Пуля в сердце или как Христос убил смерть...

             В Пасхальном тропаре есть слова: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ…», а в молитвословии Пасхальных часов, следующих за тропарем, читаем: «Смертию смерть разруши…». И та, и другая молитва воспевают победу Христа над смертью и ее разрушение, т.е. смерть смерти. Всю тайну воскрешения Христова, равно как и значение боговоплощения Спасителя, человеку познать не дано. Мы остановимся лишь на одном аспекте этого величайшего акта Божественного домостроительства – победы Христа над смертью. Рассмотрение вопросов искупления, победы над грехом и спасения человека, связанные с этим, отложим до времени. Для того, чтобы разобраться в вопросе победы Сына Божьего над смертью, нужно выяснить, что такое смерть и как она могла быть разрушена, т.е. уничтожена или умерщвлена, лишена собственного бытия. Священное Писание и Православное вероучение  рассматривают возникновение смерти в момент преступления заповеди "Не вкушай". Так, Апостол Павел пишет: «Ибо одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). Этого же догмата придерживаются все учителя и отцы Вселенской церкви. Человек представляет собой составное существо в виде души и тела (Дихотомия) или по толкованию некоторых отцов: из тела, души и духа (Трихотомия).  Мы не будем вдаваться в богословские тонкости и споры по этому вопросу, а коснемся только его души и тела. С биологической точки зрения, смерть – это прекращения биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Смерть необратимое явление. Так гласит материалистическая наука о человек. Помимо смерти физической учение Церкви о человеке содержит понятие «Смерть духовная» или как еще называют «Смерть души». На нем мы остановимся более подробно. Тело человека изначально было сотворено из праха земного: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), - говорит Господь Адаму. Прах – это земля, в которую человек возвращается после смерти. В беседе с помещиком Н. Мотовиловым, прп. Серафим Саровский говорит, что прах, из которого был сотворен Адам взят с Голгофы, горы, на которой потом будет распят Спаситель. Взятое из земли, по закону природы, в землю и возвращается, ибо все тварное или созданное, подлежит разрушению во времени. Тело, которое получил Адам при сотворении переходит нам из поколения в поколение, и это будет продолжаться до скончания века, т.е. до Второго Пришествия Христа. До потопа оно было одинаковым для всех людей, и лишь после спасения Ноя с сыновьями человечество получило расы. Это тоже очень интересная тема, но, к сожалению, для рассмотрения в отдельной работе. Если с происхождением тела все понятно, то с возникновением души, а главное – времени ее рождения, не все так просто. На эту тему до сих пор идут богословские споры, а ересь Оригена о предсуществовании душ жива поныне и бурно процветает. Свт. Григорий Богослов в «Слове на Пасху» говорит: «Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство…видимая и невидимая природы (тело и душа – авт.)…из сотворенного уже вещества (материи – авт.), взяв тело, а от Себя вложив жизнь, что в слове Божием известно под именем души и образа Божия». Под «жизнью» в данном контексте свт. Григорий понимает не физиологическую жизнь, а жизнь души. «От Себя вложив жизнь…» означает акт творения человека, как существа разумного, о котором мы читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Глагол «стал» свидетельствует о рождении человека, которое не прекращается и не закончится вплоть до конца этого мира. «Живая душа» – свидетельство о ее бессмертии. И если о человеке Бог говорит «возвратишься в землю, из которой ты взят», т.е.  умрешь телом, то о душе такого определения нет. Эта основа Православной Сотериологии и Эсхатологии, т.е. наук о спасении и посмертной участи души. Изначально, Адам и Ева должны были пребывать в раю возделывать сад и восхвалять Бога. Им не нужно было заботиться о здоровье, пище, одежде, поскольку в этом не было необходимости. Более того, им и пища была не нужна, поскольку благодать Духа восполняла им все, т.е. все те чувства и потребности, которые свойственны человеку на земле, им в раю были чужды. Такое состояние могло бы продолжаться вечно, если бы не первородный грех непослушания, за которым последовало изгнание из рая. В момент вкушения запретного плода нашими прародителями, произошло события Вселенского масштаба, поколебавшее все силы небесные. С совершением греха в человека вошла смерть. Здесь важно понимать, как это произошло. Смерть, сама по себе, не имела никакого бытия и как объективная реальность не существовала, так же как не существовало зло до падения Люцифера. Момент зарождения зла в Первом Ангеле Света мы подробно рассматривали в работе «Падение Люцифера» и интересующиеся могут к ней обратится. В Адаме и Еве этот процесс повторяется в такой же последовательности, но с другим результатом. С момента нарушения заповеди «Не вкушайте», от Адама и Евы отходит благодать, и душа, а вместе с ней и тело, лишенные ее вечной животворящей силы, начинают «гнить» изнутри, т.