И жизнь, и слезы, и любовь киры xxvii

                И жизнь, и слезы, и любовь Киры XXVII

                71

За завтраком Ира, поглядывая на балконную дверь, прислушивалась к доносившимся со двора детским голосам. Проявляя нетерпение, она ерзала на стуле. Даже обожаемый  ею “Наполеон” ела торопливо, обжигаясь горячим чаем.
Подняв на нее глаза, Кира, улыбнувшись, спросила:

       - Что, Ирочка, спешишь поскорее увидеться со своими подружками?
Прожевав и, глотнув чая, Ира кивнула головой:

       - Ага, мамочка, не дождусь увидеть их - я так за ними соскучилась…
Кира снова подняла на нее глаза:

        -  Я думала, мы посидим какое-то время вместе за столом. Папа же тоже за нами соскучился.
Кира перевела взгляд на Кирилла. Он встретился с ее глазами.

        -  Соскучился  и измучился  - так мне без вас было одиноко и тоскливо,.- он обнял Киру, - я так счастлив, что мы опять вместе.

        -  И мы очень рады, что , наконец, вернулись домой.. Кира положила голову на плечо Кирилла и прижала к себе Иру.

      - Успеешь, доченька,  повидаться с подружками. А сегодня, хотя бы полдня, побудем вместе.
Ира опустила голову, а Кирилл, увидев, как она, нахмурив брови, бросила взгляд в сторону балконной двери, улыбнулся.

      - Ну, если, Ирочка, тебе так не терпится увидеться с подружками,  то в отличие от мамы, - он снова встретился глазами с Кирой, -  настаивать не стану…
И в это время зазвонил телефон. Кира подняла трубку.

      - Алло. Я слушаю. Кто это?
      - Это Маша Зубкова. Здравствуйте, тетя Кира! А Иру можно к телефону?

       -  Машенька, здравствуй!! Можно, конечно можно. Даю ей трубку…Ира, это тебя - Маша Зубкова.
Ира почти выхватила из рук Киры трубку.

      - Маша, привет !

      - Привет, Ира. Ты выйдешь? Мы уже  все на нашей площадке и ждем тебя.

      - Хорошо - я уже выхожу. -Ира повесила трубку.. С сияющими глазами посмотрела на маму и папу.

      - Все девочки уже на площадке и ждут меня. ..Так я пойду.

    -  Иди, иди, доченька, - Кирилл с теплом, глядя на нее, подбодрил ее, а Кира в догонку добавила.

     - Только, чтобы к обеду обязательно была дома….Помнишь мы собирались  устроить пир на весь мир…-
 И, когда за ней закрылась дверь, глядя на Кирилла, тихо рассмеялась. 
   
     - Так, как, товарищ подполковник, - игриво произнесла Кира, - вы смотрите на то, чтобы в честь нашего приезда устроить “пир на весь мир”? -И,  неожиданно самой себе,  прижалась к Кириллу.

     - Я только за, - ответил он  обнимая ее. Увидев, как  у него помутнели глаза, Кира сделала попытку освободиться из его объятий, но он еще тесней прижимал ее к своей груди. “Как я соскучился, -  прошептал он дрогнувшим голосом, увлекая ее  за собой… Ощутив его прерывистое дыхание и, услышав, как гулко стучит его сердце, Кира, что с ней случалось не так уж часто, безропотно последовала за ним,..

Вскоре они вышли из спальни.. Кирилл, направляясь на балкон, закурил папиросу и глубоко затянулся. Следом шла Кира на ходу поправляя прическу.

      - Ну, Кирилл,!- Она укоризненно усмехнулась, - как всегда, своего не упустишь, причем, что называется с места в карьер.

      - Не обижайся, Кира. Я так соскучился…

      -  Я тоже, Кирилл, соскучилась, но просто за тобой…   Ты же знаешь  как я к этому отношусь.
      - Знаю., знаю, - в его голосе Кира услышала досаду. Он снова глубоко затянулся. Ей стало жаль его.

      - Пожалуйста, Кирилл, не хмурся. Я на тебя не в обиде. Не будем омрачать нашу встречу. Ты  для меня родной человек. У нас растет дочь, которая в тебе души не чает. Ты хороший муж и отец.
Обняв его, приподнявшись на носочки, она поцеловала  Кирилла в пахнущие табачным дымом губы и, отпрянув от него ухмыльнулась.

    - Приписывают Максиму Горькому слова о том, что целовать   курящую женщину то же самое, что поцеловать пепельницу.
 Кира рассмеялась, - не сказала бы, что губы курящего мужчины пахнут чем-то другим. А ты как думаешь?
Кирилл только громко рассмеялся.

Выйдя на балкон, они облокотились на парапет, обвитый мелколистным плющом. В  подвесных вазонах пламенели ярко красные цветы герани.Легкий ветерок, прилетевший со стороны Амура, дохнул утренней свежестью .Белоснежные хлопья облаков медленно проплывали над головой.  Растущая под балконом сосна,   бодро шелестела ощетинившимися иголками, промытыми вчерашним ливнем.
Кира давно уже не испытывала такого внутреннего прилива радости, наполнявшие ее рудь. Как будто и вовсе не было горести и раздвоения чувств. Увидев глубокую зелень разлапистых листьев кустов герани и вьющегося плюща , повернулась к Кириллу:

       - Спасибо тебе,.Кирилл,что не забыл поливать  цветы.
   
  - О чем ты, Кира, говоришь? - Он обнял ее за плечи, -  Как я мог забыть? Они же мне напоминали о тебе и, поливая цветы, в такое трудное для тебя время, мысленно был с тобой. Я очень сожалел, что не смог  тогда быть рядом с вами… Ты же знаешь, что я очень симпатизировал Нине Сергеевне.

       - Знаю! Конечно знаю. - Кира подняла на Кирилла глаза, едва, сдерживая слезы, - мне это было более, чем приятно. Но еще важнее было то, что ты ей с первого взгляда приглянулся. А понравиться моей маме: ох, как не просто.
Кира глотнула набежавшую слезу.

       - Мамы не стало и с этим теперь придется жить дальше.  - Кира  платочком вытерла нос и промокнула глаза..- Но мама навсегда останется с нами.
Кирилл снова обнял ее.

