Тайны мадридского двора о женщине во власти, ренес

«ТАЙНЫ МАДРИДСКОГО ДВОРА»: О ЖЕНЩИНЕ ВО ВЛАСТИ, РЕНЕССАНСЕ, МИРОВОЙ ГЕГЕМОНИИ И ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЙ ЛЮБВИ

«Тайны Мадридского двора» корифеи, маги, объединившиеся в команду «единочувственников», раскрывают в «Малом театре» уже более семнадцати лет. И, судя по происходившему на «Ордынской» сцене 5 января, получают от этого колоссальное удовольствие.
Так как мой мозг, прежде чем воспринять адекватно информацию, требует полного осознания, включая фактологическую сторону, я начала вспахивать поля своей памяти, находясь в зале. «Вызывала духов» мировой истории, изучавшейся мной когда-то в школе.
Благодарю режиссера спектакля и, конечно, плодовитого (более 150 пьес), не лишенного остроумия французского драматурга Огюстена Эжена Скриба. Мне не довелось оказаться зрителем постановок на основе его произведений «Стакан воды» и «Адриенна Лекуврер», но сожалений нет. А вот путешествие в Испанскую империю 16 века я осуществила налегке, с удовольствием: испанский язык мне дорог:).
Спектакль повествует о жизни властью наделенных-»обремененных» королей Испании и Франции, дворцовых интригах и геополитическом необузданном «аппетите» Карла V Габсбурга, императора Священной Римской империи, помогшего Испании достичь максимального могущества и бороться с Реформацией — угрозой католицизму. Именно при нем Испанию стали называть «государством, над которым никогда не заходит солнце».
Но защита династических интересов: овладение несметными богатствами Нового света: золотом, серебром и сахаром; подрыв могущества французского соседа —  оказались куда проще решаемыми задачами, нежели сопротивление чарам хитрой, мудрой, роскошной Маргариты Наваррской — сестры короля Франции Франциска I.
В спектакле ее сыграла актриса Елена Харитонова — гораздо более красивая, чем прототип, чье лицо на гравюрах интернет-страниц я с любопытством разглядывала.
Меня бесповоротно пленили помпезные чернильно-синие, обильно  «позолоченные» декорации. Вспомнила первые курсы университета и трепетное — «душа в душу» — изучение испанских культуры и языка. Это было прекрасное открытие нового во мне и мире через будоражащую воображение историю развития европейского искусства. Романсы и многоголосные народно-рождественские «вильянсико» с рефреном Хуана дель Энсиньи; одухотворенный певец папской капеллы Кристобаль де Моралес и экспрессивный органист Томас Луис де Виктория; революционные для тех лет «плутовские романы» Фернандо де Рохаса и Франсиско де Кеведо с его незабываемой «Историей жизни пройдохи», «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса, «Собака на сене» Лопе де Вега — разве такое, да еще и читаное в подлиннике, можно забыть? Ни за что, к счастью!
На сцене «Малого» в первый понедельник января нового года царил маэстро Ренессанс с его полукруглыми арками, субтильными аркадами и обожаемым мной (уверена, и всеми романтичными особами прекрасного пола!) кружевным «ювелирным» орнаментом стиля «платереско». Аналога самых лирических стихов Цветаевой и Северянина в художественно-изобразительной форме. Костюмы персонажей тоже впечатлили, вот только мне показалось неоправданной (и, смею предположить, не совсем исторически точной) манера актрис при ходьбе небрежно-высоко поднимать подол платья. Что-то мне подсказывает: леди того времени, тем более коронованные особы, делали это изящнее просто потому, что по-другому не умели. Это из замеченного глазом среди прочего…
Елена, воплотившая на сцене образ Маргариты де Валуа (она же Ангулемская, она же Французская, она же Наваррская — не смейтесь, если вспомните эпизод с Гошей из «Москва слезам не верит»: наша тема куда серьезнее, хотя бы потому, что стариннее!:)) была хороша! Не укрощаемая в принципе, решительная, роковая женщина-пламя. Попался — берегись: сгоришь дотла, но зато с каким наслаждением! Собственно, этого горячего счастья удостоился  граф Анри д`Альбре, роль которого исполнил Александр Вершинин. Мы, зрители, не стали свидетелями рождения их дочери Жанны, бабушки будущего короля Генриха IV. Оно и понятно: спектакль не может продолжаться бесконечно, при всем уважении к историческим целостности и полноте.
Мне показалось затянутым действие «Тайн Мадридского двора». И дело вовсе не в отмеренных трех часах, комментариях некоторых зрителей во время антракта «Первые 50 минут я засыпала» и нескольких копошащихся в гаджетах вместо просмотра. Я вслушивалась в каждую звучавшую фразу, всматривалась в движения — выскажу предположение: глубочайший эффект на зрителя можно достичь и используя более лаконичный формат. Емкий и не менее действенный.
Мои талантливые коллеги из «Малого» посоветовали мне использовать больше глаголов в речи — «глаголом жечь сердца людей». Понимаю, о чем они. Переводя на язык пластического искусства, коим отчасти является актерское мастерство, я бы уделила еще большее внимание мимике, жестам, глазам. Часто они выразительнее слов. Хотя, имея дело с историческими событиями, о которых зрителю нужно напомнить, рассказать, оптимизировать хронометраж спектакля непросто.
Восхитительно играл глазами, мускулами, тембрально и интонационно Вячеслав Езепов, которому роль испанского короля явно пришлась впору. Внимательно наблюдала за его проживанием на сцене: трогательным, безапелляционным, свойственным представителям классической актерской школы, требующей абсолютной отдачи в профессии, будь то вздох или выворачивающий наизнанку монолог.
Вы спросите: «А как же несравненный Сергей Потапов?» Отвечу (не забыла о нем!:)): «Он был органичен и в роли ревнивого Бабьеки, камердинера Карла V». Получилось достойно: так же залихватски, рискованно, «зубасто» и «вкусно».
В связи с политическими метаморфозами и начавшимися изменениями информационной парадигмы мира, я не сразу для себя определила более актуальную тему «Тайн…»: жажда руководителями государств мировых господства и гегемонии или любовь, преодолевающая заросли интриганских терновников и обретающая, в конце концов, свет. Возможно, первая. Что не характерно для меня — человека, пишущего слово «Любовь» принципиально с заглавной буквы в 99% случаев. Слишком масштабны, грандиозны и влиятельны происходящие сегодня в мире события. Переварить их сложно, но и аполитичность в горло не лезет.
Одно радует: какие бы тайны ни томились, ни создавались и ни раскрывались в нас и окружающем мире — единственным государством, над которым никогда не зайдет солнце, останется Любовь. С большой буквы.

январь 2015
Малый театр


Рецензии