Нужно ли поощрять среди школьников систему доносит

Нужно ли поощрять среди школьников систему доносительства?
...
«Ябеда-корябеда, турецкий барабан, кто на нем играет, тот противный таракан» - Именно так говорили в школе в те времена, когда я учился тем, кто нажаловался учителю на своих одноклассников.
Последствия подобных жалоб были разными, в зависимости от возраста школьника. Если у маленьких детей всё могло закончиться вышеупомянутой поговоркой и лёгким порицанием, то в среде старших школьников ябеда, стукач с большой вероятностью уже мог получить по шее.
Никто не любит стукачей и это всяческие порицается, в то время когда руководство учебных заведений, учителя нуждаются в информаторах, ведь им нужно держать руку на пульсе.
Что такое стукачество или донос? Это когда один человек сообщает третьему лицу информацию о втором человеке, которую тот хотел бы сохранить в тайне. Однако очень многое зависит от того, с какой целью один школьник сообщает учителю информацию о другом школьнике. Это может быть целью отомстить, поквитаться, нагадить другому, а может быть из благих побуждений, чтобы предотвратить беду и вот тут замалчивание может иметь негативные последствия.
Работая в школе я сам сталкивался с детским доносительством, когда дети подходили ко мне и пытались сообщить информацию о другом. Я никогда это не приветствовал, при этом всегда различал намерения. Если мне ученик сообщал что кто-то, например, списывает, то я не благодарил, а наоборот ругал и объяснял, что жаловаться нехорошо, но если мне сообщали, что какой-то мальчик взял из портфеля девочки без разрешения её личные вещи, вот тут учителя было необходимо проинформировать, чтобы, пока не поздно, вмешаться и исправить ситуацию. Поэтому, в одном случае информирование будет именно доносительством, потому что имеет своей целью навредить другому человеку, поквитаться с ним, отомстить, а в другом случае информированием на благо, потому что своевременный сигнал позволит предупредить нежелательные последствия.
Расскажу один случай:
Мальчик написал контрольную на пятёрку, оказалось, что он воспользовался шпаргалками и помощью одноклассников. В данном случае мальчик не учителей обманул, не школу, а сам себя. Однако тот школьник, который наябедничал сделал это из зависти и обиды, что он, отличник, получил оценку своим трудом, а троечник обманным путём получил такую же оценку.
Это очень сложная и деликатная тема. С одной стороны, ни в коем случае нельзя поощрять носительство среди детей, потому что сформируется человек, который будет добиваться своих целей, идя по головам, подставляя этих людей. С другой стороны, если ребёнку запретить впредь рассказывать то, что ему стало известно, то как этому ребёнку поступать? И тогда у него остаётся только 2 выбора: либо закрыть глаза, промолчать и постараться забыть, мол, ничего не видел и не слышал и это не моё дело, либо вмешаться самому. Однако, что лучше? Если ребёнок, которому запретили сообщать информацию учителям вмешается сам и может и сам пострадать и всё испортить? Либо будет лучше, если он передаст информацию взрослому человеку, который лучше знает и понимает, как ему действовать в этой ситуации?
Доносчики - это подлые и опасные люди, которым никогда не стоит доверять, от которых нужно держаться подальше. Моя позиция такова, что сообщать информацию, куда следует и кому следует нужно лишь в тех случаях, когда не сообщить будет преступно. Злые, но осведомлённые языки утверждают, что в последние годы в нашей стране количество доносов возросло в разы и это просто обескураживает. Ещё в девяностые годы xx века казалось, что печальные тридцатые годы xx века с доносительством и репрессиями ушли навсегда в прошлое и такое больше никогда не повторится, ан нет
А как вы считаете? Поделитесь своим мнением.


Рецензии