Логистика на флоте
Логистика как теория возникла еще в Византии.
Логистика — совокупность организационно-управленческих и производственно-технологических процессов по эффективному обеспечению организации движения материальных и иных ресурсов.
Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
С точки зрения практического применения логистика — выбор наиболее эффективного варианта обеспечения товаром нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами.
С чисто теоретической точки зрения логистику обычно относят к бизнесу. Но она касается и других сфер деятельности, например, функционирования военно-морского флота. Во времена парусного флота все, что нужно было в поход, особенно дальний и продолжительный, сразу загружали на корабль. Просчитывали еще перед походом, где можно взять то, что будет израсходовано в плавании. Но тогда в чем нуждались в плавании? В пресной воде и продуктах питания. Когда появились вооруженные корабли и они вели боевые действия с противником, потребовалось снабжать их боеприпасами – порохом, ядрами.
Когда я стал знакомиться с переходом русской эскадры с Балтики на Дальний Восток для участия в русско-японской войне, оказалось, что одной из проблем стало обеспечение кораблей эскадры углем. Продукты питания и пресную воду можно было покупать в разных портах, а вот уголь – только в некоторых. И наши геополитические противники делали все, чтобы этот уголь не давали русской эскадре.
Когда сухопутная держава Германия, начала войну с Англией и Францией, то посчитала, что морская блокада Британских островов поможет поставить на колени главного противника, когда там не будет ни продуктов питания, ни других ресурсов, нужные для ведения войны. Все это в начале ХХ века Британия получала из заморских колоний.
Чтобы прервать коммуникации, немцы отправили в океан крупную эскадру, поставив перед ней задачу топить гражданские суда с товарами для Британии далеко от туманного Альбиона. Это была эскадра адмирала графа фон Шпее.
Когда я писал заметку о действиях немецкой эскадры адмирала фон Шпее, обратил внимание, что за эскадрой шли гражданские суда-угольщики, которые обеспечивали боевые корабли углем в разных точках мирового океана. Низкая калорийность угля требовала его очень много для дальнего похода, поэтому его искали в разных странах, чтобы пополнять запасы во время похода. Учитывая, что колоний у Германии было мало, как и союзников в Африке и Южной Америке, это было сделать нелегко. Но это было во времена Первой мировой войны.
Еще во время той войны крупные корабли воюющих стран перешли на смешанное питания котлов – с помощью частично угля, а частично нефти, а затем совсем на жидкое топливо. Недаром нефть назвали кровью войны. И она скоро стала большим дефицитом для тех стран, кто не имели собственной нефтедобычи. К их числу можно причислить Германию и Японию.
Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.
Известный белорусский военный историк Максим Токарев не раз в своих лекциях о войне на Тихом океане говорил, что там война шла за места дислокации флота и за борьбу на коммуникациях. Американские и британские корабли и подводные лодки старались прервать пути снабжения Японии ресурсами с захваченных в начале войны территорий, а вот японский подводный флот сосредоточился на уничтожении американских боевых кораблей, что Токарев считает ошибкой. Американцы очень много снабжали свою армию на островах путем морских перевозок, так что потенциальных целей у японских подводников хватало. Но они этим не воспользовались, а в погоне за надводным флотом США несли большие потери.
А вот немцы объявили неограничено подводную войну после того, как их надводные рейдеры, нанося на первом этапе войны потери торговому флоту противников, или погибли в сражениях с превосходящими силами союзников, или вынуждены были отстаиваться в базах под прикрытием своей авиации. Но когда эти рейдеры были в океане, они снабжались через суда снабжения, получая топливо, продукты питания и боезапасы – снаряды и даже торпеды. Но когда англичане стали читать немецкие шифры, они узнали, где готовится очередная встреча рейдера с судном снабжения и наносили удар или надводными коралями, или авиацией.
Для обеспечения более длительного нахождения своих субмарин на позициях немцы вначале использовали суда снабжения, а затем так называемые «дойные коровы».
Большой проблемой обеспечения непотопляемого авианосца в Средиземном море, острова Мальту, требовало огромных усилий со стороны военно-морского флота Британии. Авиация немцев и итальянцев, и также их субмарины и в меньшей степени надводные корабли Италии наносили огромный ущерб конвоям англичан на Мальту, которые шли преимущественно через Гибралтар, где у англичан была своя военно-морская база.
Когда мы говорим о логистике на флоте, то не должны забывать и о поставках в Советских Союз военных грузов и продовольствия от союзников через Тихий океан в советские порты на Дальнем Востоке, через Атлантику и Индийский океан в Иран и затем сухопутным путем в СССР, а также самый известный, но не самый большой поток грузов по северному маршруту вдоль берегов Норвегии из США, Англии в порты Мурманск и Архангельск, где конвои подвергались атакам немецких субмарин и авиации. Если бы не ленд-лиз, война бы могла продлиться дальше и тяготы её были бы больше.
В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.
В США очень много военно-морских баз, разбросанных по всему земному шару. Что-то для своих военнослужащих они могут закупать в странах, где эти базы расположены, но чисто военные грузы, и так же ГСМ, они вынуждены доставлять морем, для чего используются как военные транспорты, так и гражданские суда, например, танкеры. Используются также и военные транспортные, а иногда и гражданские.
А вот Советский Союз имел совсем мало военных баз за пределами сраны. Можно вспомнить базу на Кубе и во Вьетнаме, в Камране. Снабжение этих баз обеспечивалось как флотом, там и авиацией.
Свидетельство о публикации №223090200354