Здоровый образ жизни

Высший представитель животного мира в процессе эволюции превратился из обезьяны в человека. Теперь неизвестно на каком этапе и почему он в погоне за удовольствиями начал портить себе здоровье.

Ни один зверь не будет дышать дымом, пить кипяток, есть непроверенные продукты, обжираться, и что самое для человека завидное, никакой вид животных не будет затевать групповую войну против своих сородичей.

В перечне вредных привычек много таких, которые нам достались от наших доисторических предков: грызть ногти, глотать не пережёвывая пищу, злиться и обижаться на людей и так далее. А вот собираться толпами и идти с оружием в руках на другую толпу – до этого не догадалась ни одна стая самых злых и самых агрессивных животных.

Человек сам себя разрушает, ломает то, что создала природа, но как объяснить причину других форм разрушительного поведения человека? Пчёлы не разрушают соты, которые своим трудом создали, муравьи не растаскивают по сторонам свою муравьиную кучу, ласточка не будет долбить своё гнездо, в котором собралась вырастить своё потомство и так далее.

Человек это делает. Руины фабрик и заводов, огромных гаражей и ремонтных мастерских ещё не убрали с глаз долой. Их можно увидеть наяву, а не только на фотографиях. По всей стране люди сломали то, что сами построили.

Ломать люди научились очень давно. Ломали театры, дворцы, акведуки, бани и даже дороги.  Сначала люди перебили друг друга, потом разобрали дорожную брусчатку на свинарники и потом, подумать только, тысячу лет месили грязь по полевым дорогам.

Если человек – это животное, то как объяснить его негативное стремление ухудшить свой образ жизни? Животные ведь так не делают. Где истоки такого образа жизни?

Истоки наркомании можно объяснить попытками освободиться от боли. Подтверждением этому могут быть открытия российского археолога Натальи Викторовны Полосьмак. Это профессор Сибирского отделения Российской академии наук, выпускница Новосибирского государственного университета.

В 1993 году она обнаружила в Горном Алтае в урочище Укок захоронение с мумией молодой женщины. Случай в истории археологии уникальный - мумия пролежала в заледенелом грунте 2500 лет и сохранилась лучше, чем мумии египетских фараонов. Материал для биологов очень богатый.

Исследования показали, что Принцесса Укока, так величали девушку журналисты, страдала от болей после перенесённой травмы. В теле были обнаружены остатки наркотических веществ.

Полосьмак считает, что умершая была не принцессой, а дочерью шамана. «Вероятно, для больной женщины постоянное вдыхание паров конопли стало и вынужденной необходимостью, и она часто находилась в состоянии изменённого сознания. Можно предположить, что в определённом состоянии её устами могли говорить души умерших предков, духи, боги»

Интересно проследить развитие взаимосвязи между менталитетом и образом жизни. «Что русскому хорошо, то немцу смерть», так понимает народная мудрость роль менталитета в оценке своего благополучия.

Малазийцы, к примеру умеют подчинять свои личные интересы общественным нуждам. У англичан всё наоборот. Узбеки во время приветствия будут спрашивать о здоровье всей родни, у монголов вообще не принято сходу расспрашивать гостя о том, кто он такой и откуда приехал.

В Новой Зеландии вместо рукопожатия трутся носами, и радостно исполняют приветственный танец, в Кении плюют друг в друга, эскимосы прижимаются носом к щеке гостя.

Менталитет различается также и по времени, отсюда и разговоры о проблеме отцов и детей. Каждое время выдвигает свои правила жизни. В древнем Китае врачу платили здоровые жители. Больного освобождали от такой мзды. Неудивительно, что у китайцев сложилось совершенно другое, не такое как у нас, представление о здоровье. Китайцы несколько тысячелетий жили с полным пониманием значения здорового образа жизни.

Возникали и исчезали народы и страны, а китайцы с этим жили всегда. И выжили. В древнем трактате «Хуан-Ди нэй-цзин» описаны все компоненты здоровья: медицинский, психологический, физиологический, эмоциональный, сексуальный, информационный и все прочие составляющие.

Автор трактата император Хуан Ди. Правил Китаем 4500 лет назад! Он считается основателем китайской государственности. С первых строк этого сочинения можно понять, что речь идёт о взаимосвязи образа жизни и физического здоровья.
Удивительно, поразительно, но автор уже в первой главе говорит о том, что сегодня волнует всех. Как будто и не прошло больше двухсот поколений людей.

