Записки землемера. Начало

              Два года армии остались позади, отгуляв положенные три месяца поехал я на Север. Не наобум, а у меня там жил родной дядя, младший брат моей мамы, и двоюродный брат Борис. В июне я встречался с братом, он сказал мне что оставил для меня в своей квартире письмо, с подробными действиями по устройству на работу. Самолет доставил меня из Тюмени в город Нижневартовск, для начала новой страницы моей жизни.      Неприветливо встретила меня северная сторона, моросил мелкий дождь, небо было затянуто сплошными серыми облаками, и казалось, что таким оно будет здесь всегда.
              Из вещей у меня был один портфель, с самым необходимым в поездке набором, поэтому я без ожидания багажа сразу направился к стоявшему у дверей скромного здания аэропорта автобуса. Неприятно знобило, грел меня только один пиджак, и надежда на моё благоприятное будущее.
             Пройти к автобусу мешала жидкая грязь поверх бетонных плит, и чтобы не намочить ботинки, я пробрался по редким сухим местам, и встал на задней площадке. У рядом стоящего мужчины, узнал, что это единственный номер автобуса, и до нужной мне остановки этот видавший виды транспорт меня довезёт. Народ постепенно набрался, и водитель, посмотрев во внутренне зеркало заднего вида, закрыл двери. Автобус начал движение. Дорога была не асфальт, а всё те же бетонные дорожные плиты, которые в  местах стыка, под воздействием ежедневного транспортного потока, отклонились от прямого горизонтального положения, и своим новым положением заставляли автобус подпрыгивать. Причем всё это также было залито жидкой грязью, серого цвета. Люди были одеты по-осеннему: в сапогах, в осенних куртках. Я явно выделялся на их фоне, и не только одеждой, но и как мне казалось кричащей на весь автобус моей растерянностью.
               В одном месте автобус, при повороте почти на девяносто градусов, не смог проехать ждавшую там лужу. Автобус поехал юзом, и немного отклонившись вправо, попал видимо в одну их многочисленных ямок, из-за просадки плит. Немного порычав двигателем, и попытавшись вырваться из плена грязи, водитель сконфуженно, признал – «Всё встали!». Народ, не дожидаясь команды вышел в открытые двери, и рассредоточился по кузову автобуса, готовясь общими усилиями вытолкать автобус, на ровное место. Я, взглянув на свои ботинки, понял, они будут полностью поглощены грязью, при моей попытке выйти. По этой причине остался в автобусе, я был просто не готов принять участие в толкании автобуса. Поэтому стоял и наблюдал, за процессом освобождения автобуса. Наконец общими усилиями он был вытолкан из ямки, люди зашли, и мы поехали дальше.
                Дом дяди нашёл без труда, он встретил, не особо радуясь встрече. Был он человек настроения, да и появление родственника в квартире, с вытекающими проблемами по трудоустройству, его не особо радовало. Немного поговорили, как обычно передал приветы от родных, небольшие подарки. На вопрос дяди, куда думаю устраиваться на работу, ответил, что Борис уже всё решил, есть письмо, надо только добраться до квартиры брата. Услышав это, дядя повеселел, показал из окна на дом, стоящий торцом к его дому, где, и была квартира брата. Порешили завтра сходить туда.
                В письме, которое нам отдал парень, который жил на квартире брата, на период времени отпуска Бориса, было указано десять адресов, с указанием фамилий и имен, людей к которым нужно было обратиться, по вопросу трудоустройства. Договорились, что я подойду в понедельник, к Валентину (так звали парня), и он отведёт меня к первому адресу.