      - Ты права, Кира, наша жизнь продолжается. Пройдет время, боль уляжется, и будем жить, как прежде. Главное, чтобы мы всегда были вместе и реже расставались.
Повернувшись, Кира встретилась глазами с его глазами.

    -  Как ты хорошо сказал, Кирилл…- Она на мгновение задумалась.- Только все, как прежде, наверное, уже не будет…
И не только потому, что мамы не стало. Жизнь вокруг меняется.
Кирилл встрепенулся.

     - Что ты имеешь ввиду? - Он пристально на нее посмотрел.

     -  Что я имею ввиду? А ты не догадываешься? ..Очень скоро Гузеевы насовсем уезжают из Благовещенска в Белоруссию. А они, начиная с фронта,  составная, часть нашей  жизни. Мне , даже трудно представить свою  жизнь совсем без присутствия в ней Сони… Да и тебе, Кирилл, я уверена,  будет недоставать Василия Степановича…Вы же с ним не просто бывшие сослуживцы, а больше, чем братья. Шутка ли? -Две войны прошли вместе.

Слушая Киру, Кирилл в последний раз глубоко затянулся  и  погасил папиросу в консервной банке приспособленной им самим на балконе для окурков.
Повернувшись лицом к Кириллу, Кира облокотилась спиной об парапет. 

      - Как видишь, без них наша жизнь не может оставаться прежней.
К тому же, Кирилл, как я поняла из нашего последнего разговора по телефону, вопрос о твоей дальнейшей службе в армии тоже пока повис в воздухе.

Кирилл, глубоко вздохнув, понуро опустил голову. Кира пристально посмотрела на него.Он поднял на нее глаза и закурил новую папиросу.
      - К сожалению, Кира, ничего нового по этому  я добавить не могу. - Он глубоко затянулся и, выпустив в сторону дым, продолжил, - у меня на этот счет есть некоторые предположения, но у нас еще будет время поговорить на эту тему…А сегодня, ты хорошо сказала: “Не будем омрачать нашу встречу”. Как ты считаешь?  - Улыбнувшись, он снова обнял ее.

     - Хорошо, Кирилл. Но я думаю - нам не избежать этого тяжелого разговора…
 Она подняла глаза на Кирилла, затем повернувшись, посмотрела вниз в сторону двора, откуда доносились детские голоса. Кирилл тоже посмотрел в сторону детской площадки. На дворовой скамье, рядом с песочницей, девочки  сгрудилиь вокруг Иры и внимательно слушали ее.
Не отрывая взгляда от Иры, Кира, улыбнулась.

      - Наверное Ирочка рассказывает своим подружкам о своих дорожных впечатлениях. Поверишь, Кирилл, все дни, кроме ночей,  она большую часть времени проводила у окна.. Представляешь, сколько в ее в детской головке осталось ярких впечатлений от увиденного. За окном вагона под перестук колес, как в калейдоскопе, все время сменялись придорожные пейзажи: озера, заливные луга с пасущимися животными, реки, лесные чащи, рощи и заповедные сибирские леса. Порой у нее  возникали интересные вопросы. Например, почему все, что она видит за окном, проносится мимо и, даже луна, хотя и очень медленно перемещается на небосводе, а звезды на небе остаются на месте. Приходилось ей объяснять
Кирилл улыбнулся.

       - При том, ты же знаешь, Кира, что я не очень люблю ездить в поездах, монотонность движения меня всегда утомляет. И в окна я не очень люблю смотреть, но вопрос, который тебе задала Ирочка, меня тоже озадачивал. И не раз…  Кира, подняв брови, улыбнулась, а Кирилл вдруг рассмеялся.
   - Хотя в общих чертах, я наверное смог бы  это объяснить. Причем, Кира, вопрос этот возникал у меня не столько в поездах, а чаще за линией фронта, когда, чтобы тебя не обнаружили под носом у противника, приходилось всю ночь лежать не шевелясь…Над головой, не сдвигаясь с места, в небе мерцают мириады звезд, а мимо них медленно - медленно перемещается луна…

       - Удивительно, - Кира повернулась к Кириллу, - ты никогда не рассказывал об этом…Неужели в такие опасные моменты, как ты говоришь, под носом у противника, можно было еще рассматривать звезды?

    - Представь себе, можно было и не раз…Правда,  ухо надо было, как говорят, держать. востро и прислушиваться к малейшим шорохам.. При этом, я не только смотрел на звезды, а еще,  - Кирилл привлек к себе Киру, -  каждый раз  думал о тебе, надеясь после возвращения, при встрече с тобой, увидеть на твоем лице, хотя бы подобие улыбки… 
Кира молча прижалась к его груди. В ее глазах блеснули слезы..
Как будто из небытия, из далекого прошлого в голове промелькнуло:
“Радистка Несмеяна”. Как она была жестока  к нему. В тылу врага, на волоске от смерти, он вспоминал ее и, возвращаясь, не забывал  принести букетик подснежников или фиалок…А она думала о другом и не только ни разу ему не улыбнулась, но даже не смотрела в его сторону….

Настойчивый телефонный звонок заставил Киру встрепенуться. Она поцеловала Кирилла в подбородок и освободилась из его объятий.

      - Я подниму трубку, - сказала она , направляясь к телефону.

      - Доброе утро, подруга! - Голос Сони, как всегда мягкий и участливый. - Ну что, дорогая, дождалась своего суженного?
     - Представь себе, Соня, не дождалась - уснула и, даже не знаю когда он пришел.
     - Ну так как? Права я была или нет - горячо обнимал? Признавайся,- услышав в трубке легкий смех Сони, Кира почувствовала, как от смущения ее щеки заалели румянцем.
Соня рассмеялась в трубку.

     - И чего бы это я так краснела?

     - С чего ты взяла? -Еще больше, покраснев, ответила Кира.

      - А то я тебя не знаю. Хотя можно было и не смущаться - дело то житейское и пора уже к этому привыкнуть. Ну да ладно - это я просто к слову. Чем собираетесь заняться сегодня?

