Мой любимый препода

                Тёплым, солнечным, августовским днём Жанна Аркадиевна сидела на скамейке детской площадки и читала книгу. Её не беспокоили шум, крики, смех детей. Собственно и её четырёхлетняя внучка Маша бегала по площадке с каким-то мальчиком, то катаясь на карусели, то скатываясь с горки, то качаясь на качелях. Её громкий смех вызывал радость у Жанны Аркадьевны и она, временами отрываясь от чтения, с улыбкой смотрела на любимую внучку с рыжими кудряшками.
Но вот запыхавшаяся и вспотевшая внучка подбежала к бабушке.
- Бабушка, а мне мальчик предложил жениться.
- Что!?
- Жениться.
- О, Господи! Этого ещё не хватало. Ты ещё маленькая.
- Какая же я маленькая, я уже тебе по пояс.
- Ну, хорошо-хорошо, маленькая по возрасту. Надо сначала школу закончить, потом институт…
- Так долго ждать!?
- А куда ты торопишься?
- Мальчик сказал, что у него дома ёжик есть и кролик. Мы будем за ними ухаживать.
- У тебя дома Мурзик есть.
- Он царапается. А ёжика и кролика у меня никогда не было.
- Ты Мурзика за хвост не дёргай, он и не будет царапаться. А как мальчика звать?
- Я ещё не знаю, мы только-только сдружились.
- О, милая, сначала надо познакомиться, потом он должен поухаживать за тобой, потом…
- А ты, бабушка, где с дедушкой познакомилась?
- Я? Я в институте познакомилась.
- А как он на тебе женился?
- По рассеянности.
- А это как?
- Ты иди, поиграй ещё, а я пока вспомню.

               Давно это было, а будто вчера. Жанна Аркадиевна отложила книгу, улыбнулась. Да и как не улыбаться?
Декан сказал, что лекции по неорганической химии вместо заболевшего профессора Преображенского продолжит читать молодой учёный, кандидат наук Смирнов. Студенты восприняли новость разочарованно, они хоть и пришли в институт учиться, но старались особо не напрягаться, отдавая предпочтение танцам, походам в кино, студенческим вечеринкам и каждым отменённым занятиям радовались, как дети – молодость, что тут ещё скажешь. Но были, конечно, и отличники, усердно «грызшие гранит науки».
Так вот, заходит в аудиторию молодой препода… У всех от изумления аж рты раскрылись. Рыжий!!! Волос курчавый, как у Пушкина, но …рыжий! Роста среднего, к тому же очкарик. А очки круглые, старомодные и постоянно сползали на кончик носа и, когда он их поправлял, то смешно морщил нос. Девицы даже захихикали. А зря!
- Здравствуйте! Меня зовут Игорь Сергеевич Смирнов. Пока Дмитрий Александрович болеет, я продолжу знакомить вас с увлекательнейшей неорганической химией…
- А если я не хочу знакомиться, я может стеснительный? - раздалось с последней парты.
- Да что вы! Это так интересно! Химия – самая увлекательная наука. Математика скучна, физика – так себе, биология только для любителей, а химия для настоящих экспериментаторов, любопытных и одержимых желанием создать что-то новое, неизведанное. Вы что думаете, ракета полетела бы в космос без химиков? Чёрта с два! Без нас ни одна отрасль не может существовать! Вот как! И вот сидишь в лаборатории, экспериментируешь с растворами и пока не знаешь, что же получиться. Это так интересно, что домой идти не хочется. Ну, ладно, мы ещё об этом поговорим. А сейчас продолжим дальше.
Игорь Сергеевич, не глядя, хотел положить на стол портфель, который до сих пор держал в руках, словно в нём было золото, полученное алхимиком, но промахнулся и портфель упал на пол. Все засмеялись. Препода поднял портфель и тоже …засмеялся. Ну, отличный мужик! А уж когда, не найдя тряпку, чтобы вытереть доску, он достал из портфеля свою вязаную шапочку и стал ею вытирать доску, то всем стало ясно – это свой человек и с ним будет весело. Да и одевался он как студент. Лекция прошла на «ура», все были довольны, даже бездельники.

