Взаимодействие глобализации и традиций в открывающ

© 2021. Герасименко Т.И.1, Родоман Б.Б.2
 1 Оренбургский государственный университет
2 Независимый исследователь

Взаимодействие глобализации и традиций
в открывающих границы странах
(на примере Непала и Бутана) 

Аннотация. Глобализация делает неизбежным соприкосновение цивилизации западного происхождения с традиционными обществами, что порождает серьёзные проблемы, вплоть до угрозы даже исчезновения традиционных культур, природного и культурного наследия таких регионов. Любое разнообразие (природное, экономическое, этнокультурное и др.) представляет собой ресурс для развития конкретной территории, общества в целом и отдельных общностей. Это особенно важно для замкнутых обществ, которые из-за изоляции исчерпали внутренние резервы для развития и вынуждены открыть свои границы. В данной статье это иллюстрируется на примере Непала и Бутана.
Ключевые слова: Непал, Бутан, туризм, традиционное природопользование, природное и культурное наследие, глобализация.

© 2021. Gerasimenko T.I.1, Rodoman B.B.2
1 Orenburg State University
2 Independent researcher

Interaction of globalization and traditions
in countries opening borders
(illustrated by Nepal and Bhutan)


Abstract. Globalization makes it inevitable that a civilization of Western origin will come into contact with traditional societies, which creates serious problems, up to the threat of even the disappearance of traditional cultures, natural and cultural heritage of such regions. Any diversity (natural, economic, ethno-cultural, etc.) is a resource for the development of a particular territory, society as a whole and individual communities. This is especially important for closed societies that have exhausted internal reserves for development in isolation and are forced to open their borders. In this article, this is illustrated by the example of Nepal and Bhutan.
Keywords: Nepal, Bhutan, tourism, traditional nature management, natural and cultural heritage, globalization.

Введение.
Вплоть до второй половины XX в. Непал и Бутан из-за изоляции и жёсткой регламентации образа жизни переживали глубокий кризис. Ситуация осложнялась суровыми природными условиями и ограниченностью ресурсов. Традиционное природопользование, не позволявшее обеспечить людей продовольствием и предметами первой необходимости, могло привести к вымиранию населения и предопределило неизбежность открытия границ. Непал сделал этот шаг в 1953 г., Бутан в 1974 г. Территория с особым статусом – Верхний Мустанг (непальская часть Тибета) вступила на тот же путь в 1992 г. Бутан и Верхний Мустанг сохраняют особый режим для посещения иностранцами, используя систему продажи пермитов  (специальных разрешений, регламентирующих въезд иностранных граждан).
Открытие границ привело к экономическому подъёму и к повышению уровня жизни населения. В то же время длительная изолированность помогла сохранить природное и культурное своеобразие, породила некую загадочность, сделала эти страны экзотичными и привлекательными для туристов, что теперь приносит немалые дивиденды. Каждая из этих стран имеет программу развития и следует ей. Туризм – очевидный, хотя и не единственный, путь развития подобных территорий. Авторы анализируют ситуацию, используя результаты собственных наблюдений, полученных в путешествиях и экспедициях [1-4].
 
1. Трансформация природы и хозяйства.
Происходят существенные перемены во всех сферах природно-хозяйственных комплексов этих стран. Частично это описано в англоязычной литературе [5-10], однако хочется сделать акцент на авторских выводах. Прежде всего, изменились отраслевая структура хозяйства и территориальная структура общества. Рост доли туризма в ВВП дал толчок дорожному строительству и развитию в основной части Непала и Бутане автомобильного и авиационного транспорта, электрификации, водопроводов, канализации и т.д. Бурно развивается туристская инфраструктура и сфера услуг. Меняется территориальная структура всего хозяйства. Точками роста и коридорами развития стали туристские районы и связывающие их автомобильные дороги. Как снежный ком, происходит развитие территорий. Перераспределение населения в структуре занятости привело к росту импорта продовольствия и других потребительских товаров.
Для общества характерно расслоение и поляризация на всех уровнях. В Верхнем Мустанге, где автомобильный транспорт пока мало развит, этот процесс в начальной стадии. Территориальная структура Бутана уже изменилась и через какое-то время трансформируется окончательно. В основной части Непала, который дольше идёт по этому пути и обладает большим населением и разнообразием природных и культурных ландшафтов, этот процесс очень бурный. Вдоль дорог сформировались фактически двойные поселения – так называемые «тёплые дома», где постоянно проживают один-два члена семьи, а на период холодов с гор переселяются остальные родственники.
Серьёзным вызовом становится ухудшение экологической ситуации. Число туристов здесь должно быть ограничено из-за низкой экологической ёмкости, иначе это приведёт к окончательному разрушению ландшафтов. С экологическими проблемами уже столкнулся Непал, который задыхается от нашествия автомобилей, и, пока ещё, в меньшей степени, Бутан.

