Михаил Сюткин Разбор стихотворения

Комплексный критический разбор стихотворения Андрея Галамага

“Она сидела и скучала”
(«Второй Петербург», №5, 2023).

***
Она сидела и скучала
Откинувшись к диванной спинке,
И из салфеток вырезала
Восьмиконечные снежинки.

Подрагивал огонь огарка,
И было не до разговора.
Лишь ножнички сверкали ярко
Из маникюрного набора.

Так длилось с полчаса примерно.
Она вставать не торопилась.
Я никогда не знал наверно,
Что на уме её творилось.

Чему-то молча улыбалась,
И, как рождественская сказка,
Прекрасней ангела казалась
Согревшаяся кареглазка.

Рок, над которым был не властен,
Я пробовал умилосердить,
И бесконечно верил в счастье,
Как верит праведник в бессмертье.

О, Боже, как я был беспечен,
Мне было ничего не надо
Кроме сошедшего под вечер
Рождественского снегопада.

Снежинки кружевом бумажным
Стелились по полу лениво,
Как в фильме короткометражном
Из довоенного архива.

Понять, что происходит с нею,
Я всё пытался сквозь потемки.
Но становилось лишь мутнее
Изображение на пленке.

И я сознался, что навряд ли
Смогу остановить мгновенье.
Едва мелькнув в последнем кадре,
Она исчезла в затемненье.

С первых строк этого стихотворения, мы понимаем, что образцом для него
стало стихотворение Тютчева “Она сидела на полу”. Он пишет свою версию
этого стихотворения. С выхода стихотворения Тютчева прошло свыше 150
лет. Многое за это время поменялось. Давайте посмотрим, что и зачем
Андрей Галамага взял у Тютчева.

Что у них общего?
У Галамаги и Тютчева практически одинаковый метр – ямб. Почему же
именно он? Этот метр размеренный, плавный, качающийся. Любое
переживание, можно уместить именно в ямб потому, что есть дистанция: она
уже ушла, он готов как-то от неё немного отойти и посмотреть на это со

стороны. Тютчевский ямб ему в этом помогает. Также Галамага в своём
стихотворении использует Тютчевскую рифму – перекрестную.
В стихотворениях Галамаги и Тютчева много общих образов.
Например, бумага у Галамаги и у Тютчева – в первом случае девушка режет
снежинки, а во втором груду писем разбирает:
“И из салфеток вырезала,
Восьмиконечные снежинки”,
“И груду писем разбирала…
…Брала их в руки и бросала”.
В обоих случаях она уже от него отделена, он не может вступить в контакт с
ней, ведь она в контакте с бумагой. У обеих героинь в этот момент странное
состояние:
“Чему-то молча улыбалась” – у Галамаги,
“И чудно так на них глядела” – у Тютчева.
В обоих стихотворениях есть образ девушки, которая в контакте с бумагой и
есть рассказчик, который не вторгается в её пространство, а молча
наблюдает:
“И было не до разговора” – Галамага,
“Стоял я молча в стороне” – Тютчев.

А что же разного?
В стихотворении Тютчева “Она сидела на полу” есть образ огня:
“И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала”.
Эрнестина Тютчева (которой и было посвящено это стихотворение) тяжело
переживала измену мужа. Она уничтожала письма, некогда написанные её
бывшим мужем. В этих письмах была заключена целая жизнь, наполненная
любовью и радостью.
И вот эта любовь уже горит или догорает в виде писем, девушка уничтожала
то, что раньше для неё много значило.

И в стихотворении Галамаги “Она сидела и скучала” тоже есть огонь, но уже
другой, огонь ножничек. Это не тот огонь, который сжигает любовь, а тот
который сверкает ярко.
Разное и отношение к героине:
Галамага после расставания пишет о ней с любовью, с ещё не угаснувшими
чувствами:
“И, как рождественская сказка,
Прекрасней ангела казалась
Согревшаяся кареглазка”.
Тютчев же в свою очередь пишет об “убитой” любви и пережитой жизни,
которую уже нельзя вернуть:
“О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..”

А зачем всё это?
Теперь нужно понять, почему Галамага взял многое у Тютчева. У них обоих
была одинаковая ситуация – они переживали расставание, но переживали его
по-разному. От Тютчева ушла Эрнестина (правда потом вернулась), а у
Галамаги ушла кареглазка, но кто же эта особа?
При разборе этого вопроса необходимо углубиться в историю публикаций
Галамаги. Прочитав его некоторые лирические любовные стихотворения, мы
можем увидеть, что эта девушка появлялась в них не раз:
«И словно ангела любил
Чертенка с карими глазами»
Февраль все выбелил вокруг.
«Но тем сильнее я тебя люблю,
Мой кареглазый ангел – ангел смерти»
С тех пор, как, долистав последний том.
«Но ангел, что меня берег

От всех на свете зол,
Ступил однажды за порог
И в темноту ушел»
Я оступался, торопясь.
«Я всего лишь хочу пить из хрупких ладоней
И тебя, добрый ангел, с ладони поить»
Чашка.
Ещё немного порывшись, можно наткнуться на сборник стихотворений
Кареглазый ангел, где и описана история его любви к этой девушке. Там мы и
узнаем её имя – Татьяна. Значит Галамага расстался с Татьяной.
Как я говорил ранее, он любил её несмотря на расставание, а Тютчев же в
момент написания стихотворения «Она сидела на полу» (в 1858 году) был
влюблен в совершенно другую девушку – Елену Денисьеву. Они оба поэты и
они, как обычно, бывает с поэтами при расставании, вдохновляются и пишут
стихотворения о потерянной любви и о своих переживаниях.
Андрей Галамага провёл параллель между Тютчевым и его любовью, собой и
своей любовью. После этого он вдохновился стихотворением «Она сидела на
полу» и создал свою версию – “Она сидела и скучала”.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.