Африки Древние цивилизации

---
     Первая Цивилизация возникла 47 в. назад.
     Последняя Цивилизация остановилась 2 в. назад.
---
     Эпоха Древних цивилизаций Африки наступает с приходом в Африку железной индустрии, пришедшей сюда по трансафриканским контактам на горбах верблюдов. Этот процесс начался в 5-м веке до н.э. и окончательно Африканские Древние цивилизации сменили Древнейшие к началу Новой Эры.
     Древние и Древнейшие африканские цивилизации не нужно путать с цивилизацией Древней Африки, которая намного старше двух первых.
---
     Африки Древние цивилизации яркими примерами богатства культурного наследия Африки. Удивительной техники скульптуры, архитектура с бесценными подсказками, разнообразные формы искусства, почти не повторяющие друг друга. Вклад этих социокультов в историю мировых цивилизаций трудно оценить, это дело потомков.
     Среди культур начала железного века Африканской истории цивилизациологи 20-го и, особенно, 21-го века, выделяют несколько настолько знаковых образований, что их стали называть цивилизациями.
     Пунт в Сомали (27 в. до н.э. – 12 в. назад);
     Нок в Нигерии (16 в. до н.э. – 5 в. н.э.);
     Сао в Чаде (5 в. до н.э. – 16 в. н.э.);
     Аксум в Эфиопии (5 в. до н.э. – 10 в. н.э.);
     Игбо-Укву в Нигерии (7-й в. н.э. – 10 в. н.э.).
     Ифе в Нигерии (10 в. н.э. --  19 в. н.э.);
     Ойо в Нигерии. (14-й в. н.э. – 19 в. н.э.)
     Бенин в Нигерии. (14 в. н.э. – 19 в. н.э.)
     Дагомея в Того. (16 в н.э – 19 в н.э.)
---
     Обращает на себя внимание то, что такие цивилизации, как Пунт в Сомали, Нок в Нигерии, Даамат и Аксум в Эфиопии, Сао в Чаде, возникнув древнейшую эпоху африканских цивилизаций, смогли перешагнуть рубеж наступления железного века, сохранив ранние традиционные социокульты, материнские ещё, приросли новыми индустриями, не низвергнув старые.
     Все цивилизации, относимые современными историками к эпохе железного века Африки, называемые также Африки Древние цивилизации в значительно степени зависели в своём развитии от цивилизаций, возникших ещё в каменном веке. Такой жёсткой привязке к материнским цивилизациям, мы не наблюдаем ни в Европе, ни в Средиземноморье. Специалисты связывают этот феномен с тем, что в Африке степень миграционных процессов была всегда ниже.
     Эти цивилизации разделяли в те времена огромные расстояния. Поэтому они были в разных стадиях развития, были и общества, которые пребывали в ранней первобытно-общинной спячке.
---
     Ойо. Западная Африка. Нигерия. Сильной стороной этой цивилизации была армия. С её помощью аристократия этой цивилизации смогла создать Империю, под крышей которой собрались несколько народов.  — это древняя империя, существовавшая на территории современной Нигерии.
     Управление цивилизации было распределено между несколькими слоями, отеллу. Правители, военачальники, землевладельцы и торговцы.
     Ойо была сильна и своей торговлей, которая достигала и Арабский мир, и Европу. Военные отряды сопровождали караваны Ойо и по морю, и по суше.
---
     Ифе. Рядом с цивилизацией Нок, почти на том же генокультурном основании, во времена немного более поздние, чем Нок, существовала цивилизация Ифе, где основным народом, учредившим эту цивилизацию, был народ йоруба. Обе цивилизации отмечаются реалистической скульптурной традицией.
---
     Игбо-Укву. Нигерия. Её начало не было инициировано трансафриканскми торговыми контактами, а местными условиями, что обеспечило развиться этой цивилизации на собственных локальных основах. Учредители цивилизации владели сложным литьём из железа и бронзы ранней цивилизации с высокой художественной культурой, с весьма совершенной для своего времени технологией обработки железа и бронзы.
---
     Сао. Возникла в эпоху Древнейших цивилизаций Африки, в 5-м веке до Рождества Христова. Она не была тесно связано с цивилизацией Нок, не была связана с более поздней цивилизацией Игбо-Уква, возникшей в 7-м веке по Рождеству Христову. Развивалась цивилизация Сао на территории Чада. Ареал распространения был не велик по нынешним размерам, он был в радиусе до 100 км. Начало цивилизации исследователи относят к 5-му в. до н.э., конец приходится на 16-й в. н.э.
     Эта цивилизация является важным примером того, какие изменения претерпевали первоначальные принципы существования цивилизаций позднего каменного периода при переходе к социокультам железного века. При этом основные культурные и технологические навыки учредители этой цивилизации смогли сохранить.