Хуан Ди сетует на то, что раньше люди доживали до ста лет, а сегодня еле дотягивают до пятидесяти. И всё из-за лени, из-за пьянства, стяжательства и подмены истинных человеческих ценностей мнимыми. В главе второй он пишет:

«Совершенно мудрый лечит болезнь, когда она ещё не появилась. Он приводит организм в порядок не во время смуты, а когда её ещё нет… Если же принимаешь лекарства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытье колодца во время жажды; похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе уже поздно принимать такие меры.»

Через тысячу лет после этого в Индии развилось и окрепло учение под названием аюрведа. В ней представлена древнейшая система сохранения и восстановления здоровья, помогающая человеку поддерживать в равновесии тело, ум и дух. С санскрита слово аюрведа переводится как наука жизни.

«Согласно принципам аюрведы, человек обязан сознательно относиться к своему здоровью и тщательно заботиться о нем. Пока человек развивается, не нарушает законов праведности, поддерживает свои силы, следит за питанием и не ослабляет тело неправильным образом жизни, он здоров. Если же отклоняется от истинного пути, его настигают болезни и несчастья.»1

В древнем Египте за здоровьем людей следили врачи. Их было много, чуть ли не для каждого органа свой особый специалист. Фараону нужны были здоровые работники. Кто не следил за своим здоровьем, тот наносил ущерб не только себе, но и правителю.

Соломон, третий царь Израиля, почти три тысячи лет назад советовал людям «относиться к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе.»
В античном мире было много разных богов, бог войны, богиня любви, бог плодородия, богиня охоты и так далее, был также и бог врачевания. Звали его Эскулап.

Историки предполагают, что изначально это был нормальный простой смертный человек, вернее не простой, а выдающийся врач, врач от бога, которому приписали обладание божественными силами.
Оцелл Луконский, современник Пифагора, известен своими письмами о здоровом  образе жизни: 

«Родители должны уже заранее думать о том, какими людьми вырастут их потомки, если они вздумают произвести их на свет. Необходимо постоянно придерживаться здорового образа жизни, соблюдать режим дня, воздерживаться от пьянства и других пороков, ухудшающих здоровье.»

Греческий врач и философ Эмпедокл жил пользовался глубоким уважением в научном мире и среди населения. Он сумел убедить жителей города, в котором он жил, осушить болота и пробить в скале дыру, чтобы улучшить среду обитания горожан и улучшить их здоровье.

Демокрит, греческий философ, побывал в Персии, Египте, Иране, Индии, Вавилонии, Эфиопии, знакомился там с культурой, проживавших там народов и с их образом жизни и понял, что «Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Гиппократ, греческий философ и врач считается отцом медицины. В своём научном труде «О природе человека» он доказывал, что во многих случаях причиной болезни является образ жизни и поэтому для излечения необходимо в первую очередь устранять причину заболевания, то есть, менять привычки, которые не соответствуют здоровью.

Высказывания Гиппократа стали крылатыми словами:
Болезни труда лечит покой, болезни праздности лечит труд1
Лечит болезни врач, но излечивает природа
Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей.

Угождайте же телу лишь настолько, насколько нужно для поддержания его крепости, и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным.… Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше1
Это строки из письма Сенеки своему сыну Луцилию. Сенека, родился в 4 году до нашей эры, советник римского императора Нерона, второй из античных философов после Оцелла, который дословно употребил термин «здоровый образ жизни».

В его книге «Нравственные письма Луцилию» освещены многие компоненты здорового образа жизни. Всего в книге опубликовано свыше 120 писем, первое изречение взято из восьмого письма. Поражает как Сенека сумел в трёх словах выразить самую основную суть - что такое здоровый образ жизни и как его надо формировать:

«Удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится.»
До того как стать госсекретарём в кабинете императора Нерона, Сенека был его домашним воспитателем. Воспитывать Нерона было поздно, воспитанник поперёк лавки уже не помещался, да и гены достались ему в очень плохой комбинации.

Семейка была оторви да брось. Агриппина Германиковна, мать Нерона, вышла замуж за своего дядю Клавдия. Тот на момент свадьбы занимал пост главы Римской империи. Когда сын подрос Агриппина отравила мужа, чтобы трон достался не её пасынкам, а её сыну.

Яблоко от яблони недалеко падает, Нерон вёл бандитский образ жизни и, став императором, казнил родную мать. Чтобы как-то сгладить впечатление перед народом, Нерон поручил Сенеке сочинить оправдательное выступление. «Спикер» сочинил его так, что оправдание в нём прозвучало резче обвинения.

Царь, естественно, взбесился. Сенека уволился с работы по собственному желанию и стал открыто выступать против деспотизма и тирании. Нерон решил убрать философа из мира сего и приказал Сенеке покончить собой. Интересные были порядки: чтобы не объявлять смертную казнь, приказывают произвести самоубийство. Жена Сенеки решила уйти из жизни вместе с мужем, и они на глазах у своих друзей вскрыли себе вены.
 
