в этом районе нет и быть не может. В это же время пилот гидросамолета доложил о соответствии внешнего вида судна с имеющимися фотографиями немецкого рейдера. В 09:35 восемь 203-мм орудий британского крейсера открыли огонь на поражение, добившись попадания с третьего залпа. Рогге даже не думал открывать ответный огонь - бесполезно! Приказав поставить дымовую завесу, он скомандовал начать эвакуацию. Под прикрытием дыма спускались шлюпки, в то время как минеры готовили подрывные патроны. К 09:43, когда завеса рассеялась, на борту почти никого не осталось. В 09:58 взорвался носовой погреб, а спустя 14 минут сработали подрывные патроны. В 10:16 "Атлантис" затонул. Сделав свое дело, британский крейсер подобрал севший гидросамолет и полным ходом покинул район. Оливер помнил о подводной лодке, и оставил вопрос спасения команды рейдера на усмотрение её командира.

U-126 поднялась на поверхность. 50 человек кое-как разместили в отсеках, ещё полсотни на палубе, а шлюпки с остальными взяли на буксир. Рогге рассчитывал таким образом добраться до побережья Бразилии, но командование Кригсмарине подсуетилось, и спустя 72 часа после потопления "Атлантиса" его команда оказалась на борту судна снабжения "Питон". К счастью, капитан Рогге настоял на том, чтобы спасательные средства "Атлантиса" также были подняты на борт. Как в воду глядел, потому что 1 декабря, как раз во время заправки очередной пары лодок, на горизонте появился тяжелый крейсер "Дорсетшир", который, несмотря на все попытки субмарин атаковать, топит "Питон" и уходит, оставив командиров лодок думать, что делать уже с 4 сотнями людей на шлюпках.

Узнав о ситуации, адмирал Дениц приказал ещё двум лодкам идти в район и присоединиться к спасательной операции. Кое-как караван из четырех перегруженных субмарин добрался до островов Зеленого мыса, где их встретили 4 итальянские лодки. Распределив людей по отсекам, субмарины по одиночке добрались до Сен-Назера, куда и прибыли в период с 25 по 29 декабря 1941 года.

В рейхе на моряков "Атлантиса" полился дождь наград. Все члены экипажа были повышены в звании и отправились в двухмесячный отпуск. Сам Рогге получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту, контр-адмиральские погоны, а из Японии наконец прибыл его меч. Конец войны командир "Атлантиса" встретит вице-адмиралом. В 1957 Рогге поступит на службу во флот ФРГ, правда в контр-адмиральском звании. Отслужив там 5 лет, он уйдет в отставку и доживет до 1982 года.


Рецензии