Моя безумная звезда

«Моя безумная звезда ведёт меня по кругу».
Слова песни Би-2»Серебро».

Суббота, 18 сентября 2021 г.

Температура: «пять – плюс». Моросит весь день холодный осенний дождь. Ночью, с вечера, на село налетел ураганный ветер. Спала, – боялась: как бы окна не выбило! Куст ивы, что под окном недавно вырос, клонился до земли и оттуда, распрямившись, с размаха, со всей силы, хлестал по стеклу, не давая спать. Ноги крутило так, что, хоть вой. – Сильная метеозависимость! Или же… - натрудила накануне, ползая по топким болотам и мшаникам, через завалы на берегу горной таёжной реки.

Вчера ехали на лодке -горнячке в село, вниз по рекам, – ветер ураганный! Шторм, как на море! Вода… – большая, чёрная, как налитая непроницаемым свинцом. - Неприветливая, пугающая. Холод! На себя напялила кучу одежды, что одеваю при морозе в тридцать. На руках – перчатки шерстяные, поверх их - варежки! На голове - две шапки. Под курткой - два тёплых свитера из натуральной шерсти. Куртка… - зимняя!

- И это в середине сентября!..

Собаки и те мёрзли, – ветер ураганный! Пулька пыталась моститься у меня на коленях, где потеплее, – так замёрзла. Дымка… - тот выносливее, да и гордость не позволяет усесться к хозяйке на ноги, – попу согреть; всё щурился от ветра, да делал лицо деловым - охотничьим. Утка поднимается на крыло. Боровая птица обрастает зимним пером, но ещё полно голой ости - торчит

Мимо проехал, тоже на горнячке, мужик; в носу лодки сидит серая лаечка. Так мои собачата деловито подняли лай, встав передними лапами на борт, чуть не черпая воду. - Что поделаешь?!.. – так заведено в собачьем мире.

Пристали. На берегу – ни одного человечка! - Все сидят по домам в непогодь. Горные вершины Урала побелели. Снег в горах – первый, выпал уже неделю как, а сейчас лёг основательно – до весны, точнее, - до лета. В предгорьях Приполярного Урала ещё желто, но ветер рвёт последний лист, беспощадно швыряя его наземь. На якоре, как живой, мечется катерок; словно перепуганный, пытается убежать с привязи восвояси – как впервые посаженный на цепь пес. Ляпин – чёрный! Отпугивающе неприветлив.

После леса не могу привыкнуть к гулу дизеля. Низкочастотный звук раздражает, давит, голова становится, словно кочан капусты. В этом отношении: в тайге спится сладко. Но и там, за сорок километров от села, нередко к ночи слышен дизель, рождающий свет.

– Что же с нашими телами и психикой происходит?.. - если за пять километров невозможно спокойно находиться в тайге: ломит от шума уши; хочется убежать ещё дальше, - в тишину. - Не зря в войну практиковали пытки низкочастотным звуком и изучали влияние низких звуков на поведение людей.

Все - дома. Сегодня с утра стираю: за неделю накопилось немало лесной одежды – пропахшей потом, дождём, дэтой и лесом. Пулька сильно блохастит. Не может спокойно спать. Барабанит себя истошно лапами, выдирая клочья шерсти. Мазали её неделю назад каплями, – капали на холку, - не помогло. - Возможно, - лекарства просрочены.

Нашла в своих запасах ещё три разных пачки. - Нужно проблохастить ими, - и Дымка заодно. Тот меньше цепляет кожеедов, так-как любит купаться; постоянно плавает, лишь увидит реку и неважно, - холодна или тепла вода. Пёс с разбегу ныряет и плывёт через широкие реки. Кобель перешёл ступень юности во взрослость. Ему идёт четвёртый год. Возмужал, окреп и принял на себя ответственность за «стаю», включив в неё и хозяев, и Пульку – свою мать. Теперь руководит всеми нами и защищает. Ко мне не подпускает людей на метры, - угрожающе рычит. Приходится всех предупреждать, чтоб не подходили близко. Мужики понимают. И говорят, что это хорошо: так и нужно, чтоб не подпускал к вещам, ко мне – защищал от всех. - Так и должен вести себя хороший охотничий кобель в нашу непростую бытность.

Выезжали в село семнадцатого сентября. Дождя не было. Собрались с вечера. Холодно. Решили подождать, когда взойдет солнце: теплее ехать. Около избы, на зорьке, собачата подняли с кормёжки косачика. Он питался черникой. Добыли, - вот и жаркое нам, а лайкам – завтрак!..

Выезжали домой почти пустыми - налегке: ягода за три заморозка, что ниже минус трёх, раскисла и опала. А грибы застыли, – не сломать на корню. Потом днём оттаяли и скисли – размякли. И всё же, немного посолила пластинчатых: сыроежек, путиков, волнушек; посушила маслят. Груздей в этом году нет. Появился ледок на озере- старице.

СОН НАКАНУНЕ ВЫЕЗДА В СЕЛО.