Авиценна вошёл в историю как выдающийся врач. Медики всей Европы и Ближнего Востока несколько веков учились по его учебникам. Узбеки его считают своим, потому что он родился близ Бухары.

Все арабы считают его своим, потому что его настоящее имя не Авиценна, а ибн Сина Абу Али, который написал несколько сотен научных монографий на арабском языке и умер в Иране.

В его рукописи «Каноны врачебной науки» освещены многие аспекты здорового образа жизни. Где жить, как жить, чем дышать, что есть, что пить и о том, как это всё влияет на здоровье:  «…места жительства различно действуют на тело человека по причине возвышенного или низменного расположения самих жилищ, а также в связи с тем, что по соседству находится возвышенность, либо низменность или гора, и в зависимости от почвы - глинистая она, болотистая или илистая, или же в ней имеется минеральная сила. Действие местожительства зависит также и от обилия или недостатка воды, от того, что находится по соседству: деревья, рудники, кладбище, свалка падали, и тому подобное.»
 
Фридрих Гоффман, немецкий потомственный врач, член многих академий наук, в том числе и Российской, выучил 300 докторов, 22 из них стали профессорами. Известен как автор учебника по организации упорядоченного образа жизни, обеспечивающего долголетие.

Бернардо Рамаццини  изучал состояние здоровья ремесленников и рабочих различных профессий. В книге «Рассуждение о болезнях ремесленников», он обобщил результаты своих многолетних исследований причин профессиональных заболеваний

В этой ней он рассказывает историю о том, как один рыбак пришёл продавать рыбу во дворец португальского короля, надышался там ароматами и упал в обморок. Придворные сочли его мёртвым. Рыбака вернул к жизни врач, «приказав отнести его на берег моря и вывалять в морской траве и тине; таким путём он, ко всеобщему удивлению, поправился, вывалявшись, как свинья в грязи».

Йоганн Петер Франк, врач, профессор многих европейских университетов, в том числе и Петербургского, где его величали Иваном Петровичем, стал на всю Европу знаменитым после того, как написал шеститомный труд под названием «Система всеобщей медицинской полиции» («System einer vollst;ndigen medicinischen Polizey»).

В предисловии он обозначил медицинскую полицию как науку о профилактике, как «знание, которое ставит своей задачей охранять человека от вредных результатов совместной скученной жизни, удержать его физическое благополучие и отсрочить до возможно более крайних пределов наступление естественного конца жизни».1

Идея написать эту книгу возникла во время разговора с коллегами, которые посетовали на то, что болезни чаще всего возникают из-за причин, на которые врач не может повлиять. А кто может?

Решили, может полиция. Ей врач и написал предписания. Свои доводы он подтверждает статистикой несчастных случаев и подводит итоги:

Человека может в клочья растерзать собака, дикий зверь или даже ветряная мельница.
Человека может затоптать лошадь или убить бандит.
Человек может отравиться алкоголем, кореньями, краской;

Человек может заразиться при сексе,  разбиться, задохнуться, упасть в ров, упасть с лошади, утонуть в реке, в озере, в любом водоёме или даже в туалете
сгореть на костре, на пожаре или у печи, свариться в прачечном или в пивоваренном чане, обжечься чаем, кофе, углём или кипятком, погибнуть под колесом телеги, на стройке, на лесоповале или на дуэли, умереть от голода, холода, от удара молнии или просто от страха
 
В своей работе он описывает много других факторов безопасности жизни и выстраивает все аспекты в стройную систему.

Фёдор Петро;вич Га;аз, главный врач московских тюрем, действительный статский советник, создатель московской службы неотложной медицинской помощи, основатель школ для детей арестантов, основатель кавказских курортов, известен современникам как «святой доктор Фёдор Петрович», свою жизнь посвятил облегчению участи каторжников.

Митрополит Филарет во время заседания тюремного комитета упрекнул доктора: «Вы всё говорите о невинно осуждённых. Таких нет. Если человек подвергнут каре-– значит, есть вина». Гааз вскочил со своего места и воскликнул: «Да вы о Христе позабыли, владыко!»

Все замерли от такой дерзости. Но Филарет, опустив голову, молчал. А потом произнёс: «Нет, это Христос меня позабыл!». Благословил всех и вышел.

Доктор Гааз не оставил после себя научных трудов, которые бы вошли яркой вехой в науку, но он своим примером показал, как выглядит образ жизни человека, который пренебрёг своим материальным положением и отдал все свои силы, свои знания тем, кто оказался в невыносимо мучительном положении.

