Петипа и Наполеоны

  · 31 март 2020 г.  ·
 
1.

На этой театральной открытке - подпись: «Мне двадцать лет - я сын Наполеона. Орлёнок. Виктор Петипа 1904 год».

Отпрыск классической балетной династии, - принц русского балета, если угодно, - сто тридцать лет на сценах, а может, и больше.

Его дед, весьма известный балерун, начал своё восхождение в труппе Вестфальского королевского театра, то есть был актёром Жерома Бонапарта, короля Вестфалии.

Изящный исторический узор, в своём роде:
Виктор Петипа сыграл сына Наполеона,
а дед его служил при дворе брата Наполеона.

Виктор Мариусович Петипа (1879 + 1939; умер, ; возможно, в Петрозаводске; разные источники называют другие годы кончины -1932 и 1933): драматический актёр.

Основное амплуа - герой-любовник.

Появился на сцене около 1897-99 гг. Некоторое время подвизался в Москве (МХАТ и Камерный театр Таирова),
Почти всю жизнь Виктор Петипа служил в провинции, в основном - в театрах южных губерний (Тифлис, Киев, Харьков, Одесса, Николаев и тд), а также в Воронеже.

Был, по некоторым воспоминаниям, весьма талантлив.

Сергей Дурылин: "Известность Виктор Петипа приобрел главным образом на юге — в Харькове, Киеве, Одессе. Его Хлестаков, князь Мышкин, герцог Рейхштадский, Фердинанд были любимыми образами южного зрителя из круга интеллигенции. Художественная палитра В. Петипа изобиловала нежными, лёгкими красками. Его “Орлёнок” и “Идиот” привлекали своей чистейшей искренностью: они светились юностью и сердечной свежестью».
Дурылин С., Н. М. Радин, М.-Л., 1941

Вера Петипа, сестра:
«Виктор… с раннего детства проявлял недюжинные актерские способности. Он, как и старшие представители нашей семьи, отличался легкостью и изяществом исполнения комедийных ролей. Еще в детстве на него обратил внимание дед – Леонид Львович Леонидов, а затем отец, увидев его в любительском спектакле, сразу определил, что он будет артистом. Весь его репертуар был строго продуман и глубоко проработан, он много читал и прислушивался к каждой заслуживающей внимания критике, обладал огромной интуицией и тонким вкусом. Он обожал театр, жил искусством. Брат выступал во многих городах России: в Николаеве, Воронеже, Севастополе, в труппе Никулина. Но больше всего он играл в Харькове, Киеве, Одессе, а весной и летом часто ездил играть в Тифлис и Крым. В Харькове у Н. Н. Синельникова он проработал десять сезонов, имел выдающийся успех. Очень любил Украину, изучал украинский язык, поступил в Киевский театр имени Франко.
Выступал он часто и как чтец песен Беранже, организовал цикл концертов произведений национальных поэтов, переведенных на русский язык, и пользовался выдающимся успехом»
(Вера Мариусовна Петипа. Наша семья. Рукопись).

2.

... А ещё и - отец, Мариус Петипа: он танцевал вместе с Фанни Эльслер.
Которая в 1831 году считалась (и была, скорее всего) любовницей Наполеона Рейхштадтского.
Она - заметный персонаж ростановского "Орлёнка"

Мариус Иванович Петипа, отец Виктора, в своих мемуарах писал:
"Я оставался некоторое время в Париже, где принял участие в спектакле, который дан был на сцене Оперы в прощальный бенефис Терезы Эльслер, навсегда покидавшей сцену. Мы с братом Люсьеном и обе сестры Эльслер, Фанни и Тереза, танцевали pas de quatre".
Это было незадолго до его отъезда в Петербург (1847 год). .

Впрочем, мемуары Петипа-старшего не слишком достоверны. Тереза Эльслер ушла со сцены в 1851 году и прощальный бенефис её состоялся в Вене.
А это время Петипа уже прочно обосновался в России.