               Уже к следующей лекции студенты выяснили, что препода очень умный, сделал какое-то важное открытие и …не женат. Девицы сразу же перебрались на передние парты и делали вид, что они очень полюбили химию. И, когда препода зашёл в аудиторию в следующий раз, тут же спросили… нет, не о семейном положении (нельзя так быстро спугнуть «добычу»), а о научном открытии.
- Игорь Сергеевич, а как вы сделали открытие?
- Ну, это случайно вышло, - смутился препода.
- Случайно!?
- Видите ли в чём дело, многие открытия делаются случайно. Не то чтобы совсем случайно, нет, этому предшествует колоссальная работа и кажется, что вот-вот свершиться, но ничего не получается. Нужен какой-нибудь толчок, случай, казалось бы, ерунда, но упало яблоко на голову Ньютона и пожалуйста, Закон всемирного тяготения, залез Архимед в ванную с водой и пожалуйста, Закон гидростатики и аэростатики и такие примеры можно продолжить.
- А что у вас послужило «толчком»?
Игорь (пусть будет просто Игорь – молодой ещё) рассмеялся.
- У меня обыкновенная рассеянность. Задумался за обедом и вместо сахара в чай насыпал соль. И подумал, а почему сахар? Чтобы сладко было? В том-то и дело, что мы мыслим по логике, рационально и это правильно. Но для исследователя часто логика мешает и даже тормозит открытие. И в своих исследованиях я пересмотрел, казалось бы, логическим решение синтеза на совершенно противоположное решение, не логическое и получил нужный результат. В общих чертах так. А, к примеру на бытовом уровне, нелогичными решениями полна любовь, когда красавец женится на некрасивой и наоборот, высокий на маленькой, богатый на бедной. Ну, и так далее. Логики никакой, а семьи получаются прекрасные. Любовь – это тоже химия.
Тут Жанна почувствовала, как у неё зарделись щёки, так ей стала близка химия …любви. Уже на следующую лекцию она пересела с третьего ряда на первый, как раз напротив стола препода и уже никому не уступала своего места, приходя на лекцию пораньше.

               Первое близкое общение произошло в студенческой столовой. Они стояли рядом в очереди. Препода поставил свой обед на свободный столик и пошёл относить поднос. Жанна следом за ним тоже поставила свой обед на соседний столик и тоже пошла относить поднос, но задержалась у рукомойника. Когда она вернулась, то увидела, что препода сидит за её столом и доедает её суп харчо. Не говоря ни слова, Жанна села напротив и стала смотреть на препода. А тот уже приступил ко второму блюду, азу с картофельным пюре. Ел он машинально, словно размышляя о чём-то.
- Приятного аппетита.
- Угу. И вам приятного аппетита.
Препода перестал жевать и посмотрел на Жанну.
- А что же вы не едите?
- Так нечего, вы едите мой обед.
- Да!?
- Да.
- А где же мой?
- На соседнем столике.
- Да!? Как же это я?
- Похоже по рассеянности.
- Да-да, точно. Меня и мама за это ругает, что у меня голова забита только наукой. А я же не могу без этого. А я ещё подумал, что у щей какой-то странный вкус и вроде я котлету с гречкой покупал. Вы меня извините. Давайте я вам новый обед принесу?
- Нет-нет, у меня уже времени нет. Если позволите, я выпью свой компот с ватрушкой.
- Да, конечно. Мне так неловко перед вами.
- А я рада, что мы обед разделили с вами пополам.
- Правда?
- Правда! – и у Жанны покраснели щёки.