Он успешно лечил не только тело, но и души преступников, призывал их раскаяться и сменить свой преступный образ жизни. О Гаазе писали Герцен, Достоевский, Тургенев, Куприн, Окуджава. Девиз «спешите делать добро!» известен всем, но мало кто знает, что это были знаменитые слова Фёдора Петровича Гааза, которым он сам следовал всю свою жизнь.

Израиль Ицкович Брехман (1921-1994), участник Великой Отечественной войны, фармаколог, профессор, член-корреспондент Академии Технологических наук России, создатель науки о здоровье - валеологии, изобретатель множества препаратов, облегчающих и продлевающих жизнь, выступал с лекциями в университетах Англии, Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Японии и в других странах, сформулировал основные пути взаимодействия валеологии с педагогикой, профилактической и лечебной медициной, физкультурой и спортом, наметил новые пути к развитию оздоровительной программы на всех уровнях её реализации

Академик Амосов (1913-2002) - человек необычайной судьбы, выдающаяся личность, врач от бога. Во время Великой отечественной войны работая военным врачом, провёл 4000 операций, автор многих научных работ по геронтологии и проблемам формирования здорового образа жизни.

Амосов, как медик и как общественный деятель, очень грамотно и умело объясняет значение антропологического фактора формирования здорового образа жизни. К эволюционному наследию человека Амосов относит лень, жадность и страх. Он очень логично объясняет, как эти качества, присущие животным, трансформировались в процессе эволюции и как они влияют на выбор образа жизни. Не пессимистично, но очень трезво он расценивает мои возможности по формированию здорового образа жизни:
«Человек умён, но ленив и жаден. Он не предназначен природой для сытой и лёгкой жизни. За удовольствие поесть и отдыхать в тепле он должен платить болезнями… Нельзя рассчитывать на то, чтобы все выполняли строгий режим здоровья, отказывая себе во всем, но можно попытаться убедить людей соблюсти некоторую меру: ограничивать себя ровно на столько, чтобы не переходить грани больших болезней.»

Фёдор Григорьевич Углов (1904 - 2008) - выдающийся хирург современности, академик многих академий мира, занесён в «Книгу рекордов Гиннеса» как старейший в истории мировой медицины практикующий хирург – оперировал и в возрасте свыше 100 лет! Фёдор Григорьевич выработал двенадцать заповедей, которым сам следовал всю свою жизнь:

Люби Родину. И защищай её. Безродные долго не живут.
Люби работу. И физическую тоже
Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах
Никогда не травись ни алкоядом, ни табакоядом, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации

Люби свою семью. Умей отвечать за неё.
Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай!
Будь осторожен на дороге, это одно из самых опасных для жизни мест.
Не бойся вовремя пойти к врачу.
Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки.
Режим труда и отдыха заложен в самой основе тела. Люби своё тело, щади его.
Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого.
Делай добро; зло, к сожалению, само получится.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель, родился в семье саратовского священника.

Саратов был в то время не только крупным торговым центром Поволжья, но и центром российской многонациональной культуры. На городских базарах и в речном порту звучала русская, немецкая, калмыцкая, татарская и персидская речь.

Чернышевский уверен в том, что нормальный здоровый образ жизни наступит тогда, когда все поймут, что интересы всего человечества выше выгоды отдельно взятой нации, интересы нации выше выгоды отдельного сословия и так далее вплоть до самой личности, сумма потребностей которой выше какой-либо одной отдельно взятой потребности.

Часть меньше целого – этой простой аксиомой Чернышевский разрешает сложный философский вопрос и утверждает, что «счастливы те, которые родились со склонностью понять это простое правило 90% зла происходит от неудовлетворённости основных человеческих потребностей. На остаток приходятся неудовлетворённые моральные, духовные потребности и сам человек как индивидуум, отвечающий сам за себя.

 Мировоззрение Чернышевского возникло не только под влиянием прочитанных книг. Общение с революционерами обошлось ему в двадцать лет неволи, которые он провёл в тюрьме, на каторге и в ссылке.

Формирования здорового образа жизни в России

Древняя Русь отличалась самобытной культурой и характерным образом жизни. Каждый житель страны занимался своим делом и имел собственное ремесло, которое он умел выполнять идеально.1

Было много обрядов и ритуалов, которым люди следовали как в повседневной жизни, так и по праздникам. Ручной труд и защита отечества не огнестрельным, а холодным оружием требовали постоянных физических нагрузок. Жили в деревянных домах, их приходилось строить сообща, бревно ведь в одиночку не поднимешь. Так постепенно развивалась русская сельская община с соответствующим образом жизни.