---
     Бенин. Эта цивилизация расположена была в Нигерии. Тут было много королей со своими Королевствами. Всех Королей Цивилизации Бенина историки объединяют в единый Королевский Дом Оба. Бенинская цивилизация известна традицией литья бронзовой скульптуры, изображений для икон. Изделия из бронзы, а также сельскохозяйственная продукция широко использовались в торговле Бенина.
     Поскольку в то время ещё не было денег, торговля носила меновый характер и взамен в Бенин ввозились новые идеи и товары, которые обогащали культуру и общество Бенина. Но импорт не очень сильно влиял на внутреннее развитие цивилизации, которое многие сотни лет шло своим чередом, что и позволило возникнуть самобытному кругу социокультов цивилизационного типа.
---
     Дагомея. Располагалась эта цивилизации на территории Бенина и Того. Лишь некоторые специалисты вводят Дагомейский социокультурный комплекс на пьедестал цивилизации. По своим основным признакам это было государство, достаточно мощное и хорошо известное в Западной Африке.
     У цивилизации были сильные и активные в социальном плане учредители, которые смогли создать хорошую армию и централизованную армию. Из-за сильно централизации и отказывают многие специалисты называть эту Империю цивилизацией.
     Государство имело активную торговлю с Европой, а также контролировало важные торговые пути внутри Африки.
     В истории дагомейцы отметились особыми воинскими успехами. Основным товаром на экспорт у Дагомеи были его воины, которые воспитывались с детства. Именно этому была подчинена вся система воспитания, и под это были структурированы все систему управления Дагомейским короолевством.
     Воинский дух проявлялся также и в искусстве Догомейской цивилизации. Скульптуры дагомейских литейщиков отличались особой выразительностью в изображении армии, воинственных богов, героев, подвиги Амазонок. Эти произведения искусства передавали дух славы, мощи и победы Дагомеи.
---
     Истоки Африканских Древних цивилизаций железного века нужно искать на территории Африканской Субсахары и на ближних подступах к ней, где к эпохе железного века начинают складываться Древнейшие цивилизации этой части Африки, которые повлияли на дальнейшую историю следующих Африканских цивилизаций.
     Эти цивилизации разделяли в те времена огромные расстояния. Поэтому они были в разных стадиях развития, были и общества, которые пребывали в ранней первобытно-общинной спячке.
---
     Такими социокультурными общностями были образования на земле Западного Судана, а также сопредельная с ним часть сахельской цивилизационной зоны, территория Нигерии, её центральная и юго-западная части, Шаба в Заире по бассейну реки Луалаба, некоторые, соприкасающиеся с Субсахарой области Зимбабве, прибрежье Тихого океана.
     В разных регионах Африки существовали локальные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять, как предцивилизации или протоцивилизации.
---
     Часто историки пытаются связать все локальные цивилизационные процессы в один, называемый Цивилизациумом. Но это можно сделать только с сильными натяжками, поскольку они находились в разных климатических и географических зонах. Они не вылуплялись друг из друга, хотя общие черты их развития, не похожие на пути развития цивилизаций соседних материков, у них имеются.
     Сложение большинства Африканских цивилизаций происходило во время перехода к железному веку в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где сохранялись социокульты ранних стадий первобытнообщинного строя.
---
     Постепенно плотность контактов Древнейших культур Африки увеличивалась, что приводило к серьёзным колебаниям общества.
     Окончательный разрыв с древнейшими социокультами Африки и начало формирования на их основе Африканских Древних цивилизаций стал происходить с появлением в Сахаре верблюда.
---
     На рубеже 2-го и 1-го веков до Рождества Христова торговля стала ключевым инструментом развития социокультов цивилизационного уровня. Она разрушила древнейшие социокультуроные наработки, основанные на раздельности существования африканских общин, их замкнутости, что привело к смене архетипов социального сознания, что по-новому сформировало систему отношений жителей пустыни и их оседлых соседей, где торговля стала одним из индивидуальных признаков цивилизационности. Возникает новый социокультурный институт, который по технологии использования торговых путей и номенклатуре товаров безошибочно классифицировал африканские цивилизации.
---
     Несмотря значительные расстояния между цивилизациями в Африке, между древнейшими цивилизациями была преемственность по многим важным принципам. Постепенно, с переходом рубежа начала железного века, за счёт торгово-культурного обмена, между цивилизациями появляется всё больше мостов.
     Из древнейших цивилизаций, достигших наибольшего расцвета, специалисты выделяют те, которые складывались в Западном Судане и в Нигерии. Социокультурные общности Центральной Африки отставали, поскольку в эти регионы железная индустрия опаздывала доходить по времени. В Восточной Африке был элемент, связанный с морской торговлей, подгонявший развитие культур взаимодействия.