е. начинается необратимый процесс разрушения, как раковые метастазы. Так начинает гнить плод, сорвавшийся с ветки на землю. Этот процесс гниений стал наследственным уделом человечества, как плата наших прародителей за первородный грех. Каждый вновь рожденный несет в себе раковые метастазы смерти. Но если со смертью тела все ясно, то со смертью души не все так просто. Смерть тела – явление буквальное и видимое, а смерть души – понятие образное, невидимое и до конца необъяснимое.  Под смертью души Святоотеческое предание понимает нисхождение ее в такое состояние, в котором она уже теряет возможность обращения к Богу, исправления и спасения. А значит, душа обрекается, зачастую и при жизни человека, на вечную смерть, под которой понимаются не биологические или физиологические процессы, а вечные муки или вечное пребывание в адских сферах. Здесь под смертью души понимается не завершение ее бытия или жизни, а переход в иное качественное состояние, состояние ужаса, мук и страданий, причем не физических естественно, а душевных. Так было и будет до Второго Пришествия Христа и Всеобщего Суда над Вселенной, после чего страдания и муки погибшей души станут реальными, физическими, после ее воссоединения с бывшим телом. Это отдельная тоже очень важная тема, о которой следует поговорить в следующий раз. Так был определен ход человеческой истории вплоть до боговоплощения Сына Божьего. Человек рождался, жил, умирал и неизбежно следовал в место посмертной участи души – шеол или ад. При этом, никакие его заслуги или добродетели, совершенные при жизни, не учитывались. Для всех конец был один – преисподняя. Справедливости ради нужно отметить, что естественно, даже в аду не у всех была одинаковая участь и не все несли мучительные наказания. Христос говорит: «в дому Отца Моего обители многи суть» (Ин.14:12). Этот касается не только рая или места блаженства праведников. Это касалось всех мест пребывания души после смерти, ибо нет ничего во Вселенной, где не было бы Бога, а значит и Его Дома: «аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси» (Пс.138:8). Человек всегда жил под страхом смерти и посмертной участи души. У него не было никакой надежды избежать ее. «Сниду к сыну моему, сетуя во ад» (Быт.37:37)– убивается Патриарх Иаков, узнав о смерти Иосифа. Смерть безгранично властвовала над телом и над душой, ибо ад – это удел дьявола. Так могло бы продолжаться вечно, если бы не человеколюбие Божие, по которому Создатель решил взыскать погибшее и вернуть утраченное. Еще до сотворения мира состоялся Предвечный совет Святой Троицы, на котором было решено послать Сына Божьего в мир, ради спасения человека. Это было решено еще до создания мира и сотворения человека, но Богу известно все и ход человеческой истории после грехопадения тоже. О пришествии в мир Христа Его искупительных заслугах, и спасении человечества сказано много. Для нас важно понять, как это привело к уничтожению смерти, т.е. к разрушению того миропорядка, в котором зло и смерть ранее властвовали безгранично. Всякий человек несет в себе первородный грех от рождения и грешит после рождения, вплоть до смерти, ибо  жить и не грешить он не может. Со смертью его грех переходил вместе с ним и душа, как грешная, подлежала снисхождению во ад, ибо ничто греховное не могло общаться или соприкасаться с Божественным: «что общего у света с тьмою» (2Кор.6:14), говорит Апостол Павел. Для того, чтобы этот замкнутый круг разорвать, необходимо было, чтобы душа, после смерти человека не имела абсолютно никакого греха, т.е. была бы вне юрисдикции ада, как можно выразить современным юридическим языком, т.е. неподсудна ему. В силу зараженности первородным грехом и грехами, совершенными при жизни, ни одному человеку это было не под силу. Чтобы избежать этого и не унаследовать греховную природу человека, Промыслом Божьим совершается Вселенский Акт Боговоплощения Сына Божьего в девственную утробы Девы Марии, которая и до, и во время, и после родов оставалась  Девой. Об этом пророчествовал за 800 лет до рождения Христа пророк Исайя: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Девство Пресвятой Богородицы свидетельствует о том, что Ее зачатие и роды, были явлением Божественной силы, невозможным для людей. Таким образом, Христос от Рождества Своего не имел никакого греха. Не приобрел Он его и во время земной жизни, но вместе с тем, Он были человеком. Т.