Voynich Manuscript Wikipedia

 
ВИКИПЕДИЯ
о Рукописи Войнича
(новые теории)

1. Wikipedia: правка Александра Амелькина. Йоханнес Хартлиб (Johannes Hartlieb) - автор Рукописи Войнича (Voynich Manuscript) [1413-1460]

"По одной из версий в 1599 году императору Рудольфу II рукопись Войнича в числе других редких книг продал аугсбургский врач и антиквар Карл Видеманн[41]. Почему специалисты пока не рассматривают вариант написания этой рукописи именно в Аугсбурге, в Мюнхене, в Ингольштадте или в Менцинге — городе между Аугсбургом и Мюнхеном? Основную часть антикварной коллекции Видеманна составляли региональные книги и рукописи, и только часть была приобретена в Зальцбурге и Праге. Экзотических же рукописей в коллекции практически не было. Так что вероятность местного происхождения манускрипта Войнича очень велика. Существует предположение, что автором рукописи является мюнхенский врач Йоханнес Хартлиб[50]. Йоханнес Хартлиб (ок. 1401 — 18 мая 1468) был лучшим врачом средневековой Баварии, вероятно, из семьи из Мёглингена (Баден-Вюртемберг). С 1435 года служил Альбрехту III Баварскому фон Виттельсбаху, а с 1460 года — его сыну Сигизмунду. В 1444 году он женился на Сибилле, дочери Альбрехта фон Виттельсбаха и Агнес Бернауэр. Хартлиб был фитобальнеологом и примерно в 1440 году написал сборник о травах. В семи главах о растениях[51] Хартлиб описал их лечебное, магическое и запрещённое использование. Йоханнес Хартлиб был свидетелем трагических событий вокруг замка Блютенбург, связанных с семьёй Альбрехта и Агнес. Именно этот замок он и изобразил в рукописи. В рукописи есть много иллюстраций, показывающих жизнь обитателей замка. Мы видим портрет Агнес и Альбрехта во время их тайного бракосочетания, карту с городами Верхней и Нижней Баварии, изображения бань и врачебных процедур, внешний вид замка и т. д. Вероятно, Йоханнес Хартлиб разработал тайнопись для рукописи Войнича на основе алфавита Рудольфа IV Австрийского (криптографии, известной как Alphabetum Kaldeorum или Kaldaisch)[52]. Скорее всего, в соответствии со средневековыми системами тайнописи[53], только ограниченный ряд символов в рукописи Войнича имеет значение. Например, это могут быть модифицированные символы из Кальдеорского алфавита (квази-халдейского, Kaldaisch). Остальные же символы — просто пустышки. При этом некоторым буквам могут соответствовать 2-3 совершенно различных варианта написания. Судя по тому, что почерк Йоханнеса Хартлиба не соответствует шрифту рукописи Войнича[54], он создал её в черновом варианте, а затем передал писарю для оформления. Раскраской же картинок в рукописи Войнича занималась Сибилла — маленькая дочка Агнес и Альбрехта. О том, что картинки раскрашены ребёнком, говорят два факта: под слоем краски есть обозначения цвета на немецком языке (например, «rot»); картинки раскрашены неаккуратно, детской рукой. Можно также предположить, что рукопись Войнича вместе с «Хиромантией» были написаны (переписаны) в Аугсбурге на основе черновиков Йоханнеса Хартлиба для жены герцога Альбрехта III Анны Брауншвейгской. А после смерти Альбрехта III рукопись Войнича вернулась обратно в семью Хартлибов. Спустя приблизительно 160 лет Карл Видеманн, видимо, купил манускрипт у потомков Йоханнеса и Сибиллы Хартлибов."

2. Проведено большое исследование почерка Йоханнеса Хартлиба. Хотя некоторые элементы и похожи на шрифт Рукописи Войнича, всё же она была скорее всего переписана писарем с черновика Хартлиба и по заказу Хартлиба. Вероятно, этот писарь работал поэтапно в течение нескольких лет.

