Полёты на верёвочке

     Когда летал в Армии, я не раз слышал досужие разговоры гражданских авиаторов о том, что военные лётчики летают «на верёвочке» или «на соске», имеется ввиду микрофон РП или штурмана КП. Что их всё время ведут «на верёвочке». Я толком и не знал, как с этим делом обстоит у гражданских пилотов и где-то даже соглашался с таким мнением. Да, военные лётчики, тем более истребители, при полётах, конечно, всегда на связи с РП при полётах в районе аэродрома или штурманом КП, кода выполняются полёты по маршруту или на боевое применение. Всегда на связи и выполняют их команды.

     Но, когда после увольнения из Армии я стал летать в системе гражданской авиации по аэропортам, я к своему удивлению убедился, что как раз гражданские пилоты летают точно «на соске». Без команды диспетчера они не могут третий разворот выполнить на кругу, не говоря уже о том, чтобы курс изменить или высоту полёта. Все полёты только по установленным трассам, по навигационным точкам. Сразу вспомнилось, что в Армии после выполнения задания в зоне или выхода из перехвата я мог сам определять, с каким курсом мне лететь на точку и на какой высоте, ставя в известность штурмана КП.

     Конечно, много особенностей во взаимоотношениях пилотов или лётчиков с диспетчерами или штурманами КП, это обусловлено соблюдением безопасности полётов, особенно в гражданской авиации. Но, всё же в военной авиации, как я убедился, имея возможность сравнивать, гораздо больше «свободы» у лётчика. В военной авиации полёты более разнообразны, это полёты в пилотажные зоны, полёты на полигон на боевое применение, полёты на перехват, полёты по маршруту и ещё много разного, а в обычной гражданской авиации это можно сказать однотипные маршрутные полёты.

     Начиная от взлёта и выхода из зоны аэропорта, всё сильно зарегламентировано в гражданской авиации. В зависимости от курса взлёта и направления отхода от аэропорта, есть несколько типовых «отходов» с высотами и курсами и не моги никак иначе. Точно так же и с входом в зону аэропорта и заходом на посадку. При полёте между аэропортами все полёты по навигационным точкам и трассам. С постоянной передачей «управлений» от диспетчера к диспетчеру. Чем это не полёт «на верёвочке»?! А они ещё говорят…

     Но истины ради надо сказать, что в отличии от лётчика-истребителя, гражданский пилот командир экипажа сам принимает решение о возможности вылета или посадки по погоде. А лётчик-истребитель лишён этого. За него решают или РП, или командиры…

З.Ы. Хотя, есть в гражданской авиации небольшая доля очень даже «свободных» пилотов. Это пилоты сельхозавиации, которые практически «всю жизнь» летают визуально и натурально по столбам. Или специальной авиации, что летают «по северам» и Дальнему Востоку. Там, где толком нет радионавигации, где пилоты действительно сами занимаются самым натуральным самолётовождением и могут надеяться только на себя.

31.08.2023 - Севастополь.


Рецензии
Вы правы, Геннадий, во многом, но не во всём! Авиация спецприменения летала не только на Северах и ДВ, но и внутри страны, над степями и пустынями, где вся надежда была только на себя. Там, услышать диспетчера или оператора связи, большая удача. Так, что "веревочка" "веревочкой", а СВЖ по Велижанину всегда выручало.
С уважением,

Николай Панов   03.09.2023 11:26     Заявить о нарушении