2. Демография и процессы глобализации.
В результате роста образования и занятости женщин начался переход к современному типу воспроизводства. Важным географическим последствием развития стала урбанизация, в том числе и ложная. Миграции происходят не только в сторону дорог, но и из села в город. Быстрее всего растёт население крупных городов. Внутренние миграции усиливают поляризацию общества. Характерны и внешние миграции. В Бутане много индийцев, Непал привлекателен для жителей ряда регионов. Главным последствием глобализации для Верхнего Мустанга, находящегося в наиболее суровых природных и сложных экономических условиях, стала эмиграция половины населения.
Процессы глобализации и модернизации имеют разные аспекты (экономический, политический, социальный, демографический, культурный и др.) и порождают немало проблем. Глобализация делает экзотику и разнообразие ресурсами развития, но одновременно и убивает их. Входя в мировую цивилизацию, закрытые прежде страны встречаются с необходимостью адаптации к новым условиям. Рост уровня жизни формирует общество потребления. Эти страны сталкиваются не только с серьёзными экологическими проблемами, но и с неизбежностью трансформации собственной культуры. Открываясь миру, народы соприкасаются с иными культурами, что нередко сопровождается культурным шоком. Рушится система ценностей, представлений о мире, появляется множество соблазнов, как в сфере материального потребления, так и в культурной сфере. Можно ли сохранить равновесие в условиях извечного противоречия культуры и цивилизации, традиционализма и развития? Ведь развитие нередко приводит к утрате традиций. Для общества, прежде закрытого, привлекательны за его пределами более высокий уровень жизни и возможности. Это приводит к росту заимствований.
Уровень жизни населения растёт, но за это общество платит свою цену. Пример гималайских территорий, ставших на этот путь развития в разное время, позволяет сделать вывод о том, что эти изменения закономерны. Модернизация неизбежна, обратного пути нет. Увеличение числа туристов ведёт к увеличению и углублению контактов и заимствований, к интернационализации экономики и к трансформации традиционной культуры. Но, трансформируясь и становясь иной, она так или иначе будет, в сочетании с природными и культурными ландшафтами, отличаться от таковой в других местах. Глобализация приводит к тому, что разнообразие, как любой другой ресурс, истощается. Его можно считать исчерпаемым, но и возобновляемым ресурсом, ибо, трансформируясь, оно не унифицируется.
В отдельных случаях изменения, произошедшие под воздействием рыночных механизмов, могут быть обратимыми. К примеру, организация в Непале трекинга вокруг Аннапурны (Annapurna) привела к формированию вдоль него поселений, обслуживавших туристов. Результатом строительства автомобильной дороги в Джомсом (Jomsom) стала ликвидация части маршрута, и люди отселились из этих мест.

3. Проблемы сохранения национального культурного наследия.
Глобализация способствует сохранению культурного наследия там, где общество принимает её правила игры и развивает индустрию туризма по мировым стандартам. Экзотика может приносить стране немалый доход. То, что недавно было сокровенным, эзотеричным, выставляется напоказ и продаётся. Культура, духовность, как бы мы их ни понимали, от этого не всегда страдают. Профанация, опошление, девальвация ценностей не неизбежны, если браться за дело с умом и тактом. Глобализация в «развивающихся» («догоняющих») странах загрязняет и разрушает природную среду и угрожает природному наследию постольку, поскольку народы этих стран стремятся жить по западным стандартам, отказываясь от традиционного приспособления к местным природным условиям. Наибольшую угрозу биосфере несёт автомобилизация. Исходящие из «развитых» стран идеи охраны природы пока не в силах сдержать стихию разрушительного престижного потребления. «Догоняющая», «развивающаяся» страна как правило не может самостоятельно решать задачи сохранения своего культурного и природного наследия. Неизбежно участие экспертов, выдвинутых культурной элитой всего мирового сообщества, и на то существуют авторитетные международные организации, например, ЮНЕСКО. Отказываться от международной помощи, относиться к ней с подозрением и полагаться только на собственные силы – тупиковый путь, обрекающий страну на положение изгоя.
Охране природного и культурного наследия способствует сакральное отношение к элементам ландшафта, присущее экофильным религиям (буддизм, традиционные этнические культы и др.), если религиозные традиции в той или иной местности не прерывались. В таком случае легче объяснять населению задачи выделения особо охраняемых природных и культурных территорий. Процветание религии в наши дни отчасти объясняется тем, что она служит компенсацией негативных компонентов глобализации и ускоряющегося научно-технического прогресса, рекреационным убежищем и отдыхом от них; противостоит индивидуализму и рационализму.