     - А вот в честь нашего возвращения домой решили устроить “пир на весь мир”. - Киру  вдруг осенило, - и будем очень рады на этом пиру увидеть за нашим столом семью Гузеевых.  Вы очень давно у нас не были… Так что отговорки не принимаются, тем более вы скоро уезжаете.

      - А почему бы и нет? - С присущим ей простодушием, ответила Соня. - Хорошая идея… Я тоже что-нибудь спеку… Василий наверняка будет  не против.. Сейчас он еще спит - пришел под утро. А для детей  - настоящий праздник. Сейчас, я смотрю на наших ходиках  - десять, думаю в пять вечера: самый раз. Ты как считаешь?

       - Ты, Сонечка, как всегда, читаешь мои мысли. Главное, чтобы детям было удобно. Так что договорились. И до встречи!

Повесив трубку, Кира вернулась на балкон к Кириллу.

      - Звонила Соня. И  знаешь, Кирилл, на задуманный нами пир, я пригласила Гузеевых. Мы давно вместе не встречались, особенно у нас. Это очень кстати, тем более накануне их отъезда.

Кирилл широко улыбнулся и обнял Киру за плечи.

    - Наши желания совпали - я хотел тоже их пригласить, но не успел тебе  об этом сказать.

    - Вот и хорошо… А теперь надо подумать, что мы успеем приготовить. Кира отстранилась от Кирилла.

    - Пойдем посмотрим, какие у нас есть запасы в холодильнике  и я тебе напишу список, что нужно докупить.. С напитками ты сам разберешься…Да, вот еще, обязательно купи пива. Я не успела тебе сказать, что в Иркутске мы купили слабосоленого и вяленого байкальского омуля. Мне сказали, что байкальский омуль к пиву не сравним ни с какой другой рыбой.
     Кирилл всплеснул руками.

     - Вот это сюрприз. Много раз слышал от сослуживцев -  любителей пива о вяленом байкальском омуле, но самому пробовать не доводилось. Так что предвкушаю - спасибо тебе.

А за это ты в первую очередь должен благодарить свою дочь.
Это она настояла, помня твое пристрастие к пиву с вяленой рыбой. - Кира рассмеялась, - если откровенно, я была против - дорога дальняя, духота, рыба могла протухнуть. Спасибо кондуктору нашего вагона, которая сама предложила положить рыбу в служебный холодильник. Она чудная, удивительная женщина. Так совпало, что в ее вагоне  мы ехали из Благовещенска в Свердловск  и обратно; в пути много общались и подружились. Я тебе обязательно о ней расскажу…
Кира говорила  короткими фразами, почти взахлеб, с возбуждением.

Слушая ее, Кирилл любовался ею. Он давно не видел ее такой  счастливой. Он порывисто обнял ее и она, лишь на мгновенье, прильнув к его груди,  отстранилась.

     -  Все, Кирилл, у нас уже нет времени обниматься - многое надо успеть сделать. Тебе пора идти в магазин- вот тебе список…Да! Вот, что еще - пригласи Ирочку, она обожает ходить с тобой по магазинам…


                72

 Давно в квартире Долгалевых не  было так шумно.
По шутливой реплике Сони тон задавали дети “колхоза Гузеевых”.
Младшенькая Настена была центром внимания.
 На ней новые распашонка и ползунки, подаренные сегодня утром Кирой. Лежа в  коляске, Настена, поворачивая головку из стороны в сторону,  рассматривала незнакомую комнату. При этом всем благодушно  улыбалась и гулила на известном  только ей самой языке.

За отдельным раскладном столике с различными угощениями слышней всех был Петруша. И это несмотря на увещевания матери Сони и строгие взгляды папы Василия.  Алена, заглядывая в глаза Ире, слушая ее, хохотала. Степа весь вечер, улыбаясь одними губами, молча ел, бросая украдкой на Иру, смущенные взгляды. А  она, чувствуя себя за столом хозяйкой, была улыбчива и словоохотлива. Встречаясь с короткими взглядами Степы, тоже смущенно отводила глаза.
 
За столом у взрослых весь вечер было оживленно. Кира сама себя не узнавала. Всего  неделю тому назад, после всего пережитого, уезжая из Свердловска, она, даже предположить не могла, что ее так будет переполнять радость возвращения домой.
 Соня с изумлением наблюдала за ней…

Званое застолье у Долгалевых закончилось традиционным десертом. Всем по вкусу пришлась испеченная Соней на быструю руку  “Шарлотка” с яблоками. После десерта все разошлись по разным углам небольшой квартиры Долгалевых.
Всплакнувшую Настену, Соня перепеленала и дала ей грудь. Насытившись, она успокоилась и заснула. Соня переложила ее в коляску.

После сладкого угощения Ира пригласила всех детей в свою комнату. Степа подошел к этажерке и, наклонив голову, просматривал названия книг. Алена занялась игрушками, а у Петруши при виде пианино загорелись глаза. Открыв крышку, он тут же начал указательным пальчиком правой руки перескакивать на клавиатуре с клавиши на клавишу, извлекая  несвязные звуки. Услышав звучание пианино, Степа, подняв голову,  с легкой улыбкой, робко обратился к Ире.
    - Сыграй нам то, что ты играла, - помнишь, в пионерском лагере - такую красивую музыку. Пожалуйста сыграй.- Встретившись с ее взглядом, он потупил глаза
 Степу поддержала Алена:

   - Ну, Ирочка, сыграй - я тоже хочу послушать.

   - И я хочу, - подключился Петруша, продолжая перепрыгивать пальчиком с белой клавиши на черную..
Долго отказываясь, Ира неохотно села за инструмент.

Кирилл и Василий Степанович, захватив с собой бутылки с пивом и вяленого байкальского омуля, вышли покурить на балкон.

Кира и Соня, убрав  со стола, обосновались на кухне. Какое-то время они, молча, каждая думая о своем, расправлялись с грязной посудой: Соня мыла, а Кира полоскала под струей воды. Бросая на Киру пытливые взгляды, Соня несколько раз порывалась заговорить с ней, но что-то ее останавливало. Зная хорошо характер Киры и ее внутренний настрой, природная прозорливость Сони, подсказывала ей, что сегодняшнее радостное возбуждение Киры - это ширма, за которой скрывается горечь потери материи и что-то еще,  лишавшее  Киру  в Свердловске душевного равновесия.
 Короткое молчание первой прервала Кира.

