Монг. чавхдас струны в ав. яз

Монг. ЧАВХДАС струны в ав. яз.

Ав. ЧIВА (ЧIЧIВА) "струна, тетива", ЧIВА-ЗЕ "убивать, бить, вколачивать",ЧIВАЙ "убиение, расстрел, удар",диал. ЧIВАЙ "лук" : халха-монг. ЧАВХДАС "струны", ЧАВХ "1. приспособление для охоты на пушного зверя; 2. курок", ЧАВХДАХ "стрелять из рогатки".

Сопоставление безупречно.

Ав. диал. ЧIВАД "развалины" (т.е. "убитое") демонстрирует монг. показатель множ. ч. Ср. то же монг. типа оформление в значении "собирательности", "множественности" в ав. бачад "телята". Обр. внимание также на то как оформлен монгольский по происхождению этнический термин БАЙАТ, где заметна та же самая концовка. "Баяты"- одно из огузских ( туркменских) племён,сыгравших важную роль в завоевании Малой Азии турками. Ещё одним считавшимся монгольским по-происхождению родом были Къайы (Qayi).Они все знали туркменский, но в своих становищах, среди своего окружения использовали совершенно непонятный туркам язык. Турецкие кайы дали Турции династию Осман-гъази огъуллары.

Обывательское мнение, гуляющее по казахским интернет-чатам, что къайы имеют отношение также к этногенезу казахов ( т.е. кипчаков) справедливо лишь отчасти. Дело в том, что после чингизидского разгрома кипчаков и преследования их вплоть до Венгрии включительно, монгольские кланы проводили политику выборочного вырезания кипчакской правящей верхушки и занятия своими людьми освободившихся мест. Их - кипчаков - къайы представляли собой внедрённые со стороны монгольские популяции. Отсюда среди казахов,например, монг. "найманы".Казахи же порой преподносят монгольских къайы как неких "казахов", оказавшихся среди монголов, хотя в реальности всё обстояло как раз наоборот. Те къайы, которые живут в Турции до сих пор, например, практикуют элементы монг. ритуального забоя скота.

Монголы, как правило, не уважали чужую аристократию. Чтобы выжить в эпоху чингизидов она должна была быть или монгольской или про-монгольской. Промонгольскими были изначально, мусульмане-уйгуры, добровольному включению которых в состав Хамаг Монгол Улс Чингисхан был рад и повсеместно защищал их от притеснения со стороны других племён и народов. Спусковым крючком грандиозных чингизидских мероприятий по разгрому государства Хорезмшаха Мухаммеда Ануштегина как раз и явились убийства и оскорбительные действия хорезмшахских кипчаков по отношению к уйгурско- монгольским купцам, а затем и к уйгурским послам, отправленным Чингисханом для урегулирования конфликта. После этого кипчаки оказались "вне закона" для чингизидов. Их преследовали повсеместно. Все кто пытался у себя в тот период принять спасавшихся бегством кипчаков сразу становился врагом и подлежал наказанию.
 


Рецензии