Памяти Николая Белозёрова

Сибирский казак.
Ветеран Сибирского Ледяного похода.
Рядовой несовершеннолетний участник трагической эпопеи.

Николай Александрович Белозёров. Впервые я узнал о нём из его телеинтервью, данного им не помню уж какому каналу в июле 1991 года. К тому времени Белозёров жил и трудился в городе Джорданвилль, штат Нью-Йорк. Ему тогда было 86 лет. Крепко держал он в памяти свои детство и юность. А вот более близкое прошлое передавал скупыми штрихами. И отнюдь не случайно так было... Тогда в СССР как будто зарождалось свободное телевидение, тогда шёл процесс сближения с США, и многие россияне уже экстраполировали экономическое процветание страны... Но потом жахнул в августе ГКЧП, повеявший тухлым запахом... и много ещё всего тухлого было впереди...

А в июле 1991 года я решил написать Белозёрову в Джорданвилль. Писал наудачу. Я прикинул, что Джорданвилль невелик, и там все жители должны были его знать по фамилии. Что и подтвердилось в дальнейшем. Вместе с письмом я прислал Белозёрову ксерокопии двух церковно-исторических документов...

Вскоре после событий, воспринятых тогдашним обществом как «победа Ельцина над ГКЧП», мне пришла из Джорданвилля толстая бандероль от Белозёрова. Она была перлюстрована (известно кем!), в ней было несколько изданий Карловацкой Церкви, как часто именуют Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Среди них — «Тихие подвижники» генерала П. Н. Краснова. А также был 49-й номер «Кадетской переклички» за ноябрь 1990 года. Я написал Белозёрову ещё несколько писем. Присылал ему номера газеты «Третья сила» (орган Самарской группы НТС, редактором был знаменитый теперь Марк Фейгин) со своими статьями. И получил от него ещё три посылки (одна из них снова была перлюстрована!).

*  *  *

Белозёров родился в 1905 году, в городе Омске — Третьей исторической Столице Сибири (после Искера и Тобольска) — или же в одной из ближних к Омску станиц. Сын сибирского казака Александра Афанасьевича Белозёрова. С семи лет Коля воспитывался в Омском казачьем военном пансионе (из его слов вытекало, что семья была не совсем благополучной, и по этой причине родители отдали сына в пансион), в девять лет был принят в Сибирский кадетский корпус. В тот же год началась 1-ая Мировая война... В марте или апреле 1917 года семья Белозёровых посетила Тобольск, где прикоснулась к драгоценному наследию Ермака Поволгского и Семёна Ремезова. И не только...

«Юность Николая Белозёрова была озарена зловещим светом революции и Гражданской войны... Будучи ещё совсем юным, в свой первый приезд с родителями в Тобольск, Николай получил благословение от епископа Гермогена (Долганёва), впоследствии принявшего мученический венец. Кто знает, быть может, это благословение священномученика предопределило будущую жизнь Николая Белозёрова.» — писал карловацкий монах Всеволод в некрологе Николая Александровича («Кадетская перекличка», № 70-71)... Надо сказать, что Гермоген Долганёв лишь недавно получил Тобольскую кафедру. Это был человек неукротимой энергии... Иногда проявлявшейся в уродливых формах. В студенческие годы он кастрировал себя (что по церковным канонам считается одной из форм самоубийства), а потом вынужден был носить накладную бороду... В 1905 году Гермоген допускал грубые выпады в отношении старообрядцев — вопреки политике веротерпимости, проводимой в жизнь Николаем II... Одно время Гермоген активно продвигал Григория Распутина в светское общество Петербурга, потом в некотором роде образумился... и в 1911 году, уже обличая Распутина, несколько раз ударил его крестом (что есть явное святотатство, осквернение животворящего Креста Господня)...

Однако же, Коля Белозёров воспринимал Гермогена как пожилого, образованного и уже подуставшего от житейских треволнений епископа.

*  *  *

Из Тобольска семья Белозёровых вскоре вернулась в Омск.

