О ранее неизвестной кунье Сулаймана ал-Лакзи
Приблизительно в январе 1333 г., во время своих путешествий через территорию Золотой Орды, Ибн Баттута повсеместно обнаруживал мечети, религиозных судей и суфийские странноприимные дома (завийи). Он обнаружил мечеть в Кафе; в г Крым он останавливался в странноприимном доме, возглавляемом шайхом Зада ал-Хурасани, где имелся главный религиозный судья (кади) мазхаба Ханафи, а также религиозный судья мазхаба Шафи’и. Ибн Баттута встретил также множество учёных, включая юриста и профессора, который был асом (аланом) в дополнение к проповеднику (хатиб), читавшему проповедь, а по пятницам читалось символически важное благословение во имя халифа в соборной мечети.
Ибн Баттута упоминает мечеть, построенную в Крыму в 1288 г. с помощью египетского правителя Бейбарса, есть сведения также о двух других мечетях, в том числе о соборной мечети Крыма, которую Узбек построил в 1314 г. В Азаке Ибн Баттута 0бнаружил религиозного судью и студентов, стал свидетелем чтения Корана с последующими проповедью и благословениями. Существовали также другие виды религиозного пения на арабском языке, которые затем были переведены на персидский и тюркский языки. В Маджаре путешественник останавливался в странноприимном доме набожного шайха из Ирака, а также посетил мечеть с проповедником из Бухары. В Сарайчуке он видел странноприимный дом, принадлежавший набожному тюрку преклонного возраста, по имени Ата, встретился там с религиозным судьей. Позже в Кяте он встретил еще одного религиозного судью, а также набожного и благочестивого шейха Махмуда ал-Хиваки.
В описании путешественника Сарай был исключительным городом в отношении религиозной жизни. В нем находилось 13 соборных мечетей для пятничных молитв, включая одну для шафи’итского мазхаба, было много других меныших мечетей. Ибн Баттута встретил шафи’итского учёного Садр ад-дина Сулаймана ал-Лакзи ал-Малики*, учёного Шамс ад-дина ал-Мисри, египтянина, религиозно-то судью Сарая, Бадр ад-дина ал-А’раки, который считался одним из лучших в своей профессии, и других религиозных ученых. Каждую пятницу, мусульманский день отдыха, хан Узбек посещал странноприимный дом ученого проповедника (имама) Ну’ман ад-дина ал-Хваризми, «одного из выдающихся шайхов, человека прекрасного характера, щедрого душой, чрезвычайной смиренности, но также чрезвычайной строгости к обладателям богатств этого мира».
АЛ-ЛАКЗИ, САДР АД-ДИН СУЛАЙМАН [АС-САРАЙИ] — мусульманский богослов, факих шафи‘итского мазхаба. Уроженец лезгинского села Гдынк (ныне Ахтынский района Дагестана). По сообщению Ибн Баттута (ум. 1369) правовед Садр ад-дин ал-Лакзи из «Страны лезгин», работал в городе Сарай-Берке на Волге — столицу известного татарского правителя Узбека. В передаче Назира ад-Дургили (ум. 1935) рассказ этот выглядит следующим образом: «Садр ад-дин Сулайман ал-Лакзи ад-Дагистани был факихом шафи‘итского мазхаба и выдающимся имамом, современником имама Ну’ман ад-дина ал-Хваризми. Он отправился в город Сарай, в ханскую столицу, о чем было сказано выше. Там он преподавал, работая (одним из) шафи‘итских мударрисов. Это случилось в 743 [1343] году. О нём упоминает Ибн Баттута в своём знаменитом „Путешествии”» («ар-Рихла»).
Описывает упомянутого Лезги Сулеймана [такими словами на арабском языке]: «Ва бих; мин мадрас; аш-Ш;фи‘ийа ал-фак;х ал-им;м ал-ф;дл Садрадд;н Сулайм;н ал-Лакз; ахад ал-фудал;’», то есть, «из числа шафиитских преподавателей был там, то есть в Сарае, знаток шариата (факых), имам, достойный ученый (ф;зыл) Садреддин Лезги Сулейман», тем самым подтверждая наличие в восьмом веке хиджры в числе дагестанских ученых упомянутого Лезги Сулеймана. У самого Ибн Баттута этот пассаж выглядит следующим образом: «Мы прибыли в город Сарай, известный как Сарай Барка… в нем [живёт] один из шафи‘итских мударрисов, факих, достойный имам Садр ад-дин ал-Лакзи, один из превосходных имамов». Важно также отметить, что у дагестанского энциклопедиста ад-Дургили, Садр ад-дин ал-Лакзи наделён второй нисбой «ад-Дагистани», которая у Ибн Баттута отсутствует, не встречается и у других арабских авторов XIV–XV в.
Фактически Золотая Орда, в этот период, была домом как для суннитов, так и для шиитов, и всех четырех ортодоксальных исламских мазхабов, представляющих исламскую юридическую практику во всем мире. Это отражает тесные связи между столицами Золотой Орды и крупными центрами традиционного исламского учения во всем исламском мире того времени и то, что представители всех этих различных групп прибыли в Улус Джучи. Однако не все ученые были иностранцами. Некоторые из религиозных ученых принадлежали к местным этническим группам, таким, как асы (аланы), или же происходили из традиционных домонгольских исламских центров Золотой Орды, прежде всего, Хорезма. Хотя столицы Улуса Джучи — Сарай и Сарай ал-Джадид, очевидно, ранее не имели учреждений по обучению исламского духовенства, однако, ко времени визита Ибн Баттута в 1333 г некоторые из религиозных ученых Золотой Орды могли получить образование в Сарае, независимо от того, упоминают ли источники отдельные религиозные медресе или нег. В конце концов, мечети, как центры религиозной жизни, возглавляемые учеными, также могли хорошо служить для этой цели. Конечно, обучение происходило в некоторых других южных центрах Крыма или прибрежной полосы Северного Кавказа, которые он посетил. Таким образом, правители не только создавали города с их постоянно растущим богатством, они жертвовали средства на строительство зданий для религиозной практики и обучения и наполняли их исламскими учеными. Даже новые городские центры Золотой Орды, включая столицы, теперь могли претендовать на то, чтобы стать космополитическими центрами исламской науки, способными сохранять и обучать исламскому знанию для воспроизводства религиозного ученого класса, а также для распространения этого знания среди новообращенных, на что могло потребоваться несколько поколений.
Автор: ‘Али Албанви
*Примечание: нисба «ал-Малики», у учёного Садр ад-дина Сулаймана ал-Лакзи нами обнаруживается впервые.
Литература
1. История татар с древнейших времен. В 7-ми томах / Гл. ред.: Р.С. Хакимов; Науч. ред.: Р.Р. Салихов. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2002–2013. // Том 3. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII — середина XV в. 2009. С. 591–593. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35TZA8, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.08.2023). — Яз. рус.
2. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. — М.: Наука, 1988. С. 210. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.08.2023). — Яз. рус.
3. Очерки истории исламской цивилизации. В 2-х т. / под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. Том 1. С. 38. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35TaBQ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.08.2023). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №223090301027