В ночь снилось, – запомнила: длинная, длинная тёмная лестница. Идёт далеко вниз, - в черноту подземелья, словно – в ад. Я поднялась по ней снизу и стою на верхней ступени. Передо мной - бетонная грязно-серая стена. Мне она по грудь. А выше, за стеной, светит белый солнечный свет; видно голубое – чистое небо, поют птицы: тепло и радостно. И стоит по ту сторону стены мама – молодая, счастливая, сильная.

Она хотела подать мне руку, чтобы помочь вылезти наверх. Но увидела, что снизу, на разном расстоянии медленно ползут вверх серые человеческие фигуры. Людей -четверо. - Трое впереди, а последний совсем выбился их сил. Отстаёт. Согнулись от усталости. Еле двигаются. Только все ползут из мрака страшного подземелья на свет - к свету, к небу.

Прошу маму помочь мне перелезть стену. А она, улыбаясь, говорит:
- Подожди! Нужно им вначале помочь подняться. Соглашаюсь, стою, смотрю, жду. Трое уже подошли. Нет ни лиц, только фигуры: серые, уставшие, измождённые. Мама наклоняется, перевешивается через стену и подаёт им руки, помогает перелезть.

Думаю: «Я и сама стену перелезу…». Наблюдаю за мамой и людьми. На том сон прерывается. Я просыпаюсь. Топится печь. Греется чайник. Собачата прорываются в избу, чтоб меня поприветствовать – соскучились за ночь.

Прошёл год…
суббота, 10 сентября 2022 г.
10.09.2022 19:12:58

Перечитываю текст дневниковый и тяжко: всё в прошлом! И прошлого не вернуть! Его уже никогда не будет. И все вместе мы уже никогда не спустимся по горной реке. И печь летом поутру растапливала сама, когда одна, точнее – с Пулькой и Дымком искала останки мужа. Он не дошёл до нашей избы всего триста метров…

«Я не вернусь, как говорил когда-то,
И туман глотал мои слова и превращал их в воду.»
Слова песни Би-2»Серебро».

Вечер. Ясно. Тоскливо. Пытаюсь себя вытащить работой из вдруг нахлынувшей депрессии. Всё думаю о муже. Очень тяжело, не верится, что его больше нет. Вместе прожили почти полвека. Сердце ноет. Вчера до обеда крутилась по дому: раскладывала овощи на хранение и прочее. Пришла почтальонка после того, как дочь позвонила на почту, - принесла бандероль с документами – свидетельством о смерти; с ветмедикаментами для собак, намордником.

Пулька, увидев намордник, убежала прятаться. А от капель –и подавно попряталась под стол. Поражаюсь, - откуда ей известно про капли и намордник?!.. Объяснение одно: понимает нашу речь, - поняла о чём говорили с дочерью по телефону. Пулька сильно линяет, чешется. Она тяжело перенесла потерю хозяина и всё. что с этим связано. Как-никак – одна жила с погибшим хозяином три недели, отбивала его, погибшего и застывшего, от медведей и других хищников, а потом, спустя месяца, привела меня к нему, точнее к тому, что осталось за жаркое лето - после зноя, воронов, мелких животин таёжных. Долго не ела ничего, лежала. В её глаза невозможно было глядеть, - такая тоска в них и горе нечеловеческое застыли! Всегда поражаюсь уму собак!..

Вчера заставила себя идти на рыбалку. Необходимо запасаться рыбой на зиму. Сейчас солю, потом развешу вялить. Вода в реке несильно упала, хотя дождей нет. Последние дни утром заморозки. Говорят. – в горах выпал снег. У нас тоже сильно пахнет снегом. Ощущение такое, словно вот-вот завалит, завьюжит и вместо осени наступит сразу зима.

Убрала сегодня последнюю морковку. Кроты успели изрядно поработать. Они откусывают ботву и утаскивают морковки под землю в свои склады. Спешно готовятся к зиме, к зимовке. Сняла с кило огурцов. В теплице не поморозило, но пошла гниль. Хотела подождать с уборкой, но придётся выдёргивать плети. Урожай в этом году обильный, - всего достаточно. Только кабачки плохо лежат. Приходится перерабатывать в цукаты, консервы на зиму.

Завела домой Пульку. Она ластится. Поела и легла спать. Тяжело переносит сидение на цепи. Только иначе никак: не отпустить в вольное плавание: украдут, убьют или обвинят, что покусала, хотя никого не кусает.

Хочется покоя. Завидую иногда пенсионерам, что гуляют по скверикам, сплетничая. А тут - приходится непрерывно строить линию обороны, иначе не выжить (боюсь, не в переносном, а в прямом смысле).

– Сколько подстав, угроз и всякого дерьма испытала за жизнь и за это лето!.. – Стоило остаться без мужа, как немало тех, кто решил поживиться, отомстить, заставить молчать. Не понимают, что меня можно лишь убить, но не заставить ползать на коленях перед каждой мразью.