После военного поражения в битве с татаро-монгольским войском русские княжества вошли в состав Великой Монгольской империи. Русские князья стали чиновниками этой империи и в течение двух веков имели право управлять своим княжеством лишь с разрешения монгольского хана.

 «Русские князья должны были получать в Орде ярлыки – специальные грамоты на власть в своих владениях. Поездки в ордынскую столицу Сарай нередко сопровождались унижениями для русских князей, а порой и смертью.»

Правительственная грамота была написана на уйгурском языке, процедура вручения была для князя очень унизительной и не соответствовала нормам русской жизни. За нарушение обряда могли казнить. Игумен Тверского монастыря Александр описывает в своей летописи «Житие Михаила Ярославича Тверского» о визите князя в резиденцию хана. Князя арестовали и после многодневных пыток совершили «в лето 6800 убиение благоверного и христолюбивого князя Михаила Ярославича месяца ноября в 22 день»3

За период ордынского владычества было казнено 11 князей. Ещё больший урон был нанесён русскому образу жизни. Правители Золотой Орды насаждали между князьями рознь, поощряли самодовольное чванливое поведение своих чиновников. Простой народ платил дань не только монгольскому хану, но и своему князю. Это сильно отразилось на формировании образа жизни всех слоёв населения во всех русских землях подвластных Золотой Орде.

Но даже без этой вырезки перед читателем предстаёт картина образа жизни чванливого помещика, который досаждает всех своим самодурством. Помещик Троекуров свёл в могилу своего соседа Дубровского, измывался над учителями своих детей и над дворовыми людьми. Сын Дубровского пошёл на Троекурова войной и втянул в эту войну своих крепостных крестьян.

Возникает вопрос о том насколько типично было такое поведение в среде русского дворянства в то время. Приведу несколько примеров бесправного образа жизни крестьян и самодурства и чванства российской знати, которая относилась к своим крестьянам как к рабам. Взято из архивов того времени:

Орловская помещица Неклюдова, например, своих швей и вышивальщиц привязывала косами к стульям, чтобы те не могли вставать из-за пялец и работали без перерыва.

Князь Потёмкин на десерт раздавал дамам блюдца, наполненные бриллиантами.

Граф Разумовский сгонял в весеннюю распутицу тысячи крепостных крестьян только для того, чтобы они устроили колоссальную насыпь через реку и дали возможность проехать графу на другую сторону послушать соловьёв.

В имении одного богатого графа парк был украшен прекрасными статуями античных богов и богинь. "Статуями" служили крепостные мужчины и женщины, раздетые догола и окрашенные в белую краску, под цвет мрамора. Сам граф любил прогуливаться по аллеям, а если кому-нибудь из "статуй" случалось при этом дрогнуть - того ждала немедленная расплата за это на конюшне, под розгами кучеров.

Нередко все женское население какой-нибудь усадьбы насильно растлевалось для удовлетворения господской похоти. Некоторые помещики, не жившие у себя в имениях, а проводившие жизнь за границей или в столице, специально приезжали в свои владения только на короткое время для гнусных целей. Гарем из крепостных "девок" в дворянской усадьбе XVIII-XIX столетий - это такая же неотъемлемая примета "благородного" быта, как псовая охота.

Всё население царской России было официально разделено на сословия, разные сословия пользовались разными правами.
Советское время включает в себя несколько различных периодов, политическая направленность которых во много зависела от правителей страны, но одно оставалось неизменным, забота государства о формировании здорового образа жизни.

На это выделялись огромные средства по всем направлениям, начиная от бесплатной медицинской помощи и кончая пропагандой здорового образа жизни через литературу, искусство, радио и кино. Развитие этой пропаганды можно проследить по плакатам того времени. Назначение этих плакатов просвещение о вреде нездорового образа жизни.  Эти плакаты пропагандируют здоровый образ жизни через спорт.

На каждом крупном предприятии включая все совхозы и колхозы была введена должность спортивного организатора. Он отвечал за проведение массовых спортивных мероприятий и за секционную работу с членами коллектива. Во время Перестройки проводились спортивные встречи под девизом «Папа, мама, я – спортивная семья!» и соревнования начальства, на которых защищать честь предприятия должны были не спортсмены, а директор, парторг, комсорг и профорг. Зрителям это нравилось больше любых КВНов.

Физзарядку проводили во время пауз на производстве, а также во многих школах перед занятиями. В пионерских лагерях и на детских туристических базах это было традицией. Широко пропагандировалась физзарядка по радио. Пропаганда спорта не была самоцелью, она служила формированию здорового образа жизни и укреплению физического здоровья советских граждан.