     - Сонечка, ты так смотришь на меня, как будто хочешь о чем-то спросить. Или мне показалось?

     - Нет , Кира, не показалось. Такой возбужденной и, даже счастливой, я давно тебя не видела.

    - А почему тебя это так удивляет?..После всего пережитого меня переполняет радость возвращения домой и встреча с Кириллом и с вами всеми……

     - С Кириллом все понятно. Видела бы ты, Кира,  как он все это время без вас томился и маялся. И тебя, Кира, я понимаю - после всего, что случилось, ты рада оказаться  дома под крылом любящего тебя Кирилла, - Соня с легкой улыбкой повернулась к Кире, - но я же тебя так хорошо знаю: такое длительное пребывание в Свердловске не могло пройти для тебя бесследно…Город, наверняка, навеял много  близких тебе воспоминаний - нетрудно догадаться каких и о ком..
Соня в упор посмотрела на Киру и увидела, как ее щеки покрылись румянцем, а глаза стали влажными.

    - Что, подруга, я попала в точку?  Прости, я не хотела тебя расстраивать.
Кира подняла на Соню глаза.

     - Мне не за что тебя прощать и я вовсе не расстроилась, -
Кира слегка улыбнулась, - но я не перестаю, Соня, удивляться твоей прозорливости.

      - А почему ты удивляешься? Мы с тобой с фронта близкие подруги и все, что эти годы волновало тебя не могло не волновать меня.. -Соня опять в упор посмотрела на Киру, - я же знаю, что Коля, прости меня за сравнение, как заноза сидит в твоем сердце и не дает тебе спокойно жить. Может ты что-то новое узнала о нем?

        -  Нет, Соня. Нового ничего не узнала, - Кира опять подняла глаза. - Но признаюсь, что еще никогда  во время своих прежних приездов в Свердловск я так много не думала о нем… И это при том, что я тяжело переживала смерть  мамы. Это было, как наваждение. Я, даже решилась побывать в квартире, в которой он жил со своим отцом и была поражена, что в ней ничего не изменилось: та же мебель и стоит на тех же местах…Когда это увидела - у меня перехватило дыхание. Новую хозяйку квартиры при вселении предупредили, что прежний хозяин умер, а его сын считается  пропавшим без вести и она решила все оставить на своих местах, думая: “ А вдруг, даже через много лет, он вернется…” Глубоко вздохнув, Кира опустила голову. Ее волнение  передалось Соне. Вытерев о передник влажные руки, она подошла к Кире и обняла ее за плечи. 
    - Вот видишь, прошло столько лет, а о Коле ни слуху, ни духу. Неужели, если бы он был жив, то за эти годы ни разу не побывал в своей квартире, хотя бы в поисках дорогих ему вещей, например, семейного альбома с  фотографиями.

      - Признаюсь, Соня, что неосознанно, но именно эта мысль привела меня в их квартиру.
Соня встрепенулась и встретилась глазами с Кирой.

      - И  что же ты узнала?  Находила ли новая хозяйка квартиры при вселении что-либо из этих предметов?
Кира кивнула головой.

     - Конечно находила: коробку с орденами и медалями  папы Коли, Арсения Николаевича, его наградную саблю, подарок самого Буденного - он же был героем гражданской войны; перевязанные тесемками пачку писем и знакомый мне  альбом семейных фотографий в тесненном переплете.  Все это она  хранила  на антресолях, пока несколько лет тому назад не явился за ними работник музея воинской славы гарнизонного дома офицеров и не забрал их.

      - Ну вот видишь, Кира, какие редкие и важные семейные реликвии оставались в этой квартире. Неужели,  если бы Коля был жив, он бы сам за ними не пришел? И потом, если бы он,хотя бы на день, приехал в Свердловск, как  ты думаешь, зашел бы он в вашу коммуналку, к твоей маме и не поинтересовался твой судьбой.?
Соня опять в упор посмотрела Кире в глаза.

      - Молчишь. Я знаю почему молчишь? Потому, что не хочешь согласиться с горькой правдой - Коли больше нет. Я уже тебе когда-то говорила - он остался в прошлой жизни. Не всем повезло, как тебе и Коле, испытать такую взаимную юношескую любовь. А сейчас живи сегодняшним днем и будь такой счастливой какой ты была всего несколько минут тому назад…
Кира слушала, опустив голову, а когда подняла ее, Соню поразило выражение глаз Киры - они были растеряны.

    - Понимаешь, Соня, с самого первого мгновения, когда его отец сообщил мне о том, что Коля пропал без вести, я не верила в его гибель. С этой мыслью я отправилась на фронт. Но ни что не могло заглушить мою любовь к нему,  даже замужество  и рождение Ирочки…

     - Прости меня, Кира, - прервала ее Соня с не свойственным ей твердым голосом. - зачем ты себя, как всегда, накручиваешь и сама себе усложняешь свою жизнь.
Соня бросила быстрый взгляд на Киру.

     - Кстати, не только свою, но и Кирилла. Ты сама мне рассказывала, что воспоминания о Коле,  - Соня вдруг улыбнулась, - как у вас, у интеллигентов говорят: вносят дискомфорт в твои с ним отношения… Кира…Кира… Соня сокрушенно покачала головой, затем понуро опустила ее.

     - Вот ты, Соня, улыбнулась, а мне порой бывает не до улыбок. Знаешь почему?

     - Знаю. - Соня бросила быстрый взгляд на Киру, - потому, что тебе кажется, что ты до сих пор любишь его. Разве не так?

     -  Так. Ты, как всегда, права.

     - Но, Кира, милая, мы же с тобой уже не в том возрасте, чтобы гадать: “любит, не любит”. Сейчас, я повторюсь, у тебя семья, муж, дочь. И, если, даже допустить, что Коля жив, то за эти годы у него тоже могла появиться своя семья… Значит так суждено было случиться в вашей с ним жизни.
Кира снова подняла  глаза и вспомнила, что что-то подобное уже слышала в поезде от Екатерины. А Соня  увидела в глазах Киры оттенок  теплой грусти.

