Хроники Крылатого Маркграфа. Назад в будущее. Ч1

Колокольцев всерьёз опасался, что с началом Второй великой войны СС загонят евреев в концентрационные лагеря; причём созданные по модели «диких» концлагерей начала 1933 года, а не образцового Дахау.

К счастью, он ошибся – юдофобы Третьего рейха решили двинуться назад в будущее, возродив систему, которая, казалось, безвозвратно канула в Лету ещё семь десятилетий назад. Систему еврейских гетто – небольших (маленьких даже) городских районов, куда в принудительном порядке переселяли всех лиц еврейской национальности.

Первое в истории гетто было создано ещё в 1516 году в Венеции, после того, как папа Лев Х потребовал изгнания из этого города всех евреев. Однако власти города приняли компромиссное решение – поселить евреев на острове в районе Каннареджо, известном в то время как Ghetto Nuovo (новая плавильня).

В дальнейшем название (хотя где плавильня, а где евреи) стало использоваться и в других городах Европы для обозначения районов принудительного поселения (концентрации или даже, в некотором роде, интернирования) евреев.

Венецианское гетто было окружено каналами и связано с остальной Венецией тремя мостами, которые вечером закрывались воротами. Евреям, за исключением врачей, было запрещено покидать гетто ночью; охрану ворот и окружающих каналов несла городская христианская стража.

Со временем евреям было разрешено покидать Гетто в специальных головных уборах и со знаками отличия жёлтого цвета. Запрет на профессии для евреев не распространялся на мануфактуру, ростовщичество и медицину, однако им запрещалось иметь недвижимость.

Поскольку евреям не разрешалось заниматься изобразительными искусствами, синагоги в гетто (в конечном итоге их стало пять) проектировались христианскими архитекторами.

Увеличивающаяся численность евреев в гетто (к середине XVII века их было уже более пяти тысяч) вызвала необходимость строительства зданий высотой в восемь этажей, получивших название венецианских небоскребов. В 1541 году к собственно гетто добавилось Старое гетто (Ghetto Vecchio), а в 1633 году Новейшее гетто (Ghetto Novissimo).

В 1539 году в Арагоне был издан указ, предписывающий всем евреям жить исключительно в специально отведённом для них квартале. В дальнейшем еврейские гетто появились в Германии, Франции, Швейцарии, Польше, Чехии, Литве, Италии и других европейских странах.

В 1555 году папа Павел IV издал буллу, согласно которой евреи всех папских земель должны были селиться в раз и навсегда отведенных для этого местах, огражденных стеной, и не имели права покидать пределы гетто в ночное время и в дни христианских праздников.

Выходить из гетто на территорию города евреи должны были в специальных желтых шляпах. В гетто могла быть только одна синагога. Внутри гетто повседневная жизнь регулировалась раввинами. Контроль за порядком осуществляли стражники-христиане, охранявшие ворота гетто.

Система еврейских гетто в Европе оказалось на удивление живучей – она просуществовала триста лет и была уничтожена лишь победоносной наполеоновской армией.

Ибо она на оккупированных территориях железной рукой внедряла Гражданский кодекс Наполеона Бонапарта, который не допускал возможность дискриминации человека по религиозному признаку.

Однако последнее гетто в Европе — римское — было упразднено только в 1870 года, когда Рим был присоединен к Итальянскому королевству в ходе Рисорджименто – объединения Италии.

На территориях Польши, отошедших к Российской империи в конце XVIII – начале XIX века гетто сохранились лишь в нескольких городах, в которых вплоть до 1862 года евреям было запрещено селиться вне специально отведенных улиц.

Идея концентрации евреев в гетто была выдвинута Адольфом Гитлером в 1939 году, сразу же после победы над Польшей и оккупации этой страны, в которой проживало более двух миллионов евреев. Что было несколько странно, ибо обычно фюрер лишь ставил задачу (причём в самых общих чертах) и ждал детальных предложений от подчинённых.