Большое внимание уделялось развитию детского туризма, как самого надёжного и продуктивного метода формирования здорового образа жизни. В декабре 1940 г. был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме», которым руководителям школ предлагалось организовать в каждой средней школе кружок юных туристов. Это был первый документ, обязавший школы включить туризм в педагогические средства воспитания.

После войны в стране создалась целая структура детской экскурсионно-краеведческой работы. Для примера опишу как эта структура выглядела в системе детских туристических баз Алтайского края.

В крае работали три крупные детские турбазы: «Юность», Медвежонок» и «Рассвет». Детей туда направляли по профсоюзным путёвкам, которые рассчитаны были на три недели пребывания. Турбаза «Рассвет» находилась в Бийске и служила перевалочным пунктом для отправки детских туристических групп в «Медвежонок» и на турбазу «Юность».

Группы комплектовались в количестве 26 человек: один учитель, один инструктор и 24 ученика. В «Рассвете» каждая группа выбирала командира и становилась командой, группе присваивалось имя и девиз. Два дня шло просвещение участников будущего похода. Знакомили с правилами поведения на воде и на маршруте.

Во время вечернего смотра художественной самодеятельности участники знакомились между собой соревновались в песнях, в танцах и разных аттракционах. Победителям вручались призы и присуждались премии.

На третий день из четырёх групп комплектовался заезд, за ним прикреплялся главный инструктор. Заезд отправляли четырьмя автобусами на либо на Телецкое озеро в турбазу «Медвежонок», либо на берег Катуни на турбазу «Юность».

К Телецкому озеру добирались два дня с ночёвкой в приюте «Озеро Куреево». Приют мог принять одновременно более 300 человек. Турбаза «Медвежонок» располагалась на берегу озера и могла вмещать до пятисот человек одновременно. Каждое утро все выстраивались на торжественную линейку. Поводом для торжества было либо отправление заезда на маршрут, либо встреча заезда с маршрута и вручение им значков «Юный турист СССР».

Маршрут начинался с посадки всего заезда на теплоход «Пионер Алтая». Озеро проходили тремя участками в три разных дня. Остальное время проводили в тайге. Вечерами проводились конкурсы у костра, в предпоследний день похода проходил ритуал посвящения в туристы.

В «Медвежонке» после маршрута встречали весь заезд очень торжественно с музыкой. Также торжественно проходило прощание с турбазой. Такой вид детского туризма назывался плановым. Неплановыми были походы, которые проводила сама школа или летний пионерский лагерь.

Больше всего участников было в пеших и велосипедных походах, в сплавах по рекам участвовало меньше детей из-за недостатка байдарок и катамаранов. Каждая школа участвовала в конкурсе на лучшую организацию летнего досуга детей. Турпоходы и встречи с природой были частью духовной жизни советского человека и заполняли тот пробел, который возник после победы атеизма и разрушения церквей.

В турпоходе возникало чувство удовлетворения от общения с друзьями с природой, от совместных переживаний, от ощущения надёжности и прочности дружеских отношений, которые в походе подвергаются суровой проверке.

В многодневный поход люди берут всё самое необходимое, ничего лишнего, ведь всё придётся нести на своей спине, поэтому в походе можно постичь самого себя как частицу мироздания, несущего в себе что-то от многих тысяч своих предков из глубины веков.

Это не философия - это состояние души и выбранная жизненная позиция. Природа и поход в ней эту позицию перепроверяют и укрепляют. Это состояние души очень образно выражено во многих туристических песнях.

В наше время детский туризм принял другие формы, коммерциализация сместила акценты от духовного и физического развития в сторону приобретения как можно большего перечня удовольствий за меньшую цену. Думаю, что задача школы и родителей вернуть эту форму работы на прежний уровень, а затем поднять ещё выше с учётом более широкого спектра технических возможностей нашего времени.

Руководство страны увязывала пропаганду здорового образа жизни с трудовой деятельностью человека. Труд был не только правом, но и обязанностью гражданина. Рабочие места создавались в количестве исключающим безработицу. Человек, отказавшийся от работы, привлекался к уголовной ответственности за тунеядство.

Зарплата рабочего зачастую была выше, чем у специалиста с высшим образованием, поэтому абитуриенты поступали в вузы без всяких материальных стимулов, а всего лишь чтобы добиться в будущим такого образа жизни, когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.