«Весна 1917 года была такая же, как все вёсны в Омске: тёплая, залитая солнечным блеском, пахнущая пылью, черемухой и сиренью. Но Пасха той весны была иной, чем за последние годы войны – и хотя гудели и переливались церковные колокола, даже у нас, молодежи, было смутно тревожно на душе. Старшие, еще так недавно уверенные и сильные, растерялись и потеряли свой авторитет – кругом все рушилось. Не было Государя, не было главы государства, и оно распадалось. Дни были полны зловещими телеграммами о братаниях на фронте, злобными выкриками на митингах, пакостными памфлетами, порочащими Царскую Фамилию… Но природа праздновала весну, и мы праздновали Пасху.» — вспоминала сибирская казачка Таисья Баженова, автор боевого гимна «Ещё не погибли казачьи станицы, Не пала родная Сибирь...».

С весны 1917 года к власти над центром и регионами России упорно рвались большевики, с их ложью, цинизмом, с их тягой к террору, с их глумлением над рыцарями правды и павшими борцами. Большевики не обладали ни доблестью, ни интеллектом. Силу же они черпали в поддержке от внешних врагов и в невежестве непросвещённых масс... Главковерх Лавр Георгиевич Корнилов, сибирский казак станицы Каркаралинской, возглавил сопротивление безбожному большевизму.

Большевики устроили на Главковерха ОХОТУ! Но он не стал для НИХ дичью и трофеем, он (многоопытный разведчик!) успешно обошёл все засады и 6 (19) декабря 1917 года благополучно прибыл в прибыл в Столицу Дона — Новочеркасск... А вот в Омске, в Столице родной для Л. Г. Корнилова Сибири, на тот момент уже хозяйничали большевики, социальную опору которых составили фабричные рабочие, дезертиры с фронтов и частично крестьяне-новосёлы.

17 февраля 1918 года большевики приступили к массовой конфискации церковного имущества и хранившихся в омских храмах национальных реликвий. Нетрудно было догадаться, что ими двигал не один лишь материальный интерес, но и навязчивое стремление вырвать из казачьих рук легендарное знамя Ермака. И попросту уничтожить нашу святыню!

Примерно в эти же дни стало известно, что в Омском уезде появился Борис Владимирович Анненков (1889 - 1927), офицер 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка. Вернувшись с фронта в Сибирь, Анненков сформировал Белый партизанский отряд, поначалу насчитывавший около 200 казаков. 19 февраля 1918 года Атаман Партизанского отряда Анненков неожиданно появляется в самом Омске. Войдя в сопровождении сотника Матвеева в Свято-Никольский Войсковой казачий собор, он выносит оттуда Знамя Ермака, а заодно и войсковое знамя в честь 300-летия Дома Романовых. Стоя в санях со знамёнами в руках, Анненков промчался по льду Иртыша, на виду ближних станиц. Оторвавшись от погони, Анненков направился в Кокчетавские степи.

Под святым Ермаковым знаменем, сзывая казаков на бой за Волю и Право!

И вскоре сила большевиков пошатнулась! В мае 1918-го восстание Чехо-Словацкого корпуса стало закваской массового антибольшевицкого движения в Поволжье, на Урале и в Сибири. 6 июня 1918 года казаки освободили Омск. В своём первом приказе по только что образованной Омской комендатуре полковник Иванов-Ринов известил о том, что «вся полнота власти с сего числа принадлежит мне и уполномоченному Временного Сибирского Правительства А. А. Кузнецову впредь до передачи власти земским и городским общественным управлениям»...


*  *  *

В 1918 году состоялась вторая встреча Николая Белозёрова с Гермогеном Долганёвым, которую Белозёров описал в мемуарном отрывке:

«По освобождении Тобольска от красных начались поиски владыки Гермогена (в начале 1918 года брошенного большевиками под колесо парохода "Петроград"). Рыбаки сообщили, что ещё при коммунистах, во время рыбного лова в сети попало тело владыки. Боясь ответственности, рыбаки закопали тело в прибрежной полосе. Действительно, там и было найдено тело владыки. И хотя оно находилось продолжительное время в воде, затем во влажном песке, тело не подверглось тлению или разрушению. Тобольск встречал своего владыку. К пристани шли пароходы с хоругвями. Украшенный пароход привёз владыку. Гроб пронесли в собор, где с левой стороны почивает святитель Иоанн Тобольский, прадед блаженнопочившего владыки Иоанна (Максимовича). Владыка Гермоген, давший мне первое святительское благословение в мой первый приезд в Тобольск, лежал в полном облачении и по воле Господа нашего всем показывал, что тело праведника не подлежит тлению».


