Берёзовая аллея первых выпускников
Я всегда прихожу к ней… - к берёзовой аллее, посаженной моими сверстниками и мной в 1975 -ом году. Прошло уже более тридцати лет с той поры. Тогда была весна…
Наш выпуск - первый в Ашинской школе № 7. Помню, - как привезли молодые берёзки с голыми ветками, с нераспустившимися почками, с короткими подрубленными корнями… - Нам предложили заложить аллею первого выпуска.
- Понимали ли мы значение происходящего?.. - Увы! – Не настолько, чтоб вмиг проникнуться рвением к затее учителей. Но нам позволялось уйти с урока, отчего, естественно, мы не отказались, - нас обрадовала возможность подышать весенним воздухом и побыть вместе. Мы с грустью осознавали, что впереди - неизвестность с неизбежным расставанием. И оттого хотелось больше времени находится просто - вместе. - Мы ещё не знали, как уходить навсегда.
Кое-как, проколупав неглубокие ямки в неподдающемся «грунте», мы пристроили в них хиленькие деревца. Садоводческий труд восторга не вызывал. - Но, вот… - странное дело!?.. - когда я стала засыпать корни своей берёзки смесью глины, битого щебня, бетона, стекла, проволоки, железа - всего того человеческого мусора, что остался после строительства школы, мне неожиданно стало жаль бедные деревца. Почудилось, словно в руке удерживаю не бесчувственную деревянную палку, а тело хрупкого существа - беззащитного, ранимого; будто по невидимым артериям крохотное сердечко уже несло древесный сок неведомой жизни, сплетаясь таинственными невидимыми нитями с нашими душами навсегда.
– Как же моя берёзка сможет выжить в хаосе бесплодного мусора, где живое просто не способно жить?!.. – подумалось тогда.
Оглядев, поднявшуюся по краям асфальтированной дорожки, аллейку берёзовых былинок, всмотревшись в сосредоточенные, неожиданно посерьёзневшие лица одноклассников, копошившихся возле своих белоствольных питомцев с лопатами, мне стало всерьёз страшно:
- А вдруг, моё деревце не примется! Не выживет! - У моего саженца почти не было корней, и кома земли!..
Очень скоро наступила майская жара. Деревца ежедневно обильно поливали водой из шланга. Обычно это поручалось мальчишкам. Ежедневно, тайком, мы подходили к своим деревцам и смотрели, - распускаются ли на них листочки. На нашей (моей и подруги) берёзке листики оставались мелкими, жёлтыми. Деревце долго болело и отставало в росте от других. Саженец чуть не погиб, но сила жизни одержала победу и, с годами, кривенькая, худенькая она догнала остальных красавиц. То, что деревца приживутся, мне не верилось, но очень хотелось, чтоб не погибли, - деревца стали близкими. Мы приняли ответственность за их жизнь, словно сроднились с ними, словно часть нас перешла к ним, и осталась навсегда рядом с нашей школой, в родном уральском городе.
Спустя многие годы, приехав на родину, пришла в школьный двор. - Берёзки возвышаются теперь выше школьной крыши, выстроившись двумя белоствольными рядами вдоль постаревшей растрескавшейся бетонной дорожки. Они так похожи на нас: хрупкие и беззащитные - мы окрепли, с годами возмужали, а теперь – впитали мудрость и понимание жизни… - и не только того весеннего дня…
Берёзы, навсегда переплетясь с соседями могучими кронами рук-ветвей, и теперь, как нетерпеливые школяры на общешкольной линейке, они выглядывают через плечи сверстников, нарушая идеальный порядок ровного строя, словно спешат, как и мы, разбежаться по земному шару. - Удивительно, но не погибло ни одно деревце! Выжили все!
Свою берёзку узнаю по изгибу ствола и ране на теле – свидетельстве непростой жизни. Вот и сейчас, прошлась по осенней аллее, подошла к берёзке, потрогала белую кору рукой: «Привет, красавица! Привет, хорошая!». - Погладила шершавый ствол, постояла, посмотрела, как на спортивной площадке другие школьники играют в футбол…
Деревце, почудилось, - меня узнало, быстро-быстро зашептало о том, что лишь нам с ним ведомо. Вспомнился тот весенний день; привиделось, будто одноклассники и сейчас сосредоточенно копают ямки, придерживая тоненькие белые стволики. Вспомнились их глаза, лица…
- Где они сейчас?!.. - всем перевалило за полвека… - кто из них приходит сюда?!.. – на свою аллею.
Вспомнились два кедра: их при строительстве школы бережно сохранили, отступив стеной на полуметр. К сожалению, они всё же засохли, но и теперь стоят возле стены обелисками тем, кто их когда-то вырастил. Я помню эти непривычные для Южного Урала хвойные деревья, что росли в огороде старого деревянного домика, - как два близнеца. - Не знаю, кто их посадил…
- Это кедр, - сказал как-то отец.
Каждый раз, проходя мимо, несколько лет, что училась, с почтением смотрела на диковинные деревья и пыталась представить далёкую суровую незнакомую и какую-то тайную Сибирь, людей, что в своём палисаднике поселили таёжные растения. …Дом снесли. На его месте стоит сейчас Ашинская школа № 7, куда мы всем классом перешли со старой школы № 1, что была в годы Великой отечественной войны госпиталем.
Новую школу не успевали сдать к первому сентября, и мы начали учиться позже на пару недель. На субботниках старшеклассники мыли классы, выносили строительный мусор. Школа получилась необыкновенно уютной, светлой, просторной и современной. После уроков мы не спешили домой; подолгу оставались в классе, наводя чистоту, слушали музыку, занимались на факультативах. В такой школе хотелось учиться! О ней остались лишь светлые воспоминания, как и о наших замечательных учителях… – классном руководителе и преподавателе литераторы Лукьянчиковой Марии Александровне, учителе биологии – Балахонцевой Таисии Серафимовне, учительнице физики, которую мы - грешники, звали не иначе, как – «Муля», только потому, что она однажды вместо слова «пуля» сказала: «муля».
Добром вспоминается наш молодой военрук, что пришёл учить нас после службы на неспокойной границе с Китаем. Его уроки пригодились мне при работе в тайге. Он учил выживать в экстремальных условиях, учил стрелять; много рассказывал о службе пограничной. Парни его боготворили, несмотря на то, что разница между нами – года три. Он- почти наш сверстник, уже прошёл ад реального боя на Доманском, защищая нас и страну.
Вновь и вновь, во снах, мы летим в горные долины Аши, в коридоры притихших школ, в классы, где были дружны и счастливы. И пусть не сокрушаются наши учителя! - Мы не забывали Вас за суетой жизни, не забывали вдали от города юности и вспоминаем лишь словами благодарности за то, что однажды наставили нас посадить своё дерево… - свою белоствольную берёзу и нашу берёзовую аллею. Вырастить дерево, построить дом… - такова мудрость наших предков!
Фотоснимки автора. На фото город Аша. Берёзовая аллея, посаженная нами, - первыми выпускниками школы №7. Уральские горы.
Ключевые слова:
Урал, школа, аллея, Тулпаремшан, Южный Урал, город Аша, Челябинская область, школа №7, ученики, одноклассники, берёза, берёзовая аллея, горы, долины, Сибирь, село, Западная Сибирь, Югра, Север, учитель, Первое сентября, родители, первоклассники, выпускники, дерево, кедр, память, прошлое, Китай, военрук, День Знаний.
Анонс:
Берёзовая аллея, посаженная первым выпуском уральской школы. Аллея школьных звёзд в школе Крайнего Севера югорской Сибири.
БЕРЁЗОВАЯ АЛЛЕЯ ПЕРВЫХ ВЫПУСКНИКОВ
Корни детства. Очерки о школе.
Свидетельство о публикации №223090200982
Мой младший неделю назад вернулся из
более чем годичной командировки
в Африку. Живой и с медалью
"За отвагу". Отлегло.
Деревьев я немало посадил.
В основном яблони дички из леса
таскаю, культурными сортами прививаю.
Дом в деревне - это не квартира городская:
всё время требует руки прикладывать. Зато не забалуешь.
Василий Овчинников 08.09.2023 05:09 Заявить о нарушении
У меня отец тоже прививал яблони. А я на Севере, хотя и тут можно розу привить на шиповник, арбуз на кабачки...
Спасибо большое!
Татьяна Немшанова 14.09.2023 14:37 Заявить о нарушении