В учебных и в воспитательных планах учителей, классных руководителей и руководителей школ трудовое воспитание и связь школы с жизнью были важным пунктами. Детский труд был одним из методов воспитательной работы по формированию здорового образа жизни у детей и подростков

Результатом такой работы должно было стать стремление человека поставить на первое место физическое, духовное и нравственное совершенствование, а не на экспансию своих материальных запросов.

К сожалению, в 1990-е годы произошёл большой перекос в этой политике и СССР как государство перестал существовать и его правопреемником стала Россия. После принятия новой Конституции было изменено государственное устройство страны.

Переход от плановой экономики к рыночной полностью изменил образ жизни людей. Государственная собственность стала частной. Люди, не имевшие в советское время даже велосипеда, стали владельцами грузовых машин, самолётов и теплоходов.

Фабрики и заводы тоже перешли в частные руки. Передел собственности привёл к небывалому росту преступности и обнищанию той части населения, которая своей долей не смогла распорядиться. Этим воспользовались те, кто перестал думать, а родине и стал думать лишь о себе.

Экономический кризис сильно повлиял на производство. От многих тысяч совхозных коров, телят, свиней, гусей и прочей живности не осталось ни одной головы. Старые трактора, комбайны и машины ещё больше устарели, а новых не произвели.
Всё очень плохо сложилось, улучшать положение не стали.

Снесли и растащили по дворам всё, что могло бы служить общему делу  ещё лет сто, а то и больше. Учёные и политики до сих спорят о том, что заставило людей уничтожить то, что в течение многих лет создавалось. Я думаю, что причиной явилась неподготовленность людей к другому образу жизни.
Страна выходит из того кризиса. Если посмотреть на статистические данные, их в интернете очень много, то можно убедиться в том, что экономика России восстанавливается, социальная сфера улучшается и поэтому формировать здоровый образ жизни стало легче.


Показатели здорового образа жизни

Показатели. Это очень серьёзная тема, которую не обойдёшь стороной. Показания бывают разные: показания спидометра, показания термометра, показания секундомера и так далее. Если есть индикатор, то легче управлять процессом: шофёр не нарвётся на штраф, в котельной не взорвётся котёл, на спортивных соревнованиях судьи будут знать, что спортсмен А прибежал к финишу на две сотых секунды раньше, чем спортсмен В.

Не утрирую. В теме «Здоровый образ жизни» тоже многое можно измерить до сотых долей миллиметра, грамма, градуса, процента: вес тела, рост, плотность, кровяное давление, температуру, кислотность и так далее. Существует много показателей, по которым медики смогут поставить точный диагноз болезни или подтвердить, что пациент абсолютно здоров.

Судя по перечню компонентов здоровья для определения уровня достижения здорового образа жизни кроме медицинских есть много других показателей. Логично предположить, что их индикаторы должны располагаться в каждом из компонентовздоровья.

Человеку приходится думать о том, чем он будет дышать, что будет пить, что будет есть, где будет жить, с кем будет жить, как будет жить и, что очень важно, как сам будет воспринимать все жизненные ситуации, которые на жизненном пути окажутся.

Знаменитый русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, приехав в Петербург, с горечью заметил, что среди горожан много несчастных людей, «которым на чердаках и подвалах нет места, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома.»
Бомжу для благополучия достаточно получить угол на чердаке, барину в доме тесно. Сколько же человеку нужно для полного благополучия?

- Скажите, Шура, сколько вам нужно денег для счастья?
- Сто рублей! - ответил Балаганов.
- Да нет, вы меня не поняли! Не на сегодняшний день, а вообще… Для счастья… Ясно? Чтобы вам было хорошо на свете. Только подсчитайте всё!
Балаганов долго думал, что-то подсчитывал в уме, и, наконец, объявил, что для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо.

 Вор-карманник Шура получил в подарок пятьдесят тысяч, но через десять минут их оказалось мало, и он попался в автобусе на краже.

Потребности у разных людей разные, при этом у каждого человека они со временем меняются. Благополучие можно бы определить как удовлетворение потребностей, но как быть, если запросы растут и им не видно предела как в той сказке о рыбаке и рыбке? Поэт Сергей Есенин даёт простой совет: жить нужно легче, жить нужно проще, всё принимая, что есть на свете.1

Встаёт вопрос, насколько проще нужно жить? Где та золотая середина, чтоб не оказаться ни в бочке Диогена, ни перед разбитым корытом? Антропология бьётся над вопросами:
- Что представляет из себя Человек? Каков он?
Говорят, что это животное. Этика с библейских времён ставит вопрос: Каким должен быть Человек?

Социальная критика сконцентрирована на следующем вопросе: - Что надо сделать, чтобы Человек смог стать таким, каким он должен быть?
Это пример того, какие проблемы возникают на стыке всего лишь двух наук: антропологии и этики и как они должны решаться. Точно так же они возникают в пограничных областях других наук.