Далее Мариус Петипа писал:
"Мариус Ив. Петипа, 1847: "Пока я был в Москве, в Петербург приехала приглашенная дирекцией Фанни Эльслер и начались репетиции «Эсмеральды»; роль эту она создала в свое время в Лондоне17. Когда был поставлен первый акт, прибыл ангажированный балетмейстер г-н Жюль Перро и закончил постановку этого своего превосходного балета, который я затем несколько раз возобновлял, бережно сохраняя его в том виде, в каком он был задуман автором, и при этом никто не разбивал челюсть Квазимодо, как это проделано в Большом московском театре в отвратительной сцене с матерью Эсмеральды18.
Вот кто танцевал в «Эсмеральде» в день первого представления в Санкт-Петербурге: Эсмеральда — Фанни Эльслер, Пьер Гренгуар — г-н Жюль Перро, Феб де Шатопер — г-н Мариус Петипа, Квазимодо — г-н Дидье, Клод Фролло — г-н Гольц, Флер де Лис — г-жа Смирнова, Мать — г-жа Амосова.
Г-жа Фанни Эльслер в этой роли была великолепна, все другие Эсмеральды, которых мне когда-либо приходилось видеть, казались бесцветными по сравнению с ней.
Для своего бенефиса я поставил с ней большой балет «Швейцарская молочница». Танцевала она еще в «Жизели», «Катарине», «Мечте художника» и других балетах. Для своего прощального бенефиса она выбрала «Катарину». Овации, триумф, цветы, подношения — словом, все, чем так щедро награждают обычно великих артистов.
В 1850 году балетмейстер г-н Перро, вывихнувший себе в то время ногу, попросил меня порепетировать вместо него «большое па с ружьем», которое он в свое время сочинил для «Катарины». Я находился на сцене Большого театра вместе с г-жой Фанни Эльслер, репетируя это па, когда, уже к концу репетиции, нам сообщили, что в театр прибыл император Николай I и желает присутствовать на репетиции. Государь оказал мне великую честь, обратился ко мне и спросил: «Что вы репетируете, Петипа?»
— Большое па с ружьем, которое будет показано в «Катарине», ваше величество.
— Продолжайте, Петипа, — сказал император.
Мы начали репетировать, но государь прервал нас: «Вы неправильно держите ружье, — сказал он танцовщицам, — сейчас я покажу вам, как с ним надо обращаться». Тотчас же Фанни Эльслер и все корифейки выстраиваются перед ним, чтобы лучше видеть и усвоить ружейные приемы. Государь показал им, как делать «на караул» и стойку по команде «вольно». После этого Фанни Эльслер и все танцовщицы сделали ему глубокий реверанс. Тогда император сказал Фанни Эльслер: «А теперь подойдите ко мне поближе и делайте все то, что буду делать я». Фанни Эльслер становится рядом с его величеством, и ей, к счастью, удается в точности повторить все ружейные приемы. Довольный император выражает свое удовлетворение и спрашивает у нее, когда состоится представление.
— Через неделю, ваше величество.
— Хорошо. Я приеду на премьеру и буду вам аплодировать.
Слух о том, что государь самолично изволил показать Фанни Эльслер ружейные приемы, быстро распространился, и на первом представлении это па имело шумный успех; его несколько раз бисировали.

Когда Виктор Петипа был призван на роль герцога Рейхштадтского, его отец был ещё жив; Мариус Иванович Петипа умер в Гурзуфе в 1910 году.
Возмождно, он видел, как на сцене его сын играет вместе с актрисой, воплощавшей его знакомую и коллегу - Фанни Эльслер, с которой он танцевал на одной сцене за шестьдесят лет до того.

3.

"Орлёнок", в котором высветился Виктор Петипа - это параллельный, южный вариант русского Орлёнка; главный, изначальный "Орлёнок" шёл в Петербурге, в Новом театре; там в главной роли неизменно выступала прима, и она же - совладелица театра - Лидия Яворская (княгиня Барятинская).

Впервые "Орлёнок" на русском языке был поставлен в Невском театре ( Неметти), 1 апреля 1901 года; всего через год поле премьеры Сары Бернар.
В главной роли выступила Лидия Яворская, и весь спектакль был создан силами её труппы.