                Второй знаковый случай произошёл на экзамене в зимнюю сессию. Игорь принимал экзамены в группе №6, в которой училась Жанна. Студенты решали экзаменационные вопросы, а препода вышагивал вдоль первого ряда столов, в котором сидела Жанна. Потом он сел за стол, но уронил ручку и полез её доставать. Но что-то уж очень долго он не мог её найти. Когда он вылез из-под стола, уши у него были красные. С чего бы это? Из-под парты он увидал под задранным подолом платья …красивые, оголённые ноги Жанны, исписанные от колен до трусов формулами. Улыбающееся лицо препода выражало восторг! Он стал садиться на стул, но …промахнулся и упал на пол. Да, красота женских ножек страшная сила, иного она сражает наповал. Но, несмотря на это, надо продолжать экзамен.
- Ну, кто первый? Добавлю балл первопроходцу.
Сразу несколько человек подняли руки, но препода выбрал Жанну, которая руки не поднимала.
- Потапова Жанна, начнём с вас.
Жанна подошла к столу и села на соседний стул. Препода взял её экзаменационный билет с вопросами по теории и задачами, а также лист с решениями этих задач и стал внимательно его изучать. Потом молча ручкой исправил (X=N—C=O) на (X—N=C=O). Достал чистый лист бумаги и, написав что-то, передал Жанне.
«У вас на правой ноге, ближе к трусам, ошибка. Вместо K3[Fe(CN)6] написано K2 [Fe(CN)6]»
«Да!? Вы не ошибаетесь?»
«Нет! Я всё внимательно рассмотрел. Потом сами проверите. Вы химию любите?»
«Очень и всё, что связано с химией.»
Препода взял из рук Жанны зачётку и, не став спрашивать теорию и задавать дополнительные вопросы, молча написал «отлично». А Жанна сидела красная, как рак, и чувствовала, как она вспотела от волнения.

               А после Нового Года лекции по химии вновь продолжил преподавать профессор Преображенский и Жанна разочарованно пересела опять на третий ряд.
Но однажды рыжий проепода вновь появился в аудитории.
Дело было так. Игорь по рассеянности или невнимательности (впрочем, это одно и тоже) вместо мужского туалета зашёл в женский. В этот момент там никого не было, и он прошёл в кабинку с унитазом. Тут началась перемена и народ потянулся в туалет. Игорь по девичьему гомону сразу понял, что попал впросак и сидел тихо в кабинке, держа хиленькую ручку, чтобы никто не зашёл, так как защёлка была сломана. Так он просидел до конца перемены, пока все не ушли. И только он собрался выйти, как зашла уборщица тётя Клава. Игорь хотел и её пересидеть, но тётя Клава, обладая недюженной силой, рванула дверцу на себя, и молодой кандидат наук слетел с унитаза, как пробка из бутылки тёплого шампанского и вместе с оторванной ручкой юркнул из туалета, так и не дослушав, что тётя Клава думает по этому поводу.
Игорь заскочил в ближайшую аудиторию, а там как раз читал лекцию профессор Преображенский. Не говоря ни слова, не обращая ни на кого внимание, Игорь подскочил к доске и начал писать химические формулы. Изумлённый наглостью коллеги, профессор хотел было что-то возразить, но, став читать написанное, заинтересовался, подошёл к доске.
- Неужели!? Как просто, но гениально! Как вы до этого додумались!?
- Тётя Клава помогла.
- Какая тётя Клава!?
- Уборщица. Понимаете, Дмитрий Александрович, мы решали эту задачу тривиально, связывая кислород, а надо его выдернуть из реакции, как меня тётя Клава с уни… Ах, да, извините, я вам не помешал? Мне надо было срочно проверить свою догадку. А у вас тут кажется лекция?
- Ничего-ничего, коллега. Пусть студенты увидят, как творятся открытия. Только я ничего не понял про уборщицу. Причём тут она? Даа… ну каков герой, тут на докторскую потянет.
- Надо ещё практически подтвердить теорию.
- Теперь-то проще, база для этого создана. Поздравляю вас, коллега.
Студенты сидели удивлённые, не шумели, как обычно. Но больше всех рада была приходу Игоря Жанна. В её организме уже давно шла …химическая реакция.