Вопрос в том, как и какими мерками измерить успех или неуспех процесса формирования здорового образа жизни. Таких индикаторов нет. Эта неопределённость когда-нибудь исчезнет с появлением электронной модели состояний жизни.

Необходимость в ней исходит из того, что определение понятия здоровье зиждется на другом понятии, которому не дано определение. В самом деле, если мы ссылаемся на состояние полного физического, душевного и социального благополучия, то надо бы определить, что это такое, чтобы чётко знать, чем отличается одно состояние от другого.

Индикаторов столько много, что никто не рискнёт их собрать в одну логическую систему. Сегодня не рискнёт, а в будущем?
Писатели-фантасты в разной форме уже больше ста лет затрагивают эту тему. В 1818 году английская писательница Мэри Шелли написала фантастический роман «Франкенштейн, или современный Прометей».

Речь в нём идёт о создании искусственного интеллекта из неживой материи.2 Писательнице было всего лишь 18 лет, когда она написала этот роман. Ещё до создания компьютеров в научно-фантастической литературе появились сюжеты, в которых авторы описывают процесс переформатирования мозга.

Всё очень похоже на то, что сегодня делают программисты со своими персональными компьютерами. После появления робототехники эти идеи стали принимать более целенаправленный практический характер, и теоретики заговорили о возможности сканирования мозга и создания электронной копии, которая была бы способна выполнять компьютерную симуляцию оригинала.

Появилась даже общественная организация «Россия-2045», которая опубликовала свой манифест, в котором выражается уверенность в том, что к 2045 году человечество сможет создавать действующую кибернетическую копию человеческого организма, который не ограничен нормами здорового образа жизни и не подвержен агрессивному влиянию внешней среды.

Предположим, что это стало возможным и удалось создать действующую модель, копию конкретного человеческого организма. Создатель имеет обратную связь как с каждой нервной клеткой этой электронной системы, так и с отдельными её частями, и со всей системой в комплексе. Также станет возможным прокрутить время назад, то есть, электронная копия человеческого организма сможет «заново пережить» любой отрезок прожитой жизни или «остановиться» на каком-либо её моменте, состоянии!

Копия жизни конкретного человека – это не что иное, как непрерывное чередование таких состояний. Любой отрезок жизни, каким бы коротким он не был, заключает в себе полную информацию о состоянии человека по всем параметрам, включая и те, которые определяют общую картину здоровья человека, а также и образ жизни.

У нас нет машины времени, чтобы слетать туда, в будущее и посмотреть, как выглядит тот электронный прибор, который способен за пару секунд дать полную картину состояния человека, но мы можем себе представить, что любое состояния жизни можно выразить каким-либо цифровым результатом, по которому можно судить о том, как и каким образом тот или иной человек дошёл до того или иного состояния жизни, далеко ли человеку до полного благополучия и какие пути для его достижения существуют. Что ему есть, что пить, где жить и как жить и т.д..

В дошкольном и в школьном возрасте личные возможности решения этих вопросов весьма ограничены, да и голова у детей об этом не болит. Задача школы научить их решать такие вопросы. Показателем здорового образа жизни должно быть не только здоровье и безопасность жизни школьника, но ещё дополнительно две вещи.

Во-первых, важна прочность представлений ученика о том, какой образ жизни является здоровым, а какой нет, и во-вторых, важна готовность вести здоровый образ жизни и после школы в любом взрослом возрасте. 

Лев Николаевич Толстой: "Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол."

Сократ: "Мы не для того живём, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить."

Сенека: "Не тратьте время на ненужные вещи! Вместо удовольствий, вместо ничтожных, мимолётных, мерзких и вредных наслаждений пусть наступит сильная, неомрачимая и постоянная радость, мир и гармония духа."

Народная мудрость тоже не обошла эту тему стороной и закрепила роль здорового образа жизни во многих пословицах и поговорках:

Весёлому жить хочется, помирать не можется.
Здоровому все здорово.
Где здоровье, там и красота.
Здоровье не купишь - его разум дарит.
Чистота - залог здоровья.
Будь не красен, да здоров.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Кто много лежит, у того и бок болит.
Кто ленив, тот и сонлив.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Не то забота, что много работы, а то забота, как её нет.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Терпение и труд всё перетрут.
Закаляй своё тело с пользой для дела.

Вот и сказке конец, кто прослушал – молодец.

Рад буду, если моя статья поможет кому-то из моих читателей облегчить усилия над курсовыми, дипломными и научными работами.


Рецензии