3. Рукопись Войнича создавалась в несколько этапов приблизительно с 1413 по 1460 годы Йоханнесом Хартлибом. В 1413 году, будучи 12-летним подростком, Йоханнес увлёкся тайнописью и разработал специальный шифр Войнича (Хартлиба). Затем в этой игре принял участие его друг детства наследник Альбрехт фон Виттельсбах. Позже игра превратилась в некоторую летопись и энциклопедию с элементами искусства, экспериментирования и фантазии. После смерти Хартлиба в 1468 году Рукопись хранилась в семье Хартлибов / Бернауэров в Мюнхене или в Аугсбурге до конца 16-го столетия, а потом была выкуплена аугсбургским врачом и антикваром Карлом Видеманном.

4. Карл Видеманн приобрёл Рукопись Войнича в Аугсбурге или в Мюнхене, где она и была написана в 1413-1460 годах Хансом Хартлибом как фантастическое пародийное произведение с элементами реальности (бани Каспара Бернауэра, проект Замка Блютенбург, свадьба Альбрехта с Агнес). В проекте замка ещё не было рва с водой, но фигурировали какие-то старые стены от прошлых укреплений. В написании рукописи участвовал Альбрехт, друживший с Хансом. Над этой весёлой пародией они вместе долго смеялись. Возможно рукопись была написана к свадьбе Альбрехта. Агнес тоже добавила несколько идей. Это было семейным развлечением. А раскраской картинок в Рукописи Войнича занималась Сибилла - маленькая дочка Агнес и Альбрехта. О том, что картинки раскрашены ребёнком, говорят два факта: под слоем краски есть обозначения цвета на немецком языке (например, "rot"); картинки раскрашены неаккуратно, детской рукой.

5. Ханс был на том турнире 1423 года, когда Альбрехт познакомился с Агнес. Всё происходило на 5 лет раньше, чем принято считать. Подтверждено, что Замок Блютенбург был полностью построен уже к 1428 году (4 башни, соединённые стеной и обнесённые рвом с водой, а также жилая башня 6,5 м х 6,5 м по центру), а к 1430 году жилая башня была заменена господским домом (https://www.blutenburg.de/15.html). В Рукописи Войнича Замок Блютенбург изображён либо в начальной стадии строительства (например, по состоянию на 1424 год), либо вообще на стадии проекта. После казни Агнес в 1435 году Альбрехт до 1440 года предпринял некоторые перестройки Замка Блютенбург.

6. Казнь Агнес в 1435 году чуть не привела к войне между Альбрехтом и его отцом герцогом Эрнстом. Альбрехта тогда поддержали Людвиг Седьмой и Ханс Хартлиб, имевший опыт сражений в двух войнах. Это событие тоже нашло отражение в поздней части Рукописи Войнича (часть страниц утрачена, осталось только изображение стрельца с арбалетом).


LITERATURE

[41] Stefan Guzy (2022): "Book transactions of Emperor Rudolf II 1576-1612. New findings on the earliest ownership of the Voynich manuscript." - International Conference on the Voynich Manuscript 2022, The University of Malta.

[50] Alexander Amelkin (2016): "Das Voynich-Manuskript", Munich, http://feeria.de.

[51] Johannes Hartlieb (1440): "Kraeuterbuch", Kap. 31, 32, 88, 131, 150, 157 und 162

[52] Johannes Hartlieb u.a. (1456): "Medizinischastrologischer Kalender." - BSB Cgm 7958, Muenchen, Bayerische Staatsbibliothek, Kurzaufnahme einer Handschrift, BSB-ID 991048728419707356, Digitalisiert von Bayerischer Staatsbibliothek am 20.10.2022, Seite 50

[53] Bernhard Bischoff (1954): "Uebersicht ueber die nichtdiplomatischen Geheimschriften des Mittelalters." - In: Mitteilungen des Instituts fuer Oesterreichische Geschichtsforschung, vol. 62 (1954), 1-27

[54] Marco Heiles (2021): "Johannes Hartlieb: Life and Work Before 1441: Also a Contribution to the Methodology of Writer Identification / Johannes Hartlieb: Leben und Werk vor 1441: Zugleich ein Beitrag zur Schreiberidentifizierung." - Zeitschrift fuer deutsches Altertum und deutsche Literatur, 2021, Vol.150 (3), p.337-379


Copyright: © Dr Alexander Amelkin ( http://duo-amelkin.de https://amelkin.de http://feeria.de http://panpsy.de http://astrotilapia.de )


Рецензии