Актер Владимир Шевельков

Думаю, что большинство читателей примерно одного со мной возраста, запомнили этого актера по фильму «Гардемарины, вперед». А более продвинутые киноманы могли увидеть его и в кинофильме «Сердца трех», снятого по произведению Джека Лондона. Но оказывается, и это для меня была новость, стал популярным у слабого пола нашей страны Владимир Шевельков, которому сейчас 62 год, не тогда, а раньше. А вот когда, вы узнаете, если прочтете мою заметку до конца.
 
Владимир Шевельков родился 8 мая 1961 года. Это  актер, которому выпали по самым скромным подсчетам две знаковых кинороли. И если первая возвела восемнадцатилетнего дебютанта на кинематографический Олимп, то вторая, по мнению самого же Шевелькова, обрубила ему актерскую карьеру.

Как же так получилось?
Шевельков громко дебютировал в картине «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979). Не свидетелю тех времен трудно понять почему на этот непритязательный фильм свалился не только зрительский успех (30,7 миллионов посмотрели его), но и Госпремия имени Надежды Крупской. Здесь надо учитывать дефицит жанра молодежной драмы, тем паче «В моей смерти прошу винить Клаву К.» предлагала менее сиропный вариант развития событий, нежели картина «Я вас любил...» (1968), также сделанная по сценарию Михаила Львовского. Рассказ о первой несчастливой любви тронул подростков и фильм остался в памяти поколения.

А Шевельков после успеха очутился во ВГИКе, на актерском курсе Евгения Матвеева.
Учился он из рук вон плохо, девять раз Шевелькова пытались отчислить, зато фильмы сыпались один за другим: «Приключения принца Флоризеля» (1979), «Признать виновным» (1983), «Хозяйка детского дома» (1984), «Поезд вне расписания» (1985).

Когда Светлана Дружинина вынужденно рассматривала кандидатуру Шевелькова на роль одного из гардемаринов, то обратилась к Евгению Матвееву за характеристикой. Услышала следующее: «Вы обрекаете себя на страдания. Он ненадежный, постоянно подводит. Он утекает... Может репетировать дипломный спектакль, а потом вдруг не приехать на защиту. Когда Шевелькову выдали диплом, я перекрестился».

«Гардемарины, вперед!» (1987) Дружинина в немалой степени задумывала как проект для сына — Анатолия Мукасея. Одну из главных ролей должен был играть он, на парня пошили костюмы, но… По словам Дружининой, именно в разгар подготовки к картине Анатолий покончил с собой. Шевельков же, который абсолютно на все слова Дружининой находит противовес, утверждает, что против кандидатуры режиссерского сына восстали Сергей Жигунов и Дмитрий Харатьян.
То есть, уже изначально Шевельков прошел на роль, для которой не предназначался. До этого он играл амбициозных, нагловатых молодых людей и мечтательный гардемарин Никита Оленев не совсем ложился на его палитру. Все это не просто приводило к спорам с режиссером о концепции; по утверждениям Шевелькова, он и некоторые сцены срежиссировал.

О конфликте с Дружининой говорил так: «Эта картина разрушила мою карьеру. На съемках возник личностный конфликт между мной и Дружининой. Это был конфликт на уровне вкуса: ты живешь не так, делаешь не так, идешь не туда, у тебя ноги кривые и морда косая. Мы постоянно выясняли с ней, как жить - как не жить, как думать - как не думать…»

Несколько раз производство чуть не вставало из-за неявки актера на съемки. В одной из важнейших сцен вместо Шевелькова пришлось снимать бригадира осветителей, отдаленно на него похожего.

Когда фильм триумфально вышел на экраны, Шевельков отказался участвовать в его продвижении. Парень не пришел на телевизионный эфир, пиарящий гардемаринов, и Дружинина, уже лелеющая планы по съемкам продолжения, решила, что в новом проекте обойдется без Шевелькова.

Здесь опять намечается разночтение, ибо Шевельков говорит, будто отказался от продолжения категорически, хотя его туда зазывали. Дружинина утверждает, — он пытался ее переубедить, подговаривая уйти из проекта Жигунова и Харатьяна, если не будет утвержден.

Говоря, что после таких ролей, как «Гардемарины» серьезных работ не предлагают, Шевельков упускает из виду следующее — для Жигунова и Харатьяна участие в «Гардемаринах» стало определяющим. После этого они с экрана не слазили. Шевельков тоже снимался вплоть до 1993, правда, не так заметно, как в начале карьеры. Именно он стал мотором нового проекта с участием тройки «Гардемаринов» - экранизации романа Джека Лондона «Сердца трех» (1992). Данный приключенческий фильм вышел на экраны в момент развала кинопроката и погоды не сделал.

После «Сердец трех-2» (1993) Шевельков завязал с актерской карьерой лет на десять. При этом артист дал обещание: это — всего-навсего перерыв и тайм-аут. А «ровно через 10 лет он вернётся на экраны».
И переквалифицировался в режиссеры. Что ж, мудрый выбор.

Так и случилось. Правда, новые роли актёра были уже не столь яркими, как во времена его артистической юности. Впрочем, Владимир Шевельков из-за этого не переживает. Актёр весьма преуспел в рекламном бизнесе. Сегодня он вполне состоятельный человек, который может позволить себе заниматься только теми проектами, которые ему интересны.

О роли в «Гардемаринах» вспоминает без восторгов. Говорит, что на съёмках ему пришлось несладко. Дело в том, что у Владимира (состоявшегося на тот момент артиста) имелось собственное видение роли, но режиссёр не дала артисту «развернуться» и постоянно «подавляла» его.

В последнее время Владимир Шевельков снимается в кино редко. На его счету — несколько режиссёрских работ. А ещё — участие в проекте «Ледниковый период». После его завершения Шевельков признавался, что участие в шоу далось ему нелегко. И не только из-за изнурительных тренировок. Особенно сложно оказалось в моральном плане: Татьяна Тарасова, комментировавшая выступления, постоянно критиковала актёра и его партнёршу по танцам. В итоге артист начал снимать напряжение с помощью известного русского способа. Но, тем не менее, он смог вовремя остановиться...


Рецензии