Об отношении к обстоятельствам

Зависит ли наше счастье от обстоятельств? Зависит, конечно зависит - утверждают обычные земные люди, обитатели социального дна. С ними, вероятно, согласятся высоколобые интеллектуалы-атеисты с дипломами и приличными окладами, крутые бизнесмены, жертвующие деньги на церковь в расчете на покровительство свыше и много кто еще.

Но есть и противоположная точка зрения, менее популярная, но достаточно распространенная.
«Наше счастье зависит не от обстоятельств, а от нашего отношения к обстоятельствам» - говорили великие мудрецы прошлого, при имени которых невольно хочется снять шляпу.
Встречается такая точка зрения и сейчас.
«Все в духе, все в тебе, ты сильный, ты божественный, ты творец, для тебя все возможно» - считают и говорят современные эзотерики, пробужденные и просветленные. Мне трудно согласиться с этим. В мирное время, в стабильном государстве, так считать, вероятно, можно и даже выгодно для здоровья. Но не всегда и не везде реализовать такой подход к жизни возможно. Материальный мир может так нагадить, так досадить любому человеку, что он забудет о всех своих оптимистических теориях.

К примеру, можно ли относиться спокойно, без переживаний, к хронической бедности и плохому питанию? Сытые люди хорошо знают, что еда - не главное в жизни. Хорошо это знают и вегетарианцы, голодающие ради каких-то высших, духовных целей. Некоторые из таких аскетов перешли даже на питание праной, энергией из воздуха, и полностью отказались от материальной пищи. В реальной жизни я не встречал праноедов, но в интернете они водятся, я видел и слышал их в ютубе. Худенькие такие. У перечисленных людей правильное отношение к питанию, с ними нет проблем. Но как передать это отношение людям голодающим, голодающим вынужденно? Как убедить их в том, что пища не главное в жизни, что они страдают не из-за плохого питания, а из-за неправильного отношения к питанию? Думаю, сделать это непросто.

А как можно позитивно относиться к жизни человеку, попавшему в тюрьму, или в исправительно трудовой лагерь? Как смириться с потерей свободы, тяжелой работой, неприятным окружением? Впрочем, в лагерях тоже можно хорошо устроиться. Мой знакомый слесарь, Иван Иванович, с ностальгией вспоминал время своего заключения. «Сделаешь бывало шабашку начальнику» - рассказывал он мне, - «а он тебе пачку чая принесет, или пачку сигарет. Не то, что начальник цеха (нынешний). Халявщик., без совести». Но так могут говорить только люди с золотыми руками, как у Ивана Ивановича, да еще стукачи, вероятно. Первые обитают в механических цехах или мастерских, где сухо и тепло, а вторые обласканы начальником оперативной части - кумом. Трудно в лагере мечтателю-белоручке, на грубых и грязных работах. Откуда я это знаю? Из личного опыта, сам пахал. Правда не в тюрьме, в стройбате, но это в сущности одно и то же. Стройбат (в СССР) отличался от лагеря всего лишь занятиями по уставу, политзанятиями и строевой подготовкой. И все по утрам, перед выходом на работу! Тяжелое было время, до сих пор мне снятся кошмарные сны, как меня берут на переподготовку.

А можно ли чувствовать себя счастливым и позитивно относится к жизни зная, что впереди тебя ожидает неизбежная смерть? Не в молодости, конечно, а когда перевалило лет за 60, 70 и инертное тело постоянно напоминает о своем существовании? Трудно. Религии, правда, обещают нам вечную жизнь, но хотелось бы хоть одним глазком взглянуть на эту вечную жизнь, чтобы успокоиться и расслабиться. Такая возможность была у людей, переживших клиническую смерть, и они, по возвращению в наш мир, держатся бодрячком. «Хорошо там» - говорят. Я им верю, но сам пройти через такой опыт не хочу. Страшно. По идее, мысли о смерти должны особенно напрягать атеистов, но почему-то так не происходит. Жизнь кажется атеистам бесконечной, а когда они доживают до преклонных лет, то уже так устают от жизни и дряхлого тела, что согласны на все.