Заключение.
Глобализация неизбежно затрагивает даже самые отдалённые уголки планеты, самые закрытые общности. Страны вынуждены открывать свои границы, чтобы избежать застоя или даже деградации. Пример гималайских государств наглядно иллюстрирует неизбежность технократических заимствований и артефактов. Постепенно заимствования проникают в область ментифактов и социофактов. Это несёт угрозу нивелирования и даже утраты традиционной культуры. В статье затронуты важнейшие географические последствия изменений. Они имеют стадиальный характер, что доказывает пример Непала, его особой территории – Верхнего Мустанга (Королевство Ло) и Бутана. Мы также попытались оценить роль географической специфики для развития. Географическая специфика каждой страны и региона – социальный капитал, ресурс развития наподобие профессии. Но профессия реализуется лишь в сообществе разных деятелей, при надлежащем разделении труда. И только в международном, глобальном контексте та или иная страна и её народ могут осознать своё Я, вглядываясь в лицо Другого.

Литература

1. Герасименко Т. И. Междисциплинарная научная экспедиция: Непал-Тибет-2018 // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов, 2019. № 8. С. 231-246.
2. Герасименко Т. И., Родоман Б. Б. Глобализация и традиции: грани взаимодействия (на примере Непала и Бутана) // Российские гималайские исследования: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. ст. / Санкт-Петербургский союз ученых, центр гималайских науч. исслед. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2017. С. 129-132
3. Родоман Б. Б., Герасименко Т. И. Географическая специфика и экзотика как ресурсы познавательного туризма // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. С. 211-214.
4. Родоман Б. Б., Герасименко Т. И. Экофильная поляризация культуры в экстремальных природных условиях // Развитие регионов в ХХI веке: материалы II Междунар. науч. конф. Владикавказ: Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова, 2017. С. 411-414.
4. Hagen T. Nepal. The Kingdom in the Himalayas. New Delhi – Bombay. Calcuta: Oxford IBH Publishing Co., 1980. 264 p
5. Legendary maps from the Himalayan club. 2018. Lustre Press Roli Books. 240 p.
6. Lewis T. T. A chronology of Newar-Tibetan relations in the Kathmandu valley. In: Lienhard S. (ed.). Change and Continuity: Studies in the Nepalese Culture of the Kathmandu Valley. Torino: Edizioni Dell’orso, 1996: 149-166.
7. Pommaret F., Macleod S. Bhutan. Himalayan mountain Kingdom. Odissey Books, 2009. 328 p.
8. Shakya C. B. Faces of Dipankara Buddha. Lalitpur (Nepal): Kwa Baha, 2014. 176 p.
9. Whelpton J. History of Nepal: Cambridge University Press, 2007. 296 p.

Статья сдана в редакцию 4 сентября 2021 г.
;

Year-book

REGIONAL ASPECTS OF SOCIAL POLITICS.

Volume 23. – Makhachkala: DSU, 2021. – 155 p.


The collection of scientific articles is prepared and published by Dagestan State University. In the collection reports of annual republican scientifically-practical conference on regional aspects of social policy are reflected. Addressed to lecturers, students and specialists interested in modern problems of social relations in the region.
Articles from other regions of Russia and foreign countries are published according to the above-stated research themes.
The e-mail for reception of scientific papers: geodag@mail.ru
The Yearbook is included into Russian Index of Scientific Citation (RISC), its materials are published on the DSU website: www.rasp.dgu.ru

Scientific editors:
Murtazali Khulataevich RABADANOV, Rector of Dagestan State University, Dr. Sc., Professor.
Eldar Magomedoviсh ELDAROV, Professor of Dagestan State University, Dr. Sc.


Опубликовано:
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Выпуск 23

Отв. редакторы – М. Х. Рабаданов, Э. М. Эльдаров
Редактор-корректор – Н. М. Эльдарова
Редактор английского текста – Е. В. Дуброва

ISSN 1814-9839
DOI: 10.34775/F3069-7880-9463-O


Рецензии