Татьяна Щепкина-Куперник перевела драму Ростана специально для неё, и Лидия Яворская обладала всеми правами на эту пьесу. Так что, возможно, второй "Орлёнок" был браконьерской постановкой.
Впрочем, "Орлёнок" мгновенно завоевал российскую провинцию, и в 1902 году разнообразные постановки новой пьесы Ростана волной прокатились по разным театрам.
Юрий Олеша, ("Ни дня без строчки"):
"Я помню то сильное впечатление, которое произвел на меня «Орленок» Ростана в постановке Одесского театра при участии Виктора и Мариуса Петипа. Первый играл герцога Рейхштадтского, сына Наполеона, второй – Меттерниха. Сидишь в красной ложе, окруженный девочками и дамами, смотришь на почти кремовых оттенков сцену, на золотые ножки стульев, на герцога в таком же кремовом мундире и в черных лаковых ботфортах… Как можно не чувствовать блаженства!
Меттерних волочит бедного Орленка к зеркалу… Тот держит в руках канделябр – горят, дымясь, почти падающие свечи! Меттерних волочит его к зеркалу, чтобы показать ему, каким слабым, жалким, вырождающимся выглядит он, носитель крови Габсбургов… Юный герцог, поняв правду в словах мучителя, бросает канделябр в зеркало. Звон разбитого стекла, тьма. Этого нельзя забыть!
Собственно, мы знаем «Орленка» не Ростана, а Щепкиной-Куперник. Пьеса – в стихах, и, как это всегда бывает при стихотворных переводах, переводчика в ней много!
Ростан очень нравился, когда жил и творил. Им увлекся Врубель. Образ принцессы Грезы – один из трепетавших в моем юном сердце. «Сирано» заставлял плакать. Я о себе думал, что я Сирано, – тогда, в эпоху первой любви.
«– Я попаду в конце посылки!»
Строки из этой баллады, которую Сирано импровизирует во время дуэли на шпагах, довольно часто повторялись в юности. Мне и до сих пор нравится этот носатый кавалер, прыгающий в кресло, этот карлик с огромным носом, поэт, храбрец, фехтовальщик… В юности я подражал Ростану (опять-таки Щепкиной-Куперник) – сочинял комедию в стихах.
Ростан на фотографии – в коротком мундирчике академии с пальмовым шитьем на воротнике, с усами, торчащими, как пики, чахоточный….
(Юрий Олеша родился в 1899 году, то есть спектакль этот он мог видеть где-то в 1911 - 1916 годах.


4.

Несколько сезонов подряд южную версию "Орлёнка" ставила антреприза Богрова, в Одесском городском театре.
(Михаил Фёдорович Богров (Багров, по паспорту Топор 1864 + 1923?) ) сделал карьеру в Киеве, в театре Соловцова).

В 1908 - 1911 годах в этой труппе служил ещё и Николай Радин (по паспорту - Николай Мариусович Казанков), тоже весьма видный провинциальный актёр; это - внебрачный сын Мариуса Мариусовича Петипа; ему досталась роль (тоже одна из главных) наполеоновского гренадёра Фламбо, бонапартиста-конспиратора.

То есть: в южном "Орлёнке" в главных ролях действовали три Петипа.

Мариус Мариусович Петипа, о котором упомянул Олеша - это старший сводный брат Виктора, (внебрачный сын его отца, знаменитого балетмейстера); весьма успешный актёр, - он, возможно, создал брату протекцию в Одессе.

Ещё один член семьи, - Марий Мариусович Петипа, (1884 + 1922) начал актёрскую карьеру перед самой Великой Войной, - в Севастополе, в труппе Людвига Людвигова, (как писала в воспоминаниях его сестра, Вера Петипа).

Так что, вполне вероятно, в некоторых "Орлёнках" на сцену выходили четыре Петипа, а то и - больше.

Десять сезонов Виктор Петипа прослужил в знаменитом театре Синельникова в Харькове (театр существовал с 1910 по 1925 годы; ).
Там же несколько лет был ведущим актёром его племянник, Николай Радин (по паспорту - Николай Мариусович Казанков, внебрачный сын знаменитого актёра Мариуса Мариусовича Петипа).

1920 - 1921 Севастопольский драматический театр , труппа Людвигова: там вместе с Виктором играли брат - Марий Мариусович Петипа, вернувшийся с фронта, и сестра Вера Мариусовна Петипа, которая вскоре оставила сцену по причине туберкулёза).

