Поминки в моем селе

Человек смертен и еще никто не отменял это, и пожалуй это самый печальный момент для его близких и друзей и они собираются помянуть усопшего добрым словом или промолчать, если добрых слов нет, но посещение поминок – обязательный ритуал, поскольку можешь не прийти на свадьбу, мотивируя каким-нибудь поводом, но не прийти на поминки – это очень серьезно, такое не прощается родными покойника.

Поминки бывают разные по масштабам и ширине кармана родственников, но и здесь выражение любви к покойнику порой обходится не дешевле азербайджанской свадьбы, но опять же – это зависит от возможностей, а они бывают разные. Тут и найти место поприличнее, и организовать похороны и потом в течение сорок дней поминать. И памятник конечно – кто ставит из простого песчанника, а кто из украинского гранита, немного  уступаюший по величине мавзолею Ленина – скромность все же отличительная черта  нашего народа.

И зная, что, сколько не крутись, в итоге каждый из нас становится клиентом священнослужателей, наш сердобольный шейх пошел на встречу народу и открыл трехэтажный ресторан в соборной мечети, где с присущей ему скромностью определил меню, рассчитанное на средний уровень и повыше -  с ананасами, и другой экзотикой. Думаю, что и мне  именно оттуда  будут посылать слова любви и уважения, что я недобрал здесь, в суете повседеневной жизни.

Но у нас не любят митинговать на поминках, всех заменяет молла, в основном это бывшие сержанты автоинспекции, решившие к концу жизни вернуться к праведной жизни, замолить бывшие грехи и заодно поработать в профессии, не менее прибыльной своей прежней.

Но это все отвлечения, каждое село, каждый город имеет свои специфические особенности,  несколько отличающиеся от генеральной линии.
Будучи в Турции,  в разговоре с турками они очень часто называли нас алавитами, а однажды в боснийском ресторане, хозяин угостил нас пивом, признав в нас своих. Алавиты – хорошая религия, она позволяет отмечать христианские  праздники и не возбраняет принимать спиртное. Но еще лучше бахаиты, тут уже и иудейская вера к месту и даже зораострийцы  в почете. И еще их называют последователями храма Баба...

Так вот, в моем родном по матери селе когда-то было распространена эта религия, и как мне кажется, очень нам всем понравилась и оставила заметные следы.

Совершив все необходимые шаги по преданию усопшего земле, и выслушав сокровенные слова моллы перед домом усопшего, часть мужчин удаляется чтобы помянуть уже как полагается алавитам или бхаитам и возвращается, чинно садясь в зале, чтобы  не перебивая выслушать мудрые слова бывшего автоинспектора.

И вот однажды летом на поминки приехал мой двоюродный брат, а он был большим начальником и очень уважаемым в селе и его посадили рядом с моллой. И когда занесли поминальный плов, к брату с пришедшими с ним поднесли запотевшую бутылку минеральной, разлили и они медленными глотками выпили, приступив к плову.
Молла, изнывая от жары в брезентовой палатке, с завистью посмотрел на запотевшую бутылку, не выдержал:

«Сынок, у меня горло пересохло, налей-ка и мне этой воды!»

«Нет, ну что ты, молла-эми, грех пить с нами эту воду, ты святой человек, мы не можем себе позволить угощать тебя этим?»

«Налей ради Аллаха, я сгораю от жажды и теплая вода еще хуже разжигает ее!»

Короче уговорил молла брата, тому налили стакан, а люди со стажем знают, что ледяная водка не пахнет, выпил ее молла, глотками, с выпученными глазами, положил стакан на стол, и уставился на брата.

«Молла-эми, я же говорил тебе, что эта вода не подобает тебе, ты святой человек, а толкнул нас на грех»

И как ни в чем небывало брат с друзьями продолжил есть, а молла через некоторое время стал необычно веселым, стал рассказывть анекдоты, изредка возвращаясь к своей основной обязанности.

А тут занесли еще одну бутылку, и  молла вдруг обращается к брату:

«Уважаемый, налей-ка и мне этой воды, уж очень хорошо она утоляет жажду»

Нет, но я реально обожаю Балаханы, деревня бывших нефтяных миллионеров, потерявших все кроме чести!  Да здравствует наш  девиз «Уж если голодать – так с кайфом!»


Рецензии