Куплянка гл. 13 В колхозе

  В колхозе Гл.13   Повесть « Куплянка»
День в колхозе ненормированный: работали от зари до зари, а заработок был с гулькин нос.
Однажды  вечером Варвары не было дома. Прибежала соседка и видит только десятилетнюю девочку.  «Пошли, пошли,- затарахтела она, - там на трудодни  паек выдают. Скорее, а то не достанется!»  « А как же, – недоуменно вскинула голову девочка, - я же не донесу!»  « Донесешь, ещё как донесёшь.  Пошли, пошли!»
Да уж! Паек они получили. Люба несла домой целых два! килограмма сахарного песку. Это был заработок за лето. Правда, сахар был ещё в дефиците. В магазине можно было купить только определенный вес и по талонам.
 Варвара уходила на работу вместе с сыновьями. Дома оставалась только Люба. Вымыть пол, постирать белье, кормить кур, уток,  подоить козу – это входило в её обязанности. Над селом часто кружили ястребы, высматривая добычу. Нужно было зорко следить и за этими хищными птицами. Однажды случилось  непоправимое:  коршун унес одну курицу. Варвара сильно разгневалась на дочь и отхлестала её кнутом.
 В другой раз лиса нахально, средь бела дня, ухватила утку и потащила её в сторону оврага, который находился недалеко от дома. Люба схватила подвернувшуюся под руку палку и побежала за захватчицей.  Она надеялась отбить и отобрать добычу у лисы. Но не тут-то было! Лисица  бросила задушенную ею  утку и злобно оскалилась на  девочку, и Люба испугалась зверя и отступила. Добыча осталось у  рыжей победительницы.
 Когда  девочка,  плача от страха в ожидании неминуемого наказания, отчитывалась перед матерью за очередную пропажу, та только вздохнула. Ну что тут поделаешь, видно, потери неизбежны  и никто тут не виноват.  А  когда однажды Павел вступил в схватку с коршуном, тот умудрился даже напасть на мальчика  и  клюнуть его в шею. Курицу мальчик всё-таки отобрал, хотя пришлось ей очутиться в супе: голова её была пробита острым клювом ястреба-палача. А над мальчиком братья подсмеивались :  «Что, Павлушка,  коршун и тебя принял за курицу?  Цыпа-цыпа –цыпа. Иди, я тебе зёрнышко дам!»
 В хозяйстве Варвары появился новый жилец, вернее, жилица. Сестра с мужем уезжали на новое местожительство и отдали ей свою молодую  свиноматку, которая должна была в конце января принести приплод.
 В селе был совхоз по выращиванию свиней. Практически все сельчане тоже занимались свиноводством. Тамара была и рада подарку и тревожилась. Настоящего теплого хлева для животного не было. Пока лето, то и сарайчик сойдет. А зимой, когда появятся поросята? Их же на холоде не оставишь? А соорудить настоящее, тёплое жилье для свиноматки не было возможности и средств.
На семейном совете решили так: обмазать стенки сарайчика глиной.  Тележку в руки и вперед сначала к оврагу за глиной, потом к речке за песком. Смешав в одну высокую кучку, сделали углубление в конусе, налили воды. В ход пошли босые ноги. Мажься с удовольствием, только закатай штаны повыше. Импровизированная штукатурка держалась хорошо. Сквозняк не грозил больше хрюшке. Но дверь неплотно прилегала. Оставлялись всё равно щели. Не было ни плотника, ни досок. Пришлось оставить  так.
К моменту опороса свинью поместили …. Куда?  Да тоже в комнату. Освободили угол под полатями. Там и появились на свет 12 поросят.
Вот так и жили дружным семейством два месяца:  хозяйка с тремя детьми и свинья с 12 поросятами. Из-за этих поросят однажды случилась беда.
Дети были в школе, а Тамаре нужно было сходить в сельсовет. Она и попросила соседку присмотреть за поросятами. Видимо, свинья, ложась кормить своих отпрысков, сдвинула доски,  преграждающие поросятам выход из закутка.  Самый шустрый воспользовался этим и пошел исследовать комнату.  Его тоненькие ножки попали в решётку швейной машинки. Он заверещал. Соседка сунулась  помочь  бедолаге, а свинья кинулась на неё и сильно укусила за руку. Спасла её телогрейка и палати. Женщина смогла скинуть  телогрейку и быстро забраться вверх.
Когда Тамара вернулась, обе жаловались друг на друга. Одну пришлось загнать на место, а вторую отправить в больницу на перевязку.
После двухмесячных мытарств поросята были успешно проданы. Свинья вернулась на свою жилплощадь, а люди вздохнули свободнее. Через год, когда старший сын оканчивал среднюю школу, семья перебралась во вторую часть села.  Разобрав старую хатенку и добавив еще стройматериалы, выстроили новый домишко. Здесь уже была отдельная комната и отдельная кухня.
 На спиртзаводе поменялся директор. Им стал бывший сосед в селе Александровка и чей сын бегал к семейству Тамары лакомиться печёной тыквой. Он предложил женщине работу в подсобном хозяйстве завода. Там было пять коров. Уход за животными, доение, чистка помещения – это входило в обязанности  Тамары. Ещё нужно было молоко отнести на маслозавод. И такой был в селе! Масло там делали отменное!
          Эпилог
 Жизнь у детей от предыдущего брака сложилась трудная, у двоих - трагическая: старшую дочь, Марину, убил муж в пылу гнева. Двое их детей растворились в неизвестном направлении. Никаких известий о них не смогли получить. Поиски продолжались долго сыном Лизы, полковником милиции. Младший ребенок, Георгий,  связался с дурной компанией, попал за решётку и был  там убит. Третья дочь, Надя, тоже попала в тюрьму. Она пыталась вынести с фабрики мешковину.  Только  вторая дочь, Лиза, прожила нормальную жизнь. У них с мужем четверо очень хороших детей.
Сыновья Варвары и дочь – все получили высшее образование. Сергей и Павел  закончили военные училища,  а потом и военные академии, дослужились до полковников. Дочь закончила пединститут.
О судьбе пропавшего без вести во время войны  брата Тамара так ничего нового не узнала. Но Люба искала его по всем спискам и обнаружила, что он, её дядя, погиб  14 января 1942 года.
 Со своей двоюродной сестрой, которая жила в Киеве, Люба долго переписывалась, а потом и лично познакомилась. Сестричка тепло принимала её с дочкой.  С двоюродным братом, живущим в Винницкой области,  удалось однажды поговорить по телефону.
После возврата Крыма в Россию связь с родственниками прервалась.
 Тамара вложила все, что могла, в воспитание своих детей.  Замуж она так и не вышла. Если и были у неё любовники, дети о них никогда ничего не знали. А замужество ей предлагали неоднократно.
Прозвище Куплянка, которое очень не нравилось Тамаре и обижало её,  нейтральное. Оно «не говорящее».   Читатели со мною согласятся. Или нет?


Рецензии