Сотниковы и Урванцев

Николай Николаевич Урванцев всегда был особо почитаем советскими геологами старших поколений — настоящими первооткрывателями и путешественниками. Писатель А.С. Старостин, авиатор, большую часть жизни отдавший Северной Сибири, особенно Таймыру, однажды сказал: «Если бы Николай Николаевич был верующим человеком, в наши дни его непременно канонизировали, и был бы он небесным покровителем романтиков земли Русской. Впрочем, он и без канонизации стал для нас небесным покровителем». Пышно, конечно, сказано, но, беседуя с теми, кто в былые времена пешим ходом или с минимумом передвижных средств пробирался через сибирские дебри, исходил её ледяные дали, один Бог знает, как переправлялся через могучие реки, преодолевал коварные болота, взбирался на крутые скалы — одним словом, кто хотя бы чуточку по-настоящему узнавал Сибирь, невольно признаешь — никого так не уважали они, как основателя города Норильска. Впрочем, всё это дела давно минувших дней, и людей этих почти не осталось в нашем мире — большинство ушли следом за Урванцевым. Только свершения их безвозмездно достались Отечеству, а в Отечестве… Урванцев и его последователи были уверены, что созидали они для всего народа России.
___________________________
1 В Союзе писателей А.С. Старостина даже прозвали «советским Джеком Лондоном», на что он очень обижался, заявляя, что сам по себе писатель северного мира своей Родины.

Выходец из семьи разорившегося купца-старовера, Николай Николаевич в юности перебрался из Нижегородской губернии в Сибирь, где промышлял его дядя. Добросердечный родственник оплатил обучение племянника в недавно открывшемся Томском технологическом институте. Там, на факультете горного дела Николай подружился с Александром Сотниковым. Юноша был представителем третьего поколения купцов Сотниковых — родоначальников металлургического производства на Таймыре и фактических хозяев полуострова.
Производство их было сосредоточено в Норильских горах на Норильской долине, откуда начинаются горы Хараелах и плато Путорана. И горы, и плато образовались в доисторические времена в результате траппового магматизма — медленного излияния магмы через трещины в земной коре на огромную площадь поверхности. «В перми и триасе район современного Норильска становится центром траппового магматизма, в результате чего здесь образовались крупные вулканические комплексы и расслоенные интрузии, с которыми связаны месторождения медно-никель-платиновых руд. Норильско-Хараелахский разлом является основной рудоподводящей структурой района. Он протягивается от р. Хантайки и оз. Кета на 470 км в северо-северо-западном направлении через Норильские горы к горам Хараелах» (Д.В. Севастьянов и др.).

В середине 1860-х гг. кто-то из аборигенов Дудинки, где жили и промышляли тогда Сотниковы, показал местному купцу второй гильдии Киприяну Михайловичу Сотникову камни сине-зеленого цвета и показал ему место, где их нашел — в Норильской долине. Сотников сразу смекнул, что это медь2. Он нашел средства и поставил на склонах горы Шмидтихи3 медеплавильную печь. Его сын Александр Киприянович Сотников медеплавильному делу предпочёл добычу найденного здесь же угля. В 1893—1894 гг. он поставил в родную Дудинку несколько тысяч пудов угля. Однако этот Сотников оказался столь нечист в делах и нагл и жесток в обращении с людьми, что в 1899 г. был арестован, предан суду и вместе с ёсослан в городок Балаганск Иркутской губернии.
___________________________
2 Учёные предполагают, что первыми стали добывать там медь жители Мангазеи в XVI — XVII вв.
3 Ныне эта гора возвышается над Норильском. Названа в честь геолога и палеонтолога Фёдора Богдановича Шмидта, который в 1860 г. приехал в Дудинку для обследования найденной в окрестностях поселения туши мамонта и был привлечён Сотниковым для оценки залежей меди и угля в Норильской долине. Шмидт стал первым учёным, изучавшим эти земли.

Внук основателя династии Александр Александрович Сотников ещё в детстве увлекся геологией и поступил в Томский технологический, где подружился с Урванцевым. В 1915 г. студент Сотников приехал в Дудинку с намерением изучить родительское место в Норильских горах. По итогам геологического изучения территории близ горы Шмидтихи они с Урванцевым написали небольшой доклад «К вопросу об эксплуатации Норильского (Дудинского) месторождения каменного угля и меднои; руды».

Но в том же году Сотникова призвали в армию и отправили на фронт. После февральской революции он вступил в парию эсеров, а после октябрьской революции стал активным участником антибольшевистского движения. Был председателем Красноярского гарнизонного Совета, участником Первого съезда Енисейского свободного казачества, хорунжим, командиром дивизиона и атаманом Енисейского казачьего войска и т.д. В начале 1919 г. он выступил с докладом о норильском угле перед правительством верховного правителя А.В. Колчака, вышел в отставку и в должности гидрографа дирекции маяков и лоций при комитете Севморпути отправился в экспедицию в район Норильской долины4. Вторым ее участником стал Н.Н. Урванцев.
___________________________
4 Есть официальная версия, что Н.Н. Урванцев в личной беседе уговорил Колчака профинансировать эту экспедицию. По советской (очень сомнительной) версии экспедиция была организована по личному указанию В.И. Ленина.

После разгрома Колчака Красной армией оба продолжали работу, но в 1920 г. (при подготовке очередной экспедиции) в Иркутске Сотникова опознали и вместе с Урванцевым сдали органам ВЧК. Для следствия их отправили в Красноярск. Там Сотникова расстреляли, а вот Урванцеву повезло. Во время следствия из Петрограда, из Геологического комитета, в губернию пришёл срочный запрос на специалиста-геолога. И через два месяца тюрьмы и ожидания казни Николая Николаевича отправили… в очередную экспедицию на Таймыр — искать уголь и пути его транспортировки в Центральную Россию.

В конце 1920 г. экспедиция Н.Н. Урванцева сообщила в центр, что на западе Таймыра в районе реки Норильская обнаружены огромные залежи каменного угля и медно-никелевой руды. Уголь и медь Сотниковы разрабатывали там уже более полувека. «Заслуга Урванцева в том, что он уточнил характер месторождения. Если до него считалось, что оно было медным, то Урванцев определил, что на самом деле речь идет о медно-никелевом и платиновом месторождении» (С.А. Стрючков). Платину, золото и серебро на норильских приисках Урванцев выявил в последующих экспедициях.

В начале 1921 г. 8 человек из экспедиции с Урванцевым во главе остались зимовать на месте для изучения условий разработки полезных ископаемых. Жили изыскатели в двух домах, тогда же построенных ими из лиственницы. Так начинался Норильск. Один дом сохранился. В 1985 г. там открыли мемориальный музей «Первый дом Норильска». «Урванцев стал круглогодично жить на территории современного Норильска — поблизости от гор, доказав, что это возможно. До Урванцева исследователи жили в Дудинке. Учёный показал возможность осёдлой жизни там для любого человека… Он научил не бояться Севера!» (С.А. Стрючков). Благодаря этому подвигу учёного стало возможным сформировать в сер. XX — н. XXI вв. на базе сочетания рудных месторождений и запасов каменного угля крупнейший мировой металлургический комплекс.

В 1930—1932 гг. Николай Николаевич в составе экспедиции Г.А. Ушакова (всего 4 человека) занимался нанесением на карту архипелага Северная Земля, доселе никем не изучавшегося. К тому времени он был уже одним из самых уважаемых геологов СССР.

Но в 1938 г. власти вспомнили о связи Урванцева с адмиралом Колчаком. Ученого трижды арестовывали, два раза отпускали, а на третий судили и приговорили за антисоветскую деятельность к 8 годам лагерей. Осужденный стал… главным геологом «Норильскстроя», а по окончании строительства — начальником геологической службы Норильского комбината! В последней должности Урванцев занимался поиском на Таймыре урановых руд в рамках проекта по созданию советской атомной бомбы.

Хотя освободили учёного в 1945 г., своё детище Норильск он окончательно покинул только в 1955 г., когда возглавил в Ленинграде отдел геологии Арктики в НИИ геологии. Он оставался на этом посту до выхода на пенсию в 1967 г. Умер Н.Н. Урванцев в феврале 1985 г. на 93 году жизни. В родной Норильск геолог наведывался ещё много раз.


Рецензии