                Так и сделали, утром в понедельник мы сначала зашли на работу Валентина (а он был коллегой брата). Там он порешал вопросы, какие обычно бывают в понедельник, и отпросившись у начальника, отвел меня в здание НГДУ «Мегионнефть». Охраны в те времена, при входе не было, вход был свободным. Там он зашёл в кабинет с табличкой – «Маркшейдерская группа», и затем вышел вместе с человеком. Сухощавый, небольшого роста, представился – Клесов Анатолий Иванович, начальник маркшейдерской группы НГДУ «Повхнефть». НГДУ было образовано в мае 1978 года, и названо в честь бурового мастера пробурившего первую эксплутационную скважину на Самотлорском месторожении нефти, Степана Ананьевича Повха. В разработку НГДУ передано Повховское месторождение нефти, которое также было названо в честь бурового мастера.
               Я пояснил ему суть своего визита, чья есть рекомендация, сославшись на брата. Он попросил показать документы, я передал ему всё что у меня было. Клесов внимательно рассмотрел - диплом, паспорт, военный билет, и сказал:
             - «Да разговор был такой, я и ждал тебя»
            Его слова бальзамом пролились по моему телу, стало как-то тепло. Мелькнула мысль – «Хоть кто-то меня ждал!». Дальше Анатолий Иванович вкратце рассказал, что за работа меня ждёт, сообщил какой оклад предусмотрен на этой ставке, объяснил, что в перспективе НГДУ переедет на станцию Когалымская расположенную на строящейся железной дороге Сургут-Уренгой.
              Затем мы зашли в маркшейдерскую, он дал мне чистый лист бумаги, и я написал заявление на имя начальника НГДУ с просьбой принять на работу, Анатолий Иванович поставил свою резолюцию – «Согласовано!» и попросил меня немного подождать, чтобы
затем с ним проехать в здание, где располагалось вновь созданное НГДУ «Повхнефть». Так и было сделано. Начальник НГДУ Кошелев Борис Гаврилович, оказался на месте, так что мы вместе Клесовым зашли к нему в кабинет. Начальник прочитал моё заявление, выслушал Клесова. Тот пояснил, эта ставка в штатном расписании предусмотрена, и специалист (то есть я) будет выполнять работу по отводу земель под объекты строительства, на территории месторождений нефти. Начальник, поинтересовался о семейном положение, и видимо был рад, что я холост. Сразу же предупредил, что НГДУ в будущем, года через три переедет на станцию Когалымская. Там планируется построить жилой поселок нефтяников. И кроме этого, Кошелев сообщил, что квартир в Нижневартовске выделять работникам НГДУ не будут. С общежитием пообещал помощь.
                А дальше - отдел кадров, там заполнение разных форм бланков, написал автобиографию. Мне выдали направление на медкомиссию, причем сообщили, что я буду оформлен на работу с сегодняшнего дня. А медкомиссию, можно проходить и одновременно работая. Так я стал маркшейдером по отводу земель, маркшейдерской группы НГДУ «Повхнефть». На календаре было 8 августа 1978 года.
                Попавший с корабля на бал, дальше был представлен Анатолием Ивановичем, работникам находившемся в кабинете (они были с других служб), где стояли два стола маркшейдерской группы – Клесова, и мой. Больше в группе никого не было.
               Вот так, началась моя трудовая деятельность, в районе приравненного к району Крайнего Севера. Передо мной стояло множество задач, к выполнению которых, я и приступил.
                Часть землеустроительных дел, завершенных, и в стадии работы, Анатолий Иванович, с великой радостью мне передал, добавив:
                – «Знаешь, для меня вся эта работа большой темный лес, так что надежда на тебя, разбирайся, во всех мелочах. Это твой хлеб!»
               Дополнительно подсказал к кому можно обратиться в НГДУ «Мегионнефть». Все месторождения нефти, которые были переданы для разработки согласно приказу Главтюменнефтегаза, ранее находились в разработке «Мегионнефти». А следовательно, подсказать мне могли, только работники выполнившие работы по формированию землеустроительных дел, которые лежали передо мной.