*  *  *


Омск стал центром Белого движения Сибири и Урала,
временной столицей Свободной России.
Правда, вскоре Временное Сибирское правительство
подмяла под себя амбициозная и политически незрелая Уфимская директория, руководимая эсерами...
Но в Историю Омск вошёл
как Столица Адмирала А. В. Колчака...
потомка боснийских хорватов,
бугских и донских казаков...
героя Русско-японской
и Первой Мировой войн.
Ибо 18 ноября 1918 года доблестного Адмирала привели к власти
казачьи патриоты-заговорщики,
во главе с полковником В. И. Волковым.
Они свергли прогнившую Уфимскую директорию.
Девиз волковцев был — «Смерть за Родину!»,
а пароль — «Ермак».

«Будучи почти 15 лет Николай поступил добровольцем в действующую армию Колчака и принимал участие в нескольких боях против красных.» — сообщает монах Всеволод.

Поступление добровольцем произошло во время каникул.

«Зимой 1919 — 1920 годов белые понесли серьёзные потери в Сибири... Николай в составе кадетского корпуса принимал участие в обороне Омска и затем вместе с корпусом отступил во Владивосток... В монастырской келии о. Алексия на стене висел портрет Верховного правителя Сибири Адмирала А. В. Колчака.» — продолжает монах Всеволод.

Итак, в ноябре 1919 года, после серии поражений вооружённых сил Адмирала Колчака и падения столичного Омска, начался Сибирский Ледяной Поход.

А в эти дни всего нужнее:
Не звать, не спорить, не кричать,
Но, от усталости бледнея,
Меча и чести не ронять.

— писал тогда сибирский казак Георгий Вяткин.

Коля Белозёров оказался в числе тех кадетов-омичей, кто УСПЕЛ эвакуироваться из Омска по Транссибу... а потом — часть пути в зимнюю стужу — параллельно Транссибу... из-за предательства чешского генерала Яна Сырового... В общем, многие омичи ушли на Дальний Восток.

А вот кадетам, оставшимся в Омске, в основном это были младшеклассники, за отказ снять погоны красные изверги прибили их гвоздями к плечам!

Как известно, чешский генерал Сыровый и французский генерал Жанен, да и многие русские генералы, УРОНИЛИ тогда свою честь. Жанен и Сыровый, как самые последние суки, выдали врагам Антанты не только Верховного Правителя России — но также и ОФИЦЕРА союзного флота. Вряд ли, конечно, они задумались над этой военно-юридической тонкостью. Интеллекта им явно не хватило! А про ОФИЦЕРСКУЮ честь они, верно, и не слыхивали... Тогда как Адмирал Колчак, генералы В. И. Волков, В. О. Каппель, И. П. Калмыков, Р. Ф. фон Унгерн-Штернберг и Г. М. Семёнов стяжали лавры героев-мучеников...


*  *  *


Во Владивостоке кадетов-омичей разместили в казармах на острове Русский. Белозёров принял участие в последних боях Вооружённых Сил Российской Восточной Окраины с наседавшими большевиками. Эвакуировались кадеты на кораблях Сибирской флотилии адмирала Г. К. Старка (правой рукой которого стал в те дни генерал Ф. Л. Глебов, будущий Сибирский Войсковой Атаман). Всего тогда ушло из Владивостока 25 кораблей, затем к ним присоединились корабли из Камчатки и с берегов Охотского моря. Трудная Одиссея предстояла этой славной флотилии.

«Белое Приморье, несмотря на героизм его защитников, пало под ударами красной армии в 1922 году. Николай вместе с отходящими белыми частями на кораблях флотилии адмирала Старка эвакуировался в Шанхай. Он покидал горячо любимую родину, как думалось тогда — на время, как оказалось — навсегда.» — пишет монах Всеволод.

«Утром 25 декабря 1922 года последние пароходы с беженцами и войсками покинули бухту Золотой Рог во Владивостоке. В 4 часа пополудни красные партизанские отряды и части советской красной армии вошли в оставленный белыми Владивосток.» — вспоминал Белозёров.

«Господь хранил жизнь Николая: кадеты отправлялись в Шанхай на нескольких кораблях. И вот один  корабль, на котором должен был плыть Николай, но по некоторым обстоятельствам не поплыл, затонул. Всю оставшуюся жизнь Николай молился за погибших тогда друзей кадет. Их имена были записаны в его помянике.» — свидетельствует монах Всеволод.