               И, наконец, определяющая встреча. Заканчивалась весенняя сессия. Жанна, проходя мимо доски объявлений в холле института, заметила на ней жёлтый листок.
«Туристический кружок приглашает желающих принять участие в трёхдневном походе вдоль реки Яуза. Палатками и снаряжением институт обеспечивает. Запись участников и справки у И.С.Смрнова (кафедра химии)»
Ага! Так он ещё и турист. Жанна тут же побежала записываться. Игорь встретил её широкой, откровенной улыбкой, почти как родственницу. Первый протянул руку для приветствия и долго держал её маленькую ладошку в своей большой и тёплой. Его тепло словно переливалось в её тело, волновало, а душа готова была взлететь. Всю оставшуюся неделю до похода Жанна прожила в мечтаниях ожидания встречи с милым, рыжим преподой. Чего уж там скрывать, нравится он ей и с этим ничего не поделать, тем более, что она чувствовала, что и она ему не безразлична, но с его стороны не было никаких действий. Видно верно его мама сказала, что в его голове одна наука. И тут его рассеянность помогла Жанне.
В последнюю ночь похода, когда все спали в палатках по двое, Игорь вылез из палатки и пошёл к кустам «считать звёзды». Его соседа по палатке ещё не было, он с Аллой, соседкой Жанны, сидел на берегу реки и рассказывал ей про звёзды, пугал инопланетянами, прижимаясь к Алле всё ближе и ближе.
Игорь, не досчитав и до тридцати, пошёл обратно спать. Но по рассеянности, думая в это время об атмосфере Марса, перепутал в темноте палатки, залез к Жанне и вновь уснул. Алле надоело ухаживание воздыхателя (у неё были другие планы) и она ушла спать. Не поняв, что в палатке уже двое, поворчала, что Жанна слишком широко разлеглась, пристроилась с краю и уснула.
И только рано утром, раздался женский визг и из палатки выскочили Алла с Жанной. Потом из палатки показалась …рыжая голова Игоря.
- Что случилось? Что вы так кричите?
- Как что, Игорь Сергеевич? Вы всю ночь провели в нашей палатке и вытворяли чёрте что, - горячо выпалила Алла.
- В вашей!? А как я сюда попал?
- Вот именно! Специально залезли, пока мы спали.
- Извините, я не думал, что это вас так встревожит.
- Да, конечно. Как же не тревожит, если вы всю ночь занимались чёрте чем.
- Я не помню.
- Лунатики тоже не помнят, чем они ночами занимаются.
- Я же извинился.
- А мы ваши извинения не принимаем. Мы были девушками до этой ночи. Правда, Жанна? Уж я-то точно (ох, лукавит). И вы, как порядочный мужчина, должны на нас жениться.
- На обеих!?
- Зачем же. Можете выбрать одну из нас.
Собралась вся группа и с удовольствием слушала, чем всё закончится. Только немного было непонятно – это розыгрыш или Алла играла «Ва-банк» в надежде на слабость препода. Но Игорь сразу понял замысел Аллы, принял условия её «игры» и решил этим воспользоваться.
- Ну, хорошо. Я принимаю ваши условия.
И умный химик, посмотрев в холодные, жадные глаза первой красавицы института, вынес …нелогичный вердикт.
- Я выбираю Жанну!
Все зааплодировали и стали расходиться, приняв всё за розыгрыш. Алла плюнула с досады и полезла обратно в палатку. Жанна, до сих пор молчавшая, закрыла лицо руками от стыда и …радости, сердце у неё билось так громко, что ей казалось, что его стук слышат все. Игорь подошел к Жанне и, взяв её за руки, посмотрел на неё сияющими глазами.
- Жанна, я не шутил сейчас. Я выбираю тебя.
- Я согласна!

               К улыбающейся в задумчивости Жанне Аркадиевне подбежала Маша.
- Ну, что, бабушка, вспомнила?
- Нет, солнышко, это было так давно. Ну, что мальчик, узнала, как его зовут?
- Нет. Он жадный, не захотел подарить мне ёжика. Я с девочкой сдружилась. У неё дома аквариум есть с золотыми рыбками, мы можем их вместе кормить. А ты мне купишь золотые рыбки?
- Надо у дедушки спросить, а то у нас и кот, и собака есть.
- Но рыбок же нет.
- Хорошо, я подумаю. Пошли уже домой, а то скоро твои братья из школы вернуться. И дедушке надо ещё сварить его любимый суп харчо. А то он вернётся из Академии и съест что-нибудь не то. Он у нас такой рассеянный, одна наука в голове.

Говорят, что учёные в обычной жизни очень рассеянные и за ними нужен «глаз да глаз». А я думаю, что именно «умная рассеянность» сделала Игоря счастливым и успешным!

И последнее. Дорогие преподаватели, извините, что в рассказе я вас называл «препода», но так вас «за глаза» называют студенты. Я же к вам отношусь с огромным уважением и любовью за ваш труд!

Алексей Балуев (06.08.2023)


Рецензии