      - А, если, - Кира бросила быстрый взгляд на Соню, - Коля жив, и рано или поздно той же судьбе будет угодно, чтобы мы с ним встретились? Не знаю почему, но именно, в последнее время это стало меня волновать и тревожить
Соня опять в упор посмотрела на Киру,

    - Прости меня, Кира, но мне не понятно, почему это тебя так волнует и тревожит. Разве такая встреча может повлиять на вашу дальнейшую   жизнь? Не думаю…Может быть, если бы это произошло, хотя бы лет десять тому назад - можно было допустить. Но прошла целая вечность.
Соня говорила убедительно, с не свойственной ей запальчивостью. Кира, слушая Соню, опустила голову и не находила ответных слов. .Видя растерянность Киры, Соня обняла ее и смягчила голос.

     - Знаешь, Кира, ты почти убедила меня. Я тоже начинаю верить, что Коля жив и, если это так, то чем черт не шутит: вам суждено будет встретиться. Но скорей всего - это уже во власти случая, и  не должно тебя тревожить. Напротив, при встрече порадуйся, что близкий тебе человек жив.
Кира подняла  глаза -  в них были слезы.

     - Спасибо тебе, Соня. Ты, как всегда, смогла меня успокоить.
 Кира прижалась к ее груди, пахнущей материнским молоком.

     - Вот и ладненько, - Соня поцеловала Киру, - не будем омрачать сегодняшний вечер. Умойся под краном, чтобы в глазах не осталось и следа от грустных мыслей… Пойдем посмотрим чем занимаются наши дети в комнате Иры.

Дверь в комнату Иры была полуоткрыта. Из нее доносились звуки пианино .Сидя за инструментом, напряженно всматриваясь в ноты, лежащие перед ней на пюпитре, Ира не очень уверенно играла.   Кира шепнула Соне: “ Это “Старинная французская песенка”” из детского альбома П. Чайковского. Ира закусила губу и после каждой  помарки, хмуря брови, виновато улыбаясь, опускала  руки и извинялась.
      
   -- Я за лето ни разу не играла и все забыла.- Кира шепотом подтвердила ее слова: “Ира в самом деле за лето не прикоснулась к инструменту и меня удивляет, что она согласилась играть”,

Но Петруша, Алена и, даже Степа, громко аплодируя, просили ее сыграть еще раз. Немного расстроенная и, вместе с тем слегка польщенная, Ира,  всматриваясь в ноты, коснувшись пальцами клавиатуры, начинала заново играть .Даже сыгранная ее без ошибок короткая музыкальная фраза производила на детей особое впечатление. Стоящий в стороне, Степа смотрел на Иру почти с восторгом, продолжая улыбаться одними губами. Алена,  затаив дыхание, смотрела на нее не скрывая восхищения, а Петруша , подойдя ближе всех к инструменту, попеременно бросал удивленные взгляды то на ноты, то на пальцы, извлекающие звуки.

     - Придется тебе , дорогая моя,- Кира посмотрела Соне в глаза,-
учить детей музыке. Посмотри - с каким интересом они слушают..

    - Я об этом уже сама подумала .. Приедем в Витебск, обустроимся, Алена с Петькой подрастут - видно будет. Хотя не скрою, отец наш на занятия музыкой смотрит как-то из под козырька, особенно для мальчишек. Важнее считает для них - спорт. Между прочим в конце учебного года в школу приходили  педагоги музыкальной школы отбирать детей на разные музыкальные  инструменты. Степку отобрали на баян. Он сам вроде загорелся, но Василий осадил:
“Мне, - говорит нужно мужика воспитать, а не баяниста”.

       - Я думаю, - Кира развела руками, - он не прав. Разве музыка и спорт несовместимы?. Напротив, и музыка и спорт играют важную роль в  общем развитии человека. Я очень жалею, что у  мамы не было средств учить меня. Сейчас мне, как филологу, даже начальное музыкальное образование, было бы очень кстати.
       -  Вот и я о том же думаю. Но ты же знаешь, как с Гузеевым разговаривать. Помнишь каким он был начальником штаба? Таким и остался. -Соня громко рассмеялась, -Но, если по приезду в Витебск, Степка не охладеет, то, думаю, мы отца  дожмем. Тем боле я сама баян ох, как люблю!  Поверишь, когда слушаю - душа в пятки уходит: от грустной песни сердце замирает, а от задорного танца  ноги сами в .пляс пускаются…

        - Ну, Соня, - Кира расхохоталась, - ты не перестаешь меня удивлять - так чувствовать музыку! Я такого никогда от тебя не слышала… Сама никогда не пробовала заниматься музыкой?

Соня  улыбнулась.
 
       - Где, в детском доме? Помню, когда была еще подростком - тех   у кого находили слух, заставляли петь в хоре, а у меня, - Соня рассмеялась, - говорили: “Медведь на ухо наступил -  ни в одну ноту не попадаешь”…Но слушать, как другие играют или поют, очень люблю, хотя не всякую музыку понимаю.

      - А музыку и не надо особенно понимать - ее надо сердцем чувствовать. - Кира обняла Соню за плечи. и с теплом посмотрела на  нее, - ну, а в этом, я вижу, бог тебя не обидел…
Прислушиваясь, к доносившимся из комнаты Иры звукам, Кира отвела глаза от Сони, а когда снова подняла их, Соня поразилась, сколько в них грусти.

     -  Кира, с чего ты, вдруг опять загрустила? - Соня широко открыла глаза.

     - Не вдруг, Сонечка, а со вчерашнего дня,  как только узнала, что  уже совсем скоро, вы  уезжаете. После смерти мамы у меня  ближе тебя никого не осталось. - Кира, всхлипнув, глотнула набежавшую слезу. - Я так привыкла, что ты всегда рядом. С кем я еще смогу так говорить о самом сокровенном и открывать свою душу. 
Кира больше не пыталась сдерживать слез. Соня, молча, тоже, глотая слезы, обняла Киру и прижала к своей груди.
       - И мне очень тяжело расставаться с тобой. За эти годы ты стала мне больше, чем сестра. Не только ты, Кира, но твоя семья: Кирилл и Иринка - самые родные, на всем белом свете…

Соня погладила и поцеловала  голову Киры. Глубоко вздохнув,  снова сглотнула слезу и посмотрела  в ее заплаканные глаза.