И всё же хочется покоя. Хочется писать о светлом, а жизнь не позволяет: давит и давит, закручивает в верёвку при помощи бесчисленных «доброжелателей». Думаю: «За что мне такое выдалось?!».. И опять же успокаиваюсь: Россие ещё сложнее. Успокаиваю себя тем, что - я частица своей страны, своего народа. И нет проблем лишь у слабых, хилых умом и телом. Чем сильнее человек или государство, чем больше ценит свободу, тем больше у него врагов. И лишь наши враги обучают науке выживания в мире вечного спора за место под солнцем.

…Стемнело. Зажгла настольную лампу. И опять за стеной дома надрывается дизель. Вышла за Дымком в огород. Он рад-радёхонек, что домой идём – целый день на цепи! Небо вычернило и взошла пока ещё тусклая и совсем одинокая звезда. Пройдёт час и она засверкает холодной синевой в сообществе множеств подруг.

- Холодно! А дома тепло! Дымка доел рыбину и подсунул голову под руку. Пахнуло уличным холодом с собачьей головы: опять подмораживает! К рассвету вызвездит, а в полночь развесит шторы северное сияние: не зря же мне так тревожно сейчас…

воскресенье, 11 сентября 2022 г.11.09.2022 12:09:24

В ночь - сильный заморозок. Крыши побелели, побелели крыши машин, что припаркованы у многоквартирников. Холодом прихватило цветы – горные, в теплице, а огурцы опять выстояли.

Позвонила знакомая. Она вчера прилетела с отдыха, с Турции. Говорит, что подорожало всё в два раза. Денег хватило лишь на десять дней. В Турции жарко, приветливо и необыкновенно спокойно. - Нет ни одного украинца! Народ на отдыхе в основном с Германии, Словении. Отношения к русским туристам хорошие, никакого негатива не проявляется.

Туристы европейцы говорят, что сильно в Европе люди напуганы. - Путин поднимает палец вверх, а Зеленский - вниз. Никто не поддерживает Украину. Цены поднялись катастрофично и дорого всё! Русский язык наше поколение европейцев знает, а вот новое- нет. Наше поколение, как и прежде, хорошо относится к нам – к России, к русским. И сильно все боятся войны. Они не забыли прошлого, прошлой войны и, когда мы освобождали Европу от фашизма.

На отдыхе много семей. Дети везут с собой бабушек, а те- внуков. Самолёты – Боинги, забиты под завязку, перегружены. Рейсов много, но сократили. Дети –маленькие, на отдыхе бесплатно, поэтому берут всех на отдых, на море. В Турции у хозяев, и у гостей к русским не проявляется никакого негатива. Только примечательно, что украинцев в этот раз там нет ни одного!..

***
С утра, как обычно, - куча хозяйственных дел и все направлены на подготовку к зиме. Лучше её встретить с закромами, наполненными своими заготовками овощей, рыбы, солений, сушений, компотов. Убираю на зиму летнее: одежду, обувь, вещи, - пора доставать зимнее. Зима- снега, не за горами, то есть, - не за Уралом, а тот уже одел снежные шапки и сверкает белизной на фоне золота равнинной сибирской осени.

Ночью – полнолуние. Луна спокойная! Круглая! Приветливая. Мирно светит нам с ночного неба, а рядом с ней вышла осенняя звезда, точнее, - планета, - то ли Сатурн, то ли Юпитер?!..




Ключевые слова:
Север, Сибирь, тайга, жизнь, собаки, лайки, лодка, горнячка, Тулпаремшан, враг, свобода, мир, Урал, горы, снег, река, ветер, стена, сон, небо, звезда, северное сияние, свобода, Россия, Западная Сибирь, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра, Берёзовский район, Крайний Север, Северная тайга, Тюменская область, Дары Севера Сибири, княженика, подосиновики (красноголовики), можжевельник, кедровая шишка; кедр; огородный урожай, кабачки, тыквы, томаты (помидоры), брусника, Пурпур, лесная ягода, огородник, Берёзовый листопад, Гриб, Лишайники, Турция, туристы, Словения, Европа, Украина, туризм, заморозок, цветы, Уральские горы, Приполярный Урал, снег, иней, дом, многоквартирник, Боинг, самолёт, европейцы.


Анонс:
Жизнь в таёжном селе в смене событий и лет.

Фото автора.

На фото:
Россия. Западная Сибирь. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Берёзовский район. Крайний Север. Северная тайга. Тюменская область. Дары Севера Сибири: княженика, подосиновики (красноголовики); можжевельник, кедровая шишка; кедр; огородный урожай – кабачки, тыквы, томаты (помидоры); брусника. Пурпур лесной ягоды-княженики, необычайно обильный урожай можжевельника, брусника и урожай опытного северного огородника. Берёзовый листопад. Гриб. Лишайники.

Очерки. Жизнь в таёжном селе Крайнего Севера Сибири в смене лет. Сентябрь.

МОЯ Безумная ЗВЕЗДА


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.