*  *  *


2022 год был годом 100-летнего юбилея Дальневосточного исхода. И мистическим образом стал годом возобновления Гражданской войны: но только теперь на западе бывшей Российской империи.

Мёрзлая, суровая весна
В год столетия исхода из Приморья.
Там была Гражданской война —
И она продолжилась сегодня!

Старк и Глебов уводили флот,
Беженцев спасая от расправы!
А теперь — Украинский исход!
И безумствует чекист кровавый!!!


*  *  *


В качестве этапов своей эмиграции Белозёров в телеинтервью назвал Маньчжурию, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС); Австрию и США. В двух кратких биографиях Белозёрова местом его временного проживания назван Шанхай. Год его прибытия из Шанхая в КСХС: 1924-й. В этой балканской стране, которая к тому времени зачастую неофициально называлась Югославией, в 1925 году Белозёров окончил 7-й класс 1-го Русского Кадетского Корпуса. Вскоре он женился на Раисе Степановне (её девичья фамилия мне, к сожалению, неизвестна). Трудоустроился Николай Белозёров на железную дорогу.

В 1929 году король Александр I Карагеоргиевич официально переименовал КСХС в Югославию, утверждая мнимое единство страны, которая по духу вовсе не была единой... У российских эмигрантов было время полюбить Югославию — и разлюбить её.

Во время Второй мировой войны Белозёров в сентябре или октябре 1941-го вступил в Русский Охранный Корпус (в составе германского Вермахта). Корпус был сформирован белоэмигрантами, нуждавшимися в эффективной самообороне. Ибо тяжкое тогда настало время! Про «ужасное положение казачества в Сербии, выставленного на страшные преследования со стороны сербов» писал 19 августа 1941 года генерал А. Г. Шкуро. Так, коммунистами-титовцами были зверски убиты есаул Максим Каледин и священник Сергий Булавин — носители прославленных атаманских фамилий Тихого Дона!

В Русском Охранном Корпусе Белозёров первоначально был юнкером 2-й сотни 1-го батальона 1-го полка. Затем окончил Военно-Училищные курсы, был произведён в подпоручики. В своём телеинтервью службу в Корпусе, то есть в рядах Вермахта, Николай Александрович не упоминал. Зная, конечно же, о предубеждении советских зрителей к Вермахту... Но мы должны ведать и помнить про чудеса доблести, совершённые корпусниками в боях с коммунистической нечистью, с кровавыми бандами Тито-Броза!

Крепче дорогой дамасской стали
Отделение в атаке на УРА!
Развернувшись, титовцев сметали,
Прижимали партизан к горам! – писал про корпусников донской поэт Анатолий Борщ.

Несомненно, в 1945 году Белозёров прошёл через суровый лагерь Келлерберг (в телеинтервью он указал просто Австрию). А затем выехал в Бельгию.

«В Бельгии Николай нёс клиросное послушание в Храме-Памятнике в Брюсселе, в епархии архиепископа Иоанна (Максимовича), прославленного ныне во святых. Николай сохранил самые тёплые воспоминания о святом архипастыре, часто поминал его добрым словом, будучи уже насельником Свято-Троицкого монастыря (в Джорданвилле). За отличное исполнение клиросного послушания и участие в приходской жизни Николай был награждён архиепископом Иоанном благословенной грамотой. Эта грамота впоследствии всегда сопровождала его, а в Джорданвилле висела в келии на стене. На американскую землю Николай Белозёров вступил 26 февраля 1953 года. В США он вновь посвятил себя церковному служению: сначала старостой и клирошанином Св. Архангело-Михайловского собора в Патерсоне, штат Нью-Джерси, а овдовев – на послушании в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Сам Николай Александрович ещё до прихода в монастырь получил по молитве к своему небесному покровителю Свят. Николаю чудесное спасение от неминуемой гибели при автокатастрофе. Все эти случаи всё более укрепляли веру Николая Александровича и заставляли задумываться о смысле человеческого существования на земле. И вот после кончины верной супруги раб Божий Николай решил отречься от мира и провести остаток жизни в монашеском чине. В монастырь будущий о. Алексий поступил в знаменательный год 1000-летия Крещения Руси — 12 июня 1988 года. Ему было тогда уже 83 года. Казалось бы, время для заслуженного старческого отдыха. Но не таков был Николай Белозёров: сибиряк и царский кадет, не привыкший в жизни отдыхать. В обители ждало его новое поприще служения братии и богомольцам. В то время как раз в Свято-Троицком монастыре была закончена нова пристройка, в которой кроме прочего имелась книжная лавка. И вот в этой лавке труднику Николаю и было определено нести послушание. Сие послушание бессменно и стойко, по-солдатски, нёс он до самой кончины. Через два года после поступления в монастырь трудник Николай был произведён в послушники настоятелем обители архиепископом Лавром (Шкурлой). Состоялось сие в нижнем храме Преп. Иова Почаевского в 1990 году.» — сообщает монах Всеволод...