е. соблюдались условия схождения души во ад, ибо только душа человека могла туда попасть. Ад, по установленному Богом закону и в силу своей власти, не мог не принять всякого, кто покидал этот мир, даже если бы и захотел, ибо закон смерти был безусловным. После крестной смерти, в силу этого закона, Христос, оставаясь как Человек во гробу Иосифа Аримофейского, как Сын Божий сходит во ад. И как только это произошло, ад ужаснулся, ибо понял, что принял того, кого принимать был не должен, не имел права, ибо Сын Божий был безгрешным, т.е. ад не имел над Ним никакой власти. Но было поздно. Приняв безгрешного, ад нарушал собственные законы и сам подпал под процесс самоуничтожения, как это произошло сначала с Люцифером, а затем с нашими прародителями. Ад принял в себе инородное тело, если так можно выразиться, которое его и погубило, как, например, пуля в сердце. Этот процесс, как термоядерная реакция мгновенно набрал неимоверную силу, разрушившую все его «врата и оковы». В буквальном смысле это означает, что закон, по которому души всех умерших сходили в ад перестал действовать. Ад перестал быть самовластным и подчинился Христу, и теперь только Он Своим праведным судом решал, кто войдет в него, а кто минует. Так произошла победа над смертью (адской участи души) и разрушения ее оков. Это стало возможным по нескольким причинам. Во-первых, приняв Невиновного, преисподняя «заглотила наживку», как образно говорят св. отцы, а заглотив ее, уже ничего не смогла сделать. Безгрешный во аде находится не может, и, если Он туда попал, значит в силу законов формальной логики, ад перестает быть адом, т.е. местом пребывания грешников, а значит самоуничтожается. Дьявол, когда искушал Иисуса в пустыне не знал, Кто перед ним. Однако, он чувствовал смертельную опасность, исходящую от сына Иосифа, и поэтому использовал все средства для искушения Христа. Для него главное было, чтобы Иисус согрешил, и если не делом, то хотя бы мыслью, но из этого ничего не вышло, и теперь преисподняя и все круги ада являются инструментов в руках Промысла Божьего, т.е., образно говоря, сидят на цепи, будучи послушными воле Христа. Во-вторых, после разрушения ада, Христос воскрес в Своем собственном человеческом теле, т.е. в том теле, которое дается каждому, приходящему в этот мир. В силу этого, каждый уходящий из этого мира воскресает со Христом в своем теле. Это воскрешение происходит условно в два этапа: сначала ко Христу отходит на Суд душа, а после Его Второго Пришествия,  все тела от Адама и Евы воскрешают в своем человеческом естестве для Суда окончательного. Как, что и почему это происходит, и в каких телах кто воскрешает в Парусии, это отдельная тема для разговора. Как-нибудь вернемся и к ней. Для вас важнейшим является тот факт, что смерть, как место прискорбной участи души сейчас и души с  телом после Второго Пришествия Спасителя, когда они воссоединяться, перестала существовать. Из закономерного итога жизни человека, она превратилась лишь в ее переходную форму, от жизни временной к жизни вечной. Образно, смерть можно представить в виде сна. Во сне человек все видит, все помнит, общается с давно ушедшими, перемечается, обоняет запахи, видит красоты и ужасы. В общем испытывает все то, что испытывает в теле, которое во время сна остается неподвижным. Есть масса описанных случаев исхода души из тела, после которого душа возвращается, человек оживает и имеет полное представление о происходящем с ним после физической смерти.
             В заключении необходимо отметить, знание механизма смерти, посмертной участи души и тела, являются необходимым условием спасения, той целью, ради которой человек живет и имеет возможность стяжать либо жизнь вечную, либо осуждение и смерть вечную в виде мучений души и тела во аде. Зная это, каждый имеет возможность выбора каким путем идти и к чему стремиться. Кто отвергает посмертную участь души, а таковых на самом деле нет, (поскольку самый закоренелый атеист боится смерти), тот сам себя обрекает на смерть вовеки. Мы вскользь и весьма поверхностно описали учение Православной церкви о смерти. Детальное изучение всех его аспектов и подвига Христа займет годы и составит бесчисленные тома богословских трудов, ибо каждое новое открытие будет порождать новое.


Рецензии