Село Верхний Саянтуй

Финальный смотр участников конкурса «Хранители отчих традиций» в 2022 году начался в селе Верхний Саянтуй. В этом присутствует некий символизм – село располагается в непосредственной близости к городу Улан-Удэ и основано было гораздо позже других – в начале 20-го века. Чуть более восьми десятилетий назад в распадке между гор в густом лесу на берегу ручья Саянтуй семейские мужики из села Надеино приглядели места для косьбы и поставили здесь несколько заимок. Через много лет эти места окажутся совсем рядом с городом. Сегодня Верхний Саянтуй представляет собой небольшое, но очень уютное село с населением в 300 человек. Три улицы расположились очень компактно, но в то же время здесь нет ощущения скученности, вокруг вольный простор и много воздуха. Окружающие село невысокие горы очень красивы – здесь кругом растёт вечнозелёная сосна. Отдельные сопки с выходами горной породы добавляют живописуемой красоты. Всё это вкупе рождает очень интересный пейзаж, наполненный бесконечным уютом и спокойствием. 
 Сложно сказать наверняка, хранится ли в селе память о предках в каждом доме, но с уверенностью можно сказать о том, что сегодня здесь активно развивается явление, которое можно назвать словами «Возвращение к истокам».

Вернуться к истокам решила уроженка села из семьи старообрядцев Павловых в прошлом жительница Новосибирска – Житкевич Марина Ефремовна.  Невольно задаешься вопросом: «Что тянет людей в отчие места?». Наверное, это зов крови, зов предков и генетическая память.  Пообщавшись с конкурсанткой, понимаешь, что в этом человеке не только эти качества проснулись и соединились. Добавилось и другое: осознание важности, ценности культуры своего народа и желание эту культуру нести в люди, а также пробудить в своих односельчанах память о предках и традициях. С этими мыслями и вернулась: «Почему другим это интересно, а сами мы этого не ценим? Почему в больших городах с интересом изучают наш семейский распев и рассматривают сарафаны, а мы к этому глухи и слепы?»

Приехав домой, окунувшись в давно забытую деревенскую жизнь, Марина Ефремовна испытала чувства сродни новорождению. Заново познакомилась с жителями. Поступила в Забайкальский семейский народный хор «Истоки» к Вере Никифоровне Долженко, чтобы научиться петь, сшила сарафан. Построила новый дом. Недолго думая, организовала спевку среди землячек. Позже появился небольшой сельский ансамбль-хор, участники которого разучивают семейские песни. Через какое-то время конкурсантка вернулась и в родительский дом. Вот в этом доме члены жюри и оказались, чтобы оценить, насколько дороги участнице отчие традиции.
Родительский дом теперь являет собой олицетворение людской памяти о старине, о предках, об укладе и стремительно забывающемся быте. Будущее этого дома теперь предрешено – музейная горница, рассказывающая о культуре семейских. Опять же возникает вопрос «Для чего? Ведь в деревне нет городского комфорта и высокооплачиваемой работы.». На это у конкурсантки есть ответ: «Вся деятельность сейчас направлена на создание среды, в которой будет развиваться память об отчих традициях. Если окружающим интересна культура семейских, то нам это должно быть интересно во стократ! Мы являемся поколением, которое еще не понаслышке знает о культуре, мы можем передать нашим потомкам и научить почитать традиции семейских! А за такой деятельностью и работа найдётся, и в будущем закипит…

Энергии у Марины Ефремовны не занимать, поэтому родительская изба уже сегодня обставлена старинной мебелью. Имеются здесь и различные предметы быта: кухонная утварь (чугунки и ухваты, лопатки и сельницы); рукодельные принадлежности (рубели и вальки, прялки и самопрялки); сундуки, маслобойки и многое другое. Люди со всего села объединились и теперь несут старинный скарб, совместно формируя уникальную коллекцию предметов семейского быта.  Всё у конкурсантки спорится: на столе вкусная стряпня, в голове продуманный план… В мыслях отчий дом превратить в красивый сельский музей с массой точек притяжения, тем более село развивается, имеется здесь ставший уже популярным семейный мини-зоопарк.

Хочется пожелать Марине Ефремовне еще больше единомышленников. Ведь сейчас всё находится в начальной стадии, возможно в будущем будут наработки в сфере работы с детьми, и культура семейских в Верхнем Саянтуе станет не только демонстрироваться окружающим и туристам, но и передаваться молодому поколению. Много обсуждений у членов жюри, много сомнений, получится ли у женщины, хватит ли моральных и материальных сил…  Ведь эта деятельность в целом ох, как непроста – разбудить память у земляков, заразить желанием помогать и делать, объединиться и выстоять в этом нелёгком деле. Одно можно сказать сегодня совершенно точно: селу Верхний Саянтуй очень повезло – возможно здесь появился один из самых энергичных хранителей отчих традиций! Дай Бог, чтобы это было надолго!


Статья была подготовлена в 2022г. в рамках рабочей поездки в составе комиссии конкурса "Хранители отчих традиций", проводимого на территории Республики Бурятия среди жителей сельских поселений-современных потомков забайкальских старообрядцев - семейских.
 
Семейские - русские старообрядцы, высланные Екатериной-II в 18-м веке в пределы Забайкалья (Иркутская губерния - ныне Республика Бурятия) из западных областей России. Основная цель переселения - освоение необжитых целинных земель. В 2001 году культура семейских Забайкалья признана ЮНЕСКО «Шедевром устного нематериального культурного наследия человечества».


Рецензии