*  *  *

Я вспоминаю свои 1990-х годов споры с родными и знакомыми в Дубне. Они обычно говорили мне, что тоталитаризм невозвратно ушёл, что сейчас совсем другие проблемы, другие вызовы и угрозы, и вообще "нечего бить лежачих" (то есть большевиков)... А я говорил, что нет, что НЕСПРОСТА большевики отступили без боя, что чего-то они готовят... И я оказался прав.

Уже в 1992 году в Джорданвилле подули другие ветры, которые я бы не назвал свежими. Книжный магазин перешёл из рук казака Белозёрова в руки мерзавца Тетенова, откровенно славословившего Сталина и КГБ. Мне Николай Тетенов прислал однажды свой пакостный журнальчик "Русское самосознание"... Я склонен думать, что Николай Александрович Белозёров как раз в то время ушёл из магазина (хотя его биограф инок Всеволод утверждает обратное).

29 марта 1992 года Николай Белозёров принял монашество. Под именем Алексий - в честь Святого Царевича-мученика Алексея, последнего Наказного Атамана ВСЕХ казачьих войск. 

Момент перехода книжного магазина к Тетенову чрезвычайно важен (как мне кажется) для прояснения хронологии активного проникновения агентов КГБ в самое сердце РПЦЗ! В 1990-х мне вообще непонятно было, КАК могли карловчане терпеть присутствие этого сталиниста! Хотя и тогда уже я начал понимать, что карловчанин  — карловчанину рознь... В те годы настоятелем  Свято-Троицкого монастыря был вышеупомянутый архиепископ Лавр Шкурла, позднее, 24 октября 2001 года похитивший митрополичий престол у последнего легитимного Первоиерарха РПЦЗ Владыки Виталия Устинова.

Писатель-мракобес Олег Платонов, побывавший в 1990-ые годы в Джорданвилле и подружившийся там с таким же пройдохой Тетеновым, оставил лестную (в сергианской системе отсчёта) характеристику Шкурлы:

«Беседы с архиепископом Лавром позволили мне почувствовать, что среди руководства Русской Зарубежной Церкви существуют влиятельные силы, готовые на воссоединение с Матерью-Церковью в России. Владыка Лавр говорил о конкретных шагах, которые нужно пройти православным в Америке, чтобы восстановить цельность Русской Церкви. Его спокойный, уверенный тон отличался от резких назиданий митрополита Виталия, с которым я коротко встречался в Нью-Йорке и чьи эгоцентризм и нетерпимость неприятно поразили меня.»

То есть: СВОЯК — СВОЯКА!

А вскоре после Тетенова в Джорданвилле пристроился пресловутый Андрей Псарёв (и он прислал мне в 1995 году посылочку с анти-усташским душком, я разгромил всю его аргументацию, но ответа естественно не получил)... потом уже Псарёв открыто прославлял Сталина и комедию "восстановления патриаршества", поставленную Сталиным на московской сцене в 1943 году...

11 — 18 сентября 1994 года в небольшом городке Танерсвиле, штат Пенсильвания, состоялся XIV съезд кадет Российских корпусов за рубежом. Кадет Владимир Соболевский прислал съезду стихотворное приветствие, исполненное несбывшихся надежд на возрождение России:

Гордись, кадет, былою славой,
Всем тем, что Корпус тебе дал.
И передай среде той новой
Все то, чем Вышний даровал.

Неся наш крест былой России,
Поднимем мы трехцветный флаг
И понесём наперекор стихии
Наш, православной Руси, стяг.

Поможем нашим братьям, сестрам
В России все восстановить
И, передав, их новым гнездам
Кадетский дух в них укрепить.

Пусть молодой донец, суворовец или сибиряк
В тебе почувствует подпору,
Пусть ярким светом наш маяк
Осветит путь их взору.