     -  Если посмотреть, Кира, с другой стороны - зачем мы с тобой, как на похоронах, льем такие горькие слезы? Расставаться всегда нелегко. Но я думаю, что настоящие друзья, даже на расстоянии остаются друзьями... Как и прежде, будем поддерживать друг друга. В конце концов письма и телефон никто не отменял и поезда, слава богу, регулярно ходят...                                                                                                
Соня вытерла краешком передника глаза.
        - Не будем омрачать слезами такой пригожий вечер и, как любит говорить мой Гузеев, петь Лазаря и разводить сырость…
Соня попыталась улыбнуться, но улыбка получилась несколько натянутой. Погасив улыбку, Соня встретилась с глазами Киры.

    - Как видишь, Кира, я тебя успокаиваю, а у самой на душе  кошки скребут.
Кира,  молча подошла к Соне и обняла ее.

      - Сонечка, ты большая умница и потому, как всегда права..Согласна - не надо наше расставание  слишком драматизировать, - Собираясь с мыслями, Кира замолчала ,  подбирая слова.
       - Судьбе было угодно, чтобы мы  встретились и подружились на фронте, где наша жизнь каждый день ходила в обнимку со смертью. Нам с тобой, Соня, суждено было остаться в живых, а вот Ирина Константиновна, Света и Мила…- У Киры глаза опять стали  влажными…-  Пролетели года, а мы даже не знаем в каком перелеске и под какой березой они нашли свой последний приют.  Кира понуро опустила голову, а, когда подняла ее, встретилась глазами с Соней. Не отводя взгляда, Соня глубоко вздохнула.

    - Умеешь ты, Кира,  красиво говорить -  за душу берет…- Глаза ее как- то сразу потемнели. - Я уже не раз говорила тебе, что Ирина Константиновна и девчонки снятся мне  вместе с тем треклятым немецким  блиндажом до сих пор. . Не знаю какой ангел-хранитель меня спас  - лежать бы мне вместе с ними под той самой  берёзой. -
Соня опять опустила голову и тяжело вздохнула.

     - А вот, как ты говоришь, в каком месте и под какой березой они лежат, думаю можно узнать у бывшего нашего  командира Николая Федоровича Павлова. Уверена - он с Игорем, сыном Ирины Константиновны, не раз посещали ее могилу…
Даст бог, представится случай, и нам с тобой, Кира, доведется положить на нее  цветы. Ты как думаешь?

     - - А что тут думать -. ты правильно говоришь. Особенно теперь, когда ты будешь жить в Витебске, поездка в те места более осуществима, чем из Благовещенска.. Из Витебска в Лугу - рукой подать. Вы обживетесь, я приеду в гости и мы обязательно съездим туда.

      - Вот и ладненько, - Соня с теплом посмотрела на Киру. -  У меня камень с души упал. Я много лет о такой поездке думала, даже пробовала говорить с Гузеевым…Он становился мрачнее тучи и не хотел вспоминать тот страшный случай. Ты же знаешь его - он немногословный и не сентиментальный, а как- то признался: “Если бы ты…. тогда погибла, то я не знаю как бы пережил…” Представляешь, Кира. После этого признания я больше не заводила этот разговор. ..
Не говоря ни слова, Кира обняла Соню. Теплые чувства к ней, Василию Степановичу, их взаимной большой любви, славным детям и необыкновенной семье Гузеевых, переполняли ее грудь..Какое-то мгновенье они стояли, молча обнявшись.
Отстранившись слегка от Сони, Кира встретилась с ее глазами.

   -  Видишь, Соня, как многое нас объединяет. Сегодня, ты заметила, мы очень хорошо о многом откровенно поговорили.Скоро мы расстанемся и пока неизвестно, когда еще представится такой случай.
Соня с  теплотой посмотрела на Киру.

     - Представится, подруга, обязательно представится - чай не на всю жизнь расстаемся. Сама только говорила, что приедешь ко мне в гости.
Соня бросила взгляд на настенные часы, затем перевела его на окно. Часы показывали 7-15 вечера, а за окном, спрятавшееся за приамурскими сопками солнце, предвещало наступление вечерних сумерек.

     - Однако, засиделись мы сегодня у вас, - Соня засмеялась, - пора и честь знать…Пойдем посмотрим на балкон и послушаем о чем гутарят наши мужики. Тоже небось сожалеют, что приходится расставаться. Ты же знаешь мой Гузеев с кем-нибудь другим лишнего слова не скажет, а с Кириллом всегда находит общий язык. Помнишь, на фронте Кирилл был любимцем полка. Мой Василий с тех самых пор относится к нему, как к младшему брату. ..

   -
                73

 Кирилл и Гузеев вышли на балкон в то время, когда поздний полдень начал уступать место ранним вечерним сумеркам.
Солнечный диск, угасая, спрятался за далекими приамурскими сопками.  И в то же мгновенье от самого горизонта небосвод окрасился радужным свечением вечерней зарницы…

После дружеского застолья настроение у фронтовых друзей подполковников Василия Гузеева и Кирилла Долгалева было приподнятое. Облокотившись на парапет балкона, Кирилл залюбовался вечерней зарей.. В это же время, стоящий рядом Гузеев, увидев небосвод, окрашенный в красноватые тона, молча в уме предположил: “Завтра будет ветреная погода”.

Бывшие фронтовые однополчане начальник штаба полка Василий Гузеев и полковой разведчик Кирилл Долгалев после окончания войны стали больше, чем близкими друзьями. Кроме совместных фронтовых дорог в двух войнах их объединяла  взаимная симпатия и настоящая мужская дружба. Глубокая любовь и трепетное отношение друг к другу их жен Сони и Киры сблизило их семьи. Вместе с тем Кирилл Долгалев  и Василий Гузеев в жизни были очень разными: Кирилл улыбчивый,  открытый, а Василий  по натуре угрюмый и сдержанный в проявлении своих чувств. Кирилл еще достаточно молодой мужчина, высокого роста, сохранивший свое  мужское обаяние  и офицерскую стать, А Василий Степанович ближе к пожилому  возрасту,  приземистый, широкоплечий, с крупными чертами лица и склонный к полноте.