               Для чего делается отвод земель? Для порядка. Дело в том, что до 1974 года в СССР, отвод земель производился, но совсем другим порядком. И только после того, как стали вырисовываться отрицательные стороны, и чтобы подобного не произошло при начавшемся освоении земель в Западной Сибири, было издано Постановление СМ РСФСР № 175 от 22.031974 года «Об упорядочивании предоставления земель в пользование земельных участков». В постановлении был указан перечень документов, которые должны быть в землеустроительном деле, и указаны органы в чьих полномочиях есть принятие решений по отводу земель. Исполнение этого постановления, контролировалось органами местной власти, и лесхозами в чьем ведении находились земли Гослесфонда. В основном земли предоставлялись из состава земель этой категории. Были ещё земли совхозов, и колхозов, а также земли запаса, но на северной части Нижневартовского района, там, где было Повховское месторождение, были земли только Гослесфонда.
               Ответственной службой за формирование землеустроительных дел, была землеустроительная служба при управлении сельского хозяйства района. Возглавлял, службу- главный инженер землеустроитель района. Вот он и являлся: и консультантом, и контролёром, короче тем должным лицом, которое предоставляло подготовленное землеустроительное дело, руководству района, для принятия решения. В результате выдавалось решение об отводе земель. Затем материалы направлялись в Ханты-Мансийский окружной исполком, где также материалы дела рассматривались, и выносилось решение. Далее землеустроительное дело направлялось в Тюменский облисполком, и там принималось окончательное решение об отводе земель. А если в деле фигурировали леса первой группы, дело направлялось в СМ РСФСР. Окончательное решение об отводе земель, являлось основанием для выписки лесорубочного билета органом лесного хозяйства. Наличие лесорубочного билета, давало право приступить к рубке леса, на участке, где планировалось строительство объекта. Казалось всё просто. Собирай документы, сшивай их скоросшивателем, в бумажную папочку. На корку папки, приклеивай табличку с названием дела, под какой объект. На другой стороне приклеивай перечень документов, расписывайся внизу. Сверху вкладывай письмо за подписью начальника НГДУ и неси в райисполком в землеустроительную службу. И получай через несколько дней решение с печатью. Хороша теория, да практика совсем другое дело. Планируешь одно, а получается совсем другое.
                Первый вопрос возник, где брать акт выбора земельного участка? Начал разбираться, консультироваться. Выяснилось, что есть соответствующие приказы «Главтюменнефтегаза», и объединения «Нижневартовскнефтегаз», о том, что материалы предварительного согласования (акт выбора, и распоряжение облисполкома об утверждении) готовит служба капитального строительства, а подготовку землеустроительного дела и предоставление его в соответствующие органы, а также получение лесорубочного билета в лесхозах, возлагается на маркшейдерскую службу. Обратился в службу капстроительства, ответ меня убил – впервые слышим! Показал приказ, ответили – подумаем!
                Обо всем этом сообщалось Клесову. Шеф должен быть в курсе, всех деталей, моей работы! Через несколько дней капстроительство, сообщило – да, это наш вопрос! Будем думать, как решать эту проблему. А почему был принят такой приказ, о разделении работ между маркшейдерами и капстроительством?
Дело в том, что оформление договоров на выполнение проектных работ между проектным институтом и НГДУ, входило в обязанности службы капстроительства. И в договорах указывалось, что акт выбора и распоряжение об утверждении его, предоставляет НГДУ (т.е. заказчик). Наличие же утвержденных материалов согласования, требовалось предоставить в «Стройбанк», через который шло финансирование проектных работ. Если материалов заказчик не предоставляет, банк оплату не производит.
                И также, с отводом земель, если у заказчика имеется решение об отводе земель, под строительство объекта, банк производит оплату выполненных строительных работ на объекте. Вот и весь контроль!