Первые гетто предсказуемо начали создаваться на территории оккупированной немцами Польши. Переселение евреев из маленьких местечек и деревень в крупные города началась с 21 сентября 1939 года.

Первое гетто было создано в городе Пётркув-Трыбунальский в октябре 1939 года, затем в Пулавах и Радомске (в декабре 1939 года), в Лодзи (8 февраля 1940 года) и в Енджеюве – в марте того же года.

Процесс создания гетто в подавляющем большинстве случаев проходил в два этапа. На первом этапе нацисты решали вопрос физической и правовой изоляции евреев от остального населения путём организации гетто «открытого типа». Ключевой целью этого этапа было упрощение контроля за евреями.

На этом этапе вводились запреты евреям на смену места жительства и другие ограничения в передвижении, а также ряд запретов на экономическую и социальную сферу их жизни.

К концу первого (промежуточного) этапа население было четко разделено на еврейскую и нееврейскую части, ибо евреям было запрещено появляться на улице и в других общественных местах без специальных опознавательных нашивок (жёлтые звёзды на одежде или жёлтые нарукавные повязки).

А также пользоваться общественным транспортом, посещать культурно-развлекательные учреждения ходить по центральным улицам, покупать продукты в магазинах, на рынках и у крестьян, обменивать вещи на продовольствие, продавать недвижимое и любое другое имущество.

На втором этапе евреев принудительно переселяли в гетто «закрытого» типа – изолированную территорию с внешней охраной и запретом выходить из гетто без специального разрешения (не-евреям нужно было разрешение на вход и выход).

Вокруг закрытого гетто силами узников и за их счёт возводилась ограда в виде колючей проволоки или (чаще) глухих стен и заборов. Вход и выход осуществлялся через контрольно-пропускные пункты, которые охранялись с обеих сторон (изнутри – еврейской полицией, изнутри – полицией городской).

При переселении в гетто евреям разрешалось взять с собой только личные вещи; прочую собственность надлежало оставить. Гетто были страшно перенаселены, жители голодали, страдали от холода и болезней.

Попытки пронести в гетто продовольствие извне жестоко карались вплоть до смертной казни (приговоры приводила в исполнение еврейская полиция), однако предприимчивых евреев – и не только евреев – это не останавливало.

В каждом гетто оккупантами в принудительном порядке создавались юденраты –  органы самоуправления еврейских гетто (однако членство в них обычно было делом сугубо добровольным).

В полномочия юденрата входило обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств и других контрибуций, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти.

Юденрату формально подчинялась еврейская полиция, главой которой обычно был один из членов юденрата. Комплектование еврейской полиции происходило при участии оккупантов и руководителей юденратов – обычно из числа тех, у кого был опыт службы в полиции или в армии.

Обычно еврейская полиция оружия не имела — членам полиции разрешалось носить лишь резиновые дубинки. Однако, полицейским, завоевавшим доверие оккупационных властей, разрешалось постоянно иметь огнестрельное оружие (пистолеты или револьверы).

Оружие (винтовки и пистолеты) выдавалось на время проведения акций, для охраны важных объектов и ночных дежурств. Руководители и командиры еврейской полиции, обычно это были представители юденрата, имели право на постоянное ношение оружия – только и исключительно короткоствол.

Сразу же после того, как было создано первое гетто, Колокольцев сразу понял две вещи. Первое – такие гетто будут созданы везде, на всех оккупированных территориях.

И второе – это билет в один конец, обратной дороги (в нормальный мир) у евреев не будет. Будет дорога только к расстрельным рвам или на фабрики смерти – что-то вроде центров эвтаназии программы Т4, только на порядок (как минимум) большего размера.

И потому решил действовать – и по программе Хаавара II (торговли евреями) и самостоятельно. Точнее, по собственной инициативе. Чтобы спасти хотя бы несколько жизней.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии