Пришвин

Сентябрь 1887 года.
Учитель географии Елецкой классической гимназии задает своим подопечным третьеклассникам работу на дом: нарисовать карту Америки. На следующий день один из учеников, никогда прежде знаниями не блиставший, предъявляет ему роскошную самодельную карту — но карту Азии. На недоумение географа мальчик отвечает, что Азия кажется ему более интересной, потому что меньше изучена.

— Нет, в Азии все открыто, — возражает педагог, — но там много забыто, и это надо вновь открывать.
А затем рассказывает классу о тайнах Азии, колыбели человеческого рода, исторических воротах, через которые проходили все народы. И о пути в Азию, который совсем прост — по реке Сосне в Дон, по Дону в Черное море, а там, глядишь, и Азия.

Уже через неделю впечатлительный ребенок бежит из родительского дома. И с двумя преданными товарищами пытается описанное путешествие предпринять.

Спустя сутки пристав ловит беглецов в 30 верстах от Ельца и возвращает в лоно семьи. Педагогический совет гимназии подвергает их продолжительному домашнему аресту с понижением отметки поведения за 1–ю четверть учебного года. Впечатлительный третьеклассник от такого болезненного несоответствия книжной географии и реальной жизни к учебе окончательно охладевает. Уже через год он угрожает вышеупомянутому географу: «Слушайте! Если вы не прекратите придираться ко мне, я вам морду разобью!».

Учитель пишет в письме приятелю: «Сегодня на 2–м уроке написал директору докладную записку о случившемся, в большую перемену собрался совет, и все учителя единогласно постановили уволить. Завтра ему объявят об этом, а я сегодня после уроков купил трость, в виду вероятной необходимости защищаться от юного барича».
Мальчика исключают.

История, казалось бы, закончена, но мы не представили действующих лиц.
Географом был Василий Розанов.
А учеником его — Михаил Пришвин.

Полвека спустя Пришвин напишет: «Меня выгоняли из школы, потому что я был не способен к ученью и непослушен. А теперь в каждой школе по хрестоматиям учат детей моим словам, меня теперь все знают и многие любят.Почему это случилось? потому что я боролся за себя, или что меня выгоняли? Было и то и другое: я должен был по натуре своей бороться, я хотел найти свой путь к хорошему».


Рецензии