                Изучая всю эту подноготную историю, я начал одновременно проходить медкомиссию. А очереди в те времена были в кабинеты, по 250 человек, поэтому комиссию мог пройти только через неделю. Одновременно изучал все переданные мне землеустроительные дела, фиксируя в памяти непривычные для меня названия, запоминал порядок оформления документов. Не было тогда Интернета, да и нормативные документы добывал по ходу работы. Рассматривал карту, висела над столом Анатолия Ивановича, где можно было найти и Нижневартовск, и Сургут, и ст. Кагалымскую.
              В конце августа съездил в Куль-Еганский лесхоз, расположенный в старинном селе Локосово, на реке Обь, для оформления лесорубочного билета под жилой поселок на Повховском месторождении нефти. Познакомился с директором Гедровым Михаил Семеновичем, и главным лесничим Крупининым Николаем Яковлевичем. Мне выписали счёт, который нужно было оплатить через «Стройбанк», и дальше уже с доверенностью на получение лесорубочного билета снова съездить в лесхоз. Было лето, навигацию шла полным ходом, добираться в Локосово можно было речным транспортом, судном на воздушной подушке «Метеор», выполняющим рейс Нижневартовск – Ханты-Мансийск. Я ещё не знал, какие проблемы с поездками у меня возникнут, после окончании навигации, когда пойдёт шуга, и все суда станут до весны на местах зимовок.
               Клесов каждый день, просвещал меня по вопросам, которые у меня возникали, я тоже по возможности разъяснял ему, по всем землеустроительным делам, вводил в курс дела. А у него была жаркая пора – нужно было набирать специалистов, как для полевой работы на месторождении, так и для камеральной работы в управлении, по заявкам подрядных организаций. Он тоже на месте не сидел, вылетал на территорию Повховского месторождения, имевшего краткое название среди всех работников – Повх!
             - «Куда поехал?»
             - «На Повх!», обычно звучало вокруг меня.
              Попасть туда можно только одним способом, с помощью незаменимого в этих местах вертолета.
              В начале сентября, я привёз первый лесорубочный билет, его все находившиеся в кабинете рассматривали, с трудно скрываемым любопытством. А он был, на специальной бумаге светло зеленого цвета, с узорами от подделок, имел номер, дату, печать. Я закрепил его с помощью металлического крепления в спец папку, с соответствующей надписью. Начало моей работы состоялось!
               В начале сентября в один из дней, утром Анатолий Иванович, попросил подвинуться поближе, и объяснив, что работы море, а маркшейдеры, которым он подписал также заявления, находятся в стадии оформления, а необходимо завтра вместе с начальником НГДУ вылететь на ст. Когалымская, и выполнить небольшую работу, не связанную с той работой, которую я выполняю. Он мне рассказал, что начальник НГДУ, приказал ему отправить с ним специалиста.             
              Задание, которое я получил от Клесова, звучало так -
              - Посмотри там, о чем идёт речь, о каком поселке, на крайний случай, просто отмерь участок 200 метров на 200 метров, а дальше уже выйдет на работу маркшейдер, и будет разбираться.
                В землеустроительных делах лежащих у меня на столе, никакого дела под поселок на ст. Когалымская не было. У Клесова тоже никаких материалов изысканий на поселок не было, да и времени для выяснения тоже. Но был приказ начальника!
Трудно было понять, что мне нужно сделать, поэтому мне и готовиться особо не надо было. Потом я уже понял, получилась ситуация, когда срочно нужно «Заткнуть дыру!», это обычная история, когда организация только начинает свою деятельность. Когда и начальнику службы, а тем более мне, было не понятно, что делать, а лететь надо. Клесову терять время не хотелось, а я подчиненный, значит должен себя проявить и в нестандартной ситуации.
           - «Вот и увижу тебя завтра, станция Когалымская», подумал  я вечером, засыпая в постели.


Август, 2023 года


НГДУ - нефтегазодобывающее управление

На фото старое здание аэропорта "Нижневартовск" в 70-х.

Спасибо Интернету за фото!


Рецензии