Удивительные люди. А. К. Булатович

Четвёртым (и последним) будет АЛЕКСАНДР КСАВЕРЬЕВИЧ БУЛАТОВИЧ - боевой офицер, советник эфиопского негуса, географ, армейский священник, афонский иеросхимонах, имяславческий еретик, богослов...

Об этом поистине удивительном человеке в печати и интернете имеется огромное количество материалов: описаний его биографии, художественных произведений (реалистических, сатирических и даже фантастических), трудов самого Булатовича (географических и богословских). Герой наш даже подсказал авторам «Двенадцати стульев» образ «гусара-схимника графа Буланова». Тем не менее большинство людей о нём не слышали. Поэтому я решил представить его в кратком очерке, привычном для современного читателя, не имеющего времени для знакомства с обширными материаллами.

Родился А.К.Булатович в 1870 г в Орле в семье генерал-майора, потомственного дворянина. Имеел белорусские, грузинские, татарские и французские корни (это к вопросу о происхождении нашего этноса). В 1891 г окончил Александровский Лицей и в мае этого года был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк; первое офицерское звание корнета получтл в 1892 году.

В 1896 г Булатович был включён в российскую миссию Красного Креста в Эфиопии и стал доверенным лицом негуса Менелика II. Уже в апреле этого года он в качестве курьера совершил легендарный пробег на верблюдах из Джибути в Харэр (350 вёрст по гористой пустыне за 3 суток 18 часов. На 18 часов быстрее, чем профессиональные курьеры). Почти 100 км в сутки. Оцените! В 1897-1899 гг Булатович военный помощник Менелика в его войне с Италией и южными племенами. Он первый европеец, который пересёк Каффу и составил её научное описание, за что получил серебряную медаль Русского географического общества и звание поручика. (Королевство Каффа, кстати родина кофе, - область к ЮЗ от Эфиопии, в то время населённая мало цивилизованными племенами).

23 июня по личному указу Николая II направлен в Порт-Артур в отряд генерала Орлова, действовавшего вдоль КВЖД. Участвовал в подавлении «восстания боксёров». 18 июля отряд Булатовича вошёл в Хайлар, захваченный повстанцами, и двое суток удерживал его до подхода основных сил. Затем отряд Булатовича в жестокой схватке одержал победу над китайцами в районе Хинганского перевала. За успешные действия в этих боях 135 забайкальских казаков получили Георгиевские кресты, а сам Булатович орден св. Владимира. В апреле 1902 г произведён в ротмистры.

Неожиданно в январе 1903 г после разговора с Иоанном Кронштадским Булатович уволился из армии и стал монахом (иеросхимонахом) русского Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон в Греции, известным как Антоний. В этом качестве снова посетил Эфиопию и попытался основать там русский православный монастырь. По возвращении долго вёл очень замкнутый образ жизни.

В 1912 году, когда на Афоне возникла «имяславческая ересь», Булатович фактически возглавил это движение и отправился в Россию, надеясь на поддержку Святейшего Синода и членов императорской семьи. Однако русская православная церковь не поддержала «еретика». По настоянию Синода он подвегался полицейским преследованиям. Продолжая борьбу, Булатович издал несколько богословских книг, встречался с императором и добился таки разрешения «имяславцам» возвратиться к службе в церквях без покаяния.

Во время Первой мировой войны Булатович добился разрешения поехать в действующую армию как армейский священник, однако «во многих случаях вёл солдат в атаку». В 1916 г попал в австрийский плен, но сумел бежать, после чего вышел в отставку.

Был убит бандитами в декабре 1919 г, защищая от грабителей неизвестную женщину. Похоронен в Сумской области Украины. Такая смерть Булатовича в 59 лет кажется особенно нелепой если учесть, что родная сестра его Мария умерла в Канаде в 1977 г в возрасте 107 лет.

Награждён орденом св. Анны 2 ст. с мечами, орденом св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом, орденом Почётного Легиона (за спасение из плена французского миссионера во время восстания боксёров), высшей военной наградой Эфиопии - золотым щитом и саблей, Георгиевским крестом.

Примечания: 1. Имяславческая ересь, как и большинство христианских ересей, включая русское старообрядство, возникла по совершенно пустяковому разногласию: споров вокруг фразы «Имя божие есть Бог». 2. Схимонах - самая строгая степень монашества, отречение от всего мирского. Иеросхимонах - схимонах, имеющий сан священника, т.е. право совершать таинства.


Рецензии