---
     Контакты между цивилизациями были, но их активность максимальной была в районах соприкосновения, усиливающаяся к северо-востоку Африки.
     Основным элементом, ускорявшим развитие цивилизаций в Африке, были внеафриканские контакты с царствами Красного моря, с народами Северной Африки, с Персидским Заливом.
     Цивилизационный социокультурный очаг начала 1-го тысячелетия до н.э. изначально был сложен из местных понятий и обычаев. Постепенно торговля с городами Средиземноморья усиливают социокультурное развития, и уже ко 2-му веку до н.э. здесь складывается хорошо развитая цивилизационная система, которую сегодня называют Древнейшей Африканской цивилизации.
     Учредители цивилизации начинают воспринимать сельскохозяйственные технологии, скотоводство нового типа, охотничество отходит здесь на второй план, появляются колесницы, что свидетельствует на попытках проникновения в центр Африки. Торговцы достигают Нигера.
---
     Однако все эти заморские новации постепенно разрушают консервативные цивилизационные социокульты Древнейших цивилизаций Африки. Торговля словно магнит притягивает к себе наиболее энергичных представителей правящих элит.
     С появлением верблюжьей тяги консервативные общества Древнейших Африканских цивилизаций стали очень быстро распадаться. Вместе с верблюдами началась активная миграция новых элементов в тела цивилизаций. Переход на новые социокультурные системы происходил очень быстро, в течение истории одной семьи, а это около 50 лет. Уже через сто лет бывшие учредителя цивилизации с многовековой историей перешагивали через остатки стен своей бывшей цивилизации, удивляясь, зачем они здесь оказались.
---
     Историки, основываясь на материалах археологии, утверждают, что переход от Древнейших Африканских цивилизаций к древним, от бронзы на северо-востоке Африки к железу, был инициирован транссахарскими торговыми и военно-политическими контактами, который начался около 3-го века до н.э. Доказательства этого перехода концентрируются в основном по дорогам того времени, где формировались технологии железного века. Это были, к примеру, ремесленнические посёлки плавильщиков, рудники в Мавритании и Марокко.
     Кроме рудников дороги связывали и города, многие из которых сложились задолго до наступления эпохи Древних Африканских цивилизаций с их трансафриканскими торговыми путями и верблюдами. Причём, многие города на торговых путях по своим социокультурным особенностям сильно отличались друг от друга, что мотивировало исследователей более кропотливо заняться поиском центров этих культур, среди которых могли оказаться и цивилизационные, объединяющие многие народы и государства.
     И действительно, комплексные археологические исследования в Мали и Гане позволили отодвинуть на целое тысячелетие время создания городских комплексов на территории этих стран в Дженне, в дельте Нигера.
---
     К примеру, ранее считалось, что цивилизационная система Древнейшей Ганы началась с началом транссахарских торговых путей, связанных с западно-суданским цивилизационным очагом в конце 1-го тысячелетия до н.э.
     Оказалось, что ранее, не меньше, чем в начале 2-го тысячелетия до Рождества Христова, когда ещё не было крупных торговых путей через Сахару, здесь, в долинах Нигера уже существовал хорошо организованный социокультурный комплекс с развитой экономикой на основе мены, куда входила не только разного рода зелень, что было обычно всех культур и цивилизаций Африки, но также и предметы с высоким уровнем вложенного в них труда. На обмен предлагались железо, медь, изделия из них, мясо.
---
     1-е тысячелетие до н.э. в Африке историки характеризуют усилением миграционных процессов, которые связывают с получением кочевыми народами новых технологий для передвижения, а также с улучшением сети дорог. Прибывающие в благодатные места мигранты, как правило сходного менталитета и социокультурных навыков, начинают постепенно дестабилизировать социальную и политическую ситуацию в этих регионах.
     Аборигены стали отступать всё выше по склонам гор, а их места занимали вновь прибывшие. Люди, прибывающие с востока Африки уже были частично метисизированы, это не были негроиды, просто чёрные, светло-чёрные. Но они были лучше развиты в технологическом и индустриальном смысле. Часть местного населения предпочитало не уходить, но при этом они попадали в зависимость лучше организованных митисов. Зарождается земледельческое рабство.
---
     Однако и новые земледельцы постоянно подвергались давлению восточных миграций. Постепенно они выработали способность противостоять этому давлению, создавая хорошо организованные социокульты, близкие к раннеполитическим.
     Таким образом, Древнейшая Гана к первой четверти 2-го тысячелетия до н.э. становится одним из доминантов возникшей социокультурной тенденции, напрямую ведущей к возникновению здесь нового цивилизационного очага, по своим характеристикам уникального.


Рецензии