Не забывай, чье имя носишь, —
России сын ты молодой,
Ты, новый вестник, все отбросишь,
Счастливо став в кадетский строй.

Тебе спасать страну придется,
Разруху всю в ней удалить.
В тебе героя сердце бьется
Позор семи десятков смыть.

Шагай счастливо в путь нелегкий.
В тебе мы видим новый свет,
Кадет Руси, ведь ты далекий
От стариков кадет прими привет.

Там на Дону или в Сибири,
Где Каледин, Корнилов иль Колчак
На поле брани жизнь отдали,
Там светит, светит вам маяк.

Там в старину в борьбе кровавой
Легло и множество кадет,
Спасая честь России славной,
Врагам народа дав ответ.

И вот одним из тех, кто, рискую жизнью, "Спасал честь России славной", был Николай Александрович Белозёров (на съезде не присутствовавший). Но как же неуютно было казаку, сибирскому кадету и балканскому корпуснику Белозёрову в шкурлинско-тетеновском паучьем гнезде, которое эти негодяи дерзнули обустроить в священном Джорданвилле!!!

Да и на том же XIV съезде в Танерсвиле произведён был по заказу КГБ гнусный демарш Исакова-Андрушкевича. Призыв установить в России диктатуру! Это было одно из звеньев ЗАГОВОРА против Белого движения.

Однако ж, самого худого Белозёрову увидеть не довелось...

«Несмотря на свой возраст монах Алексий до самого последнего времени одним из первых приходил в храм на полунощницу в 5 часов утра и посещал все положенные богослужения. В последнее время ему уже трудно, а зимой из-за льда и опасно было ходить через двор в храм, но послушания своего он не оставил. (....) В последний день своей земной жизни о. Алексий, как обычно, вышел утром на послушание. Перед обедом вернулся в келию, прилёг и тихо отошёл ко Господу. Так и нашли его в келии после обеда: облачённым в подрясник и препоясанным, как бы готовым в любую погоду встать и идти на святое послушание.» — пишет монах Всеволод...

Инок Алексий Белозёров скончался 6 октября 2000 года, в Свято-Троицком монастыре Джорданвилля, в возрасте 95 лет.

«Согласно чину отпевания, в гроб полагается земля и вливается елей. В своё время о. Алексий увёз из России горсть русской земли, взятой около Свято-Никольского Войскового казачьего собора города Омска. ИМЕННО ЭТА земля была освящена и высыпана ему в гроб. А елей, использованный при отпевании, был прислан Алексию из Сан-Франциско, из лампады от раки Свят. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Честные останки о. Алексия были погребены на монастырском кладбище.» — пишет монах Всеволод.

В неопубликованных мемуарах Николая Александровича Белозёрова есть такие строки:

«Прошли десятки лет, в течение которых враги России, да и сами россияне со звериной злобой борются с верой народной, разрушают храмы. Но верю, что Господь простит отступление наших дедов и отцов, и снова наша родина будет Домом Пресвятыя Богородицы...»

Однако, 24 октября 2001 года, то есть через год после смерти инока Алексия Белозёрова, Лавр Шкурла произвёл свой дворцовый переворот, в угоду врагам России: Ридигеру и Путину. Похитил митрополичий престол у Владыки Виталия Устинова. И как откровенно выразился Лавр Шкурла, выступая на торжествах в Курске:

— Делу соединения церквей препятствовала старая эмиграция, к которой я не отношусь. У её представителей очень распространено настроение недоверия к советской власти, и тому, что с ней было связано. Трудно было переубедить их в психологическом плане!

И далее, в 2006 году, Шкурла "благословил своею властью" подлое убийство последнего легитимного Первоиерарха РПЦЗ Владыки Виталия Устинова, старого эмигранта, сына доблестного морского офицера. А 17 мая 2007 г. состоялось торжественное завершение процесса капитуляции синода Русской Зарубежной Церкви, который вошёл в состав РПЦ МП на ЕЁ безбожных условиях.


*  *  *

На конверт или на обёртку бандеролей Николай Белозёров в 1991 — 1992 годах неизменно приклеивал свои визитные карточки.

И я храню их как драгоценные реликвии...

* * *

Текст включён в книгу: Кирилл Козубский «Белозёровский сборник» (Кимры, 2023)


Рецензии