Откусив кусочек омуля, Кирилл глотнул из бутылки жигулевского пива и, смакуя, спросил Гузеева:

      - Ну, как вам, Василий Степанович, пиво с вяленым байкальским омулем.
Гузеев, повернувшись к Кириллу, отщипнул пальцами от спинки  омуля лоскуток рыбы и, положив в рот, разжевал, запивая пивом из бутылки. Встретившись с глазами Кирилла, скупо улыбнулся.

    - Что тебе сказать, Кирилл, может потому, что я,  ты же знаешь,  не гурман и во вкусовых тонкостях плохо разбираюсь, но ничего особенного в этом омуле не нахожу. По мне, к пиву - лучше  самой обычной нашей воблы, ничего нет. Главное, чтобы пиво было хорошее и холодное.
Он снова откусил омуля и сделала несколько глотков пива.
Кирилл сделал то же самое.

    - А мне понравился омуль. В нем есть свой смак. По сравнению с воблой он более мягкий: может быть потому, что он не такой тощий, как вобла и в нем  чуть больше жира.

    - Ну я же говорил, - Гузеев снова посмотрел на Кирилла, - из меня плохой гурман.

    - За то вы, Василий Степанович,  хорошо разбираетесь в пиве.
В этом вам не откажешь - я то же за то, что пиво само по себе должно быть хорошее и, прежде всего холодное.

Гузеев допил пиво и поставил на пол пустую бутылку. Подойдя к парапету балкона, огляделся по сторонам.

     - Даже не верится, Кирилл, что всего десять с небольшим лет,  на этом самом месте был пустырь и несколько руин обветшалых строений, оставшихся после войны с Японией. А теперь - целый городок домов офицерских семей, утопающий в зелени.

    - И все это , Василий Степанович - дело рук вашего стройбата. Вам есть чем гордиться.

    - Разве только ДОСы мы построили, а сколько объектов оборонного значения вокруг Благовещенска, да и в самом городе для воинских частей. Ты, Кирилл, даже не представляешь.

    - От чего же?, - Допив пиво, Кирилл тоже опустил на пол  пустую бутылку и продолжил, - хорошо представляю: вся инфраструктура моего полка, включая казармы ,штабные и складские помещения, столовую, полковой клуб и многое другое тоже построил ваш стройбат..

     - А помнишь, Кирилл, как я был расстроен, когда меня боевого кадрового офицера, имеющего большой опыт штабной работы назначают не начальником штаба или командиром строевого полка, а командиром стройбата, - слово какое-то отталкивающее, напоминающее штрафбат, причем без  перспективы в повышении  звания..А, если бы тогда в 45 я попал служить в строевую часть, то сейчас, как минимум был бы полковником…
Гузеев закурил и дал прикурить Кириллу, который внимательно слушая его, поражался не свойственным его собеседнику многословием.  Глубоко, несколько раз затянувшись, Гузеев  выпустил дым, пару секунд помолчал, снова затянулся и поднял голову.

      - А вообще, Кирилл, если подумать, какая разница уходить в запас полковником или подполковником? Разве только тешить самолюбие.  Не скрываю - еще месяц тому назад, когда узнал о своем увольнении из армии, меня жгла досада - как это после стольких лет безупречной службы, включая две войны, меня списывают из армии, за ненадобностью в расход…Учитывая свой возраст, я предполагал, что рано или поздно это произойдет, но внезапность меня ошеломила. Спасибо Соне, которая сумела меня поддержать и убедить, что никакой трагедии не произошло.

Василий Степанович замолчал, снова глубоко затянулся, придерживая в легких табачный дым. Кирилл , молча слушал его, понимая, что всегда молчаливому Гузееву хочется выговориться.
Он снова поднял голову и повторил последнюю фразу:

       - Никакой трагедии не произошло…Это для меня и моей семьи.
А как ты думаешь, Кирилл, для сотен тысяч офицеров, прошедших войну,  и их семьям, разбросанным по дальним гарнизонам в одночасье остаться без работы, без определенного места жительства и жилья; наконец, без средств к существованию, кроме выходного пособия - это не трагедия? - Гузеев глубоко вздохнул.-Честно - не знаю о чем только думал Никита, когда затевал это масштабное сокращение…Какой удар по престижу армии и обороноспособности нашей страны…

     - Не знаю, как вы говорите, Василий Степанович, о чем думал.Хрущев, - подключился к разговору Кирилл, - но меня удивляет, что его поддержал Министр обороны, маршал Жуков.

    -  Зная  Жукова, может и был против, - Гузеев приподнял и опустил плечи, - А может быть и нет - устал жить сразу   после войны  в опале. Только сейчас при Хрущеве опять поднялся... Не соглашаться  с ним - тебе же хуже. Далеко за примерами  не ходить: сковырнуть таких корифеев, как Молотова, Маленкова и Кагановича - в голове не укладывается. Почти уверен, что Жуков с его характером рядом с Хрущевым долго не продержится. Никита не потерпит, что во главе армии стоит человек, которого называют маршалом Победы и, который в народе и в армии пользуется большим авторитетом.

    - Надо Жукову, как  Министру Обороны, отдать должное, - продолжил разговор Кирилл, - сменив на этом посту Булганина, он таки навел порядок в армии.

      - Оспаривать это не приходится. для этого он и был назначен на эту должность. - Гузеев, опять затянувшись, докурил папиросу и погасил окурок в банке из- под консервов, затем повернулся лицом к Кириллу.

     - Не сегодня- завтра я сниму погоны и, если честно, Кирилл, многое, что сейчас происходит в армии, мне по барабану. Для меня теперь на первом плане судьба моей семьи и моих детей..
Кирилл не узнавал Гузеева. Обычно его скрипучий голос звучит медленно, монотонно и беспристрастно. Сейчас он едва сдерживает волнение. 

       - Не скрываю, Кирилл, начинать новую жизнь на новом месте с белого листа - оторопь берет. Одно хорошо - тыл у меня надежный: Соня.
Кириллу бросилось в глаза - как при упоминании имени жены, у Гузеева посветлели глаза и черты лица стали более мягкими.