Трудно любить жизнь и наслаждаться ее радостями человеку, заработавшему или получившему даром какую-нибудь добротную хроническую болезнь. Ко всему можно привыкнуть, но речь-то идет у нас о позитивном отношении к жизни. Слепой, глухой, безногий, язвенник, астматик - как они могут позитивно относится к жизни? Не знаю как. И что им посоветовать? Только три совета дать можно: плакать, молиться и надеяться на лучшее будущее, на худой конец «там», «на небесах», где нет этого противного тела. Но и молиться трудно, как можно верить в доброго, милосердного Бога, который попустил такое мое ужасное положение?

Свобода также необходима человеку для счастливой жизни. И, в первую очередь, - внешняя свобода, внутренней мало. А если нет свободы, если обстоятельства, работа, властная жена отнимают эту свободу, оставляя на нашу долю крохотный кусочек, что делать тогда? Как позитивно относится к своему рабскому положению? Никак невозможно! Только менять внешние обстоятельства остается, только менять. Хорошую работу нужно постараться найти: интересную, творческую, не ручную. Какую? Где? Не знаю. В бюро занятости такую работу не предложат, даже если она у них припрятана. Проще найти работу легкую, «не бей лежачего», с невысокой загрузкой по времени, дежурным каким-нибудь. Если на работе можно думать о вечном, решать кроссворды, читать, пить чай, калякать с сослуживцами, это хорошая работа, мало ущемляющая свободу. В нашем счастливом социалистическом прошлом много было таких работ. Сейчас не знаю. Боюсь, что лютые капиталисты не оставили лазеек для любителей свободы. Жену поменять еще сложнее, современные женщины умные стали, соответствовать им трудно на пустой кошелек. Остается депрессия! А как без нее, если нет свободы?

Гораздо легче правильно, позитивно относиться к жизни «чистым» экстравертам, то есть людям, чье внимание целиком сосредоточено на внешнем мире. Если, к примеру, чистый экстраверт запишется на прием к стоматологу, на неделю вперед, он совершенно не будет думать о предстоящей процедуре. Он будет жить, как ни в чем не бывало, и радоваться жизни по последнего перед лечением момента. Два дня, день, несколько часов, час, дорога до больницы, ожидание в очереди - все это время экстраверт чувствует себя спокойно и уверенно. Его покой может быть нарушен только криками больного в кабинете, но такое случается редко. И только когда для экстраверта очередь закончилась и пришло время идти на экзекуцию, он начинает волноваться и трепетать. Такой была моя жена, я ничего не придумал.

Куда труднее позитивно относиться к проблемам с зубами «чистому» интроверту, сосредоточенному на себе и постоянно рефлексирующему. Я знаю одного такого интроверта, но называть не буду, догадливые сами поймут, о ком идет речь. Этот персонаж, когда ему назначалось пломбирование зубов, терял покой и хорошее настроение задолго до похода к дантисту. Воображение постоянно рисовало ему картину операции, а беспомощные разум и воля ничего не могли поделать и пасовали. Обращение к великим тоже не помогало: Сократ, Сенека, Вольтер оказывались неспособными поднять настроение и заразить оптимизмом. Все пломбы во рту этого человека заработаны душевными страданиями.

Трудно позитивно относиться к жизни певцам и актерам, потерявшим возможность развлекать богатую публику (бедные в театры не ходят), алкоголикам, потерявшим возможность ежедневно похмеляться, старым хирургам, у которых отобрали скальпели и не пускают к ожидающим вскрытия человеческим оболочкам, олигархам, чьи дети крепко подружились с героином. Но это единичные случаи, я же в заметке говорил о случаях типовых.


Рецензии