Людвиг Людвигов (в миру Людвиг Казимирович Маевский 1854 + 1929, провинциальный актёр и режиссёр, который, видимо, давно сотрудничал с семейством Петипа; мног лет назад, в 1894 году в Театре Корша, он служил вместе с создательницами классической версии "Орлёнка" - Татьяной Куперник и Лидией Яворской).

В 1925 году Виктор Петипа - ведущий актёр Украинского драматического театра имени Ивана Франко (в то время - Харьков).
Там спектакли ставил режиссёр Гнат Юра ( сын крестьянина из Екатеринославской губернии, по семейному преданию - потомок пленного наполеоновского солдата).
В 1925 году Театр Франко пребывал в Харькове (тогдашняя столица УССР), с 1926 года переехал в Киев.
1926 - 1928 - Саратовский театр драмы

Некоторое время служил Виктор Петипа в Оренбурге, в последние годы (конец 1930х) - в Русском театре г. Петрозаводска (1939?).
Заслуженный артист РСФСР.

5.

Дед Виктора Петипа, основатель династии - Jean-Antoine-Nicolas Petipa; (16 февраля 1787, Париж), до 1807 года - танцор в труппе Тальони (видимо, вместе с ним в 1805 году прибыл в Вену).

В 1810 - 1812 годах Антуан Петипа прославился как солист королевского балета Вестфальского театра в Касселе, столице Вестфальского королевства.
Жером Бонапарт, король Вестфалии, стремился создать лучшую в Европе балетную труппу; считал балет своим подлинным призванием, и сам танцевал балетные партии в дворцовых спектаклях (чем приводил в бешенство Наполеона).
Французскую балетную труппу возглавлял сначала парижский режиссёр Омер, а с 1811 года - тот же балетмейстер Филипп Тальони.

Первое упоминание о Петипа в прессе - в приложении к «Вестфальскому вестнику», 19 октября 1810 года: «Среди танцовщиков заслуживает внимания прежде всего г. Тальони, а также должны быть отмечены г. г. Петипа и Розье».

В 1812 году король Жером отправился в Россию во главе Вестфальского корпуса.
Тогда же, летом 1812 года, по какой-то причине спектакли были приостановлены и труппа Вестфальского театра распущена.

Где пребывал Петипа со второй половины 1812 и в начале 1813 года, в точности не известно.
Позже он упоминал, что танцевал в Неаполе (там в 1812 году правила регентесса королева Каролина Мюрат, а в феврале 1813 года в Неаполь вернулся кроль Джоакино Мюрат).

Филиппо Тальони, покровитель и наставник Петипа (позже - крёстный его старшего сына Люсьена), в этом время действовал в Италии - в Милане, Турине и Флоренции; возможно, Петипа гастролировал вместе с ним.

В 1813 году Жан-Антуан Петипа был ангажирован на один сезон в в Лион; известно, что его призывал в Стокгольм кронпринц Карл Иоганн Шведский, он же маршал Бернадотт (Швеция в это время - в состоянии войны с Францией).
В этом же году Петипа вернулся во Французскую Империю), и возглавил балетную труппу при Th;;tre-Fran;ais в Гамбурге.

В январе 1814 года Петипа со своей труппой впервые поставил спектакли в Брюсселе, (Гамбург и Брюссель в это время - в составе Французской Империи).

Первые постановки Петипа -
«Шестеро наивных» (Les Six ing;nus), музыка Александра Пиччини, по хореографии Дюпора (Брюссель, 15 сентября 1814) и «Пастух из Сьерра-Морены, или Любовное лукавство" (Le Berger de la Sierra Morena, ou les Ruses d'amour (Париж, 16 февраля 1815), а также балет-интермедию «Квакеры». (Композиторы не известны).
В 1815 году Петипа выехал в Марсель, где поступил на должность балетмейстера.
С 1847 года Петипа-старший прибыл в Петербург; с октября 1847 года - учитель танцев в театральном училище. В первые годы иногда выступал, как балетмейстер, но затем полностью отдался педагогике.
Жан-Антуан Петипа скончался в Петербурге 16 (28) июля 1855 года.


Рецензии