      - Однако, мы сегодня засиделись у вас, - Гузеев посмотрел на  часы, -нам пора домой: детям скоро предстоит отбой… Удивительно, что женщины наши не почтили нас своим присутствием. Кстати, Кирилл, ты давно ничего не рассказывал, что у тебя слышно с твоей дальнейшей службой в армии. Имеются на сегодняшний день какие-либо подвижки? Что по этому поводу говорит наш бывший командир генерал Павлов?
Лицо Кирилл приобрело задумчивое выражение.

     - Мне кажется, Василий Степанович, я вам говорил, что из последнего разговора с Павловым я понял, что кресло под ним самим тоже зашаталось и ему приходится уже думать о своей отставке.   Аттестация, на которую меня приглашали в штаб округа в Хабаровск, по сути не состоялась. Сказали возвращаться в полк до новых распоряжений.- Кирилл опустил голову и тяжело вздохнул.- Насколько я понял на сегодняшний день я нахожусь в подвешенном состоянии. - Он закурил новую папиросу и, подняв глаза на Гузеева, глубоко затянулся. - Не вам, Василий степанович, рассказывать, как неизвестность тяготит. Этот вопрос очень волнует Киру, а я не знаю, что ей сказать.
Гузеев с сочувствием посмотрел на Кирилла.

     - Мне кажется, Кирилл, что ты зря запаниковал…Не должны, я так считаю, не должны тебя, еще достаточно молодого и перспективного офицера с большим боевым опытом, отправить в запас.

   - Я тоже так считал и генерал Павлов мне об этом говорил. Но за этот месяц я многое передумал и моя уверенность заколебалась. .Время стремительно меняется. .. Сейчас вместо боевых орденов и медалей на груди надо иметь ромбик об окончании военного учебного заведения. Ко мне в полк уже сейчас приходят молодые лейтенанты на должности командиров взводов, которые настоящего пороха не нюхали, но зато имеют такие ромбики. И за ними будущее в армии.
Кирилл.  -  потянулся за новой папиросой. - Между тем, Василий Степанович, вы знаете, что на сегодняшний день и я себя вне армии просто не представляю. Я же ничего другого не умею делать.

     - Но, Кирилл, не для кого не секрет, что сейчас в запас уходят многие офицеры, которые стали офицерами на войне.. У большинства из них за плечами нет, даже семилетки, а ты ушел на фронт из университета. Я считаю, что для тебя это большой плюс.
Гузеев взял новую папиросу, покрутил ее в руках, затем смял пальцами ее краешек, оставив тонкую щель, прикусил ее зубами и, прикурив, повторил последнюю фразу.

      - Запомни, Кирилл, для тебя это не только большой плюс, но шанс, который ты, если хочешь остаться в армии, не должен упустить.…Подумай серьезно об этом.
Слушая Гузеева, Кирилл бросил взгляд на небосклон. После солнечного заката  погасла вечерняя заря. С наступлением вечера над городом сгустились сумерки, в небе, пока еще тускло, обозначились звезды, а в окнах  домов более ярко вспыхнули лампочки.
Скрипнув, открылась балконная дверь. В проеме показались Соня и Кира. Соня, улыбнувшись, развела руками.

   - Ну и надымили, хоть топор вешай. Кира, посмотри - полная банка окурков. Как бы цветы твои не зачахли вместе с их легкими.
Ох, мужики -спасу  нет с вашим курением. Когда вы за ум возьметесь и подумаете о своем здоровье, которое и так подорвали на фронте, так вы еще этим треклятым никотином легкие свои сжигаете.

      - Вот, вот, - подключилась Кира, - я то же самое не раз говорила Кириллу.

    - А я много раз говорить не собираюсь, - Соня бросила быстрый взгляд в сторону Гузеева,.в ее глазах была и твердость и мягкость по отношению к любимому мужу.. - Обустроимся в Витебске - я с тебя не слезу, Василий Степанович. Обещаю..Поверите - по утрам прокашляться не может. Хрипит, - Соня улыбнулась, -  как старый мотоцикл, который не заводится.
После этих слов губы Гузеева расплылись в улыбке, а Кира и Кирилл, прыснув, зашлись от смеха.
Соня подошла к Гузееву и обняла его за плечи.

      - Ты нам, Васенька, здоровый нужен. Запомни! И на долгие годы…-Она отвела глаза в сторону,  - настрогал детей, а кто их поднимать будет, если ты скапустшиься?
Слушая Соню, Гузеев продолжая улыбаться, прижал к себе Соню.
Кирилл всплеснул руками.

     - Да, Степаныч, тыл у тебя в самом деле что надо - надежный.
Уловив смысл сказанного Кириллом, Кира укоризненно посмотрела в его сторону.

     - А, что, Кирилл, твой тыл не такой надежный?
Кирилл встрепенулся и, повернувшись к Кире, обнял ее.

     - Как ты могла подумать, что я в тебе не уверен? Напротив, Кира, ты и Иринка -  мой самый надежный и главное, любимый тыл.
Соня, повернувшись, посмотрела мужу в глаза.

      - Слышал, Васенька, какие слова можно сказать своей жене, - она качнула головой, - что правда, то правда: прижать своими ручищами ты мастак, а вот приголубить нежным словом - от тебя не дождешься…Ну, да ладно, как говорят умные люди - каждому свое.
Соня отстранилась от Гузеева.

     - Однако, пора собираться домой. Дети, небось, тоже заигрались, а им скоро спать ложиться. ..Спасибо  вам, Кира и Кирилл. Давно так по-семейному не сидели. Мы с Кирой о многом переговорили, думаю, наши  мужики, судя по окуркам, тоже в молчанку не играли.
Кира обняла Соню.

     - Надеюсь, наши дорогие Гузеевы, до вашего отъезда мы еще не раз встретимся, - сказала Кира, переглянувшись с Соней и, посмотрев в сторону Кирилла и Василия Степановича, добавила:

   - А в воскресенье вас ждет большой сюрприз.
Встретившись взглядами Кира с Соней улыбнулись, а Долгалев и Гузеев удивленно, молча переглянулись…



     -
   


Рецензии