Отличия научной эсхатологии от религиозной

Научные, то есть, проверенные и доказуемые знания, дают учёным пищу для конструирования будущего. На основании данных геологов, биологов, генетиков, антропологов, историков, климатологов, астрономов, физиков, а также специалистов других дисциплин при поддержке математики строятся теории эсхатологического характера. В чем их отличие от множества религиозных учений о конце света?

Во-первых, научной эсхатологии от силы лет двести, а религиозная уходит вглубь тысячелетий. Но данный факт не есть свидетельство превосходства религии над наукой, развитию которой религия активно, долго и тщетно сопротивлялась и, наконец, практически сдалась.

Во-вторых, научные теории строятся на фактах, а не домыслах. Религиозные концепты это мифология, созданная на экспорт для массовой аудитории древними представителями эзотерических доктрин с целью получения преимуществ их этносами за счёт изменения группового поведения через индивидуальное путем контроля сознания религиозными постулатами, в нем культивированными.

В-третьих, религиозная эсхатология существенно вариативна, хотя поздние концепции отчасти наследуют элементы ранних, научная же стремится свести все известные теории к некоему единству, в котором факты из разных областей знания согласовывались бы друг с другом. Сделать это довольно нелегко, поскольку требуется освоить огромный междисциплинарный массив выводов и учесть сложные взаимосвязи.

В-четвертых, многие научные теории носят вероятностный характер из-за недостаточной доказательной базы, постоянному притоку новых фактов, а также активного влияния в масштабе планеты человеческой деятельности на происходящее, но это влияние не кардинальное, и вся надежда на технологические прорывы. Поэтому научная эсхатология это совокупность переменных. А религии догматичны в своих пророчествах, поскольку первоисточники даже малейшему редактированию не подлежат.

В-пятых, научная эсхатология упирается в тотальную конечность человечества, никакого загробного мира, перерождения, чего бы то ни было сверхъестественного не предусматривает, не имея о его существовании ни единого факта. Этот момент способствует радикальной опасности такого варианта конца света, что называется, без шансов, а религиозные варианты имеют различные оптимистические лазейки или даже привлекательный многообещающий финал.

Наконец, наука, получая данные о возможных угрозах вымирания человечества, мобилизует учёных и все общество на активные действия по их предотвращению путем перелома тенденций, сдвигу сроков с целью выиграть время, переосмыслению мировоззрения, пересмотру ценностей, а религия ни к чему кроме упования на бога и методичному выполнению ритуалов верующих не призывает, хотя пытается вмешиваться даже в политику, располагая внушительным электоратом и доходами.

Некоторые учёные относят себя к приверженцам какой-либо конкретной религии, некоторые верят в какого-то незримого, абстрактного и непостижимого бога, как бы продолжая псевдоатеизм масонства, а в кристально чистом атеизме по политическим соображениям сейчас мало кто признается, это теперь не модно и не выгодно, к тому же способно вызывать дискомфорт.

Следует отметить, что масштабный глобальный ядерный конфликт, по мнению учёных, к концу света не приведет, хотя ущерб человечеству и биосфере нанесет колоссальный. Позавчерашняя новость о том, что в России на боевое дежурство встали ракеты Сармат, вероятность глобального ядерного конфликта с участием России в моем представлении снизила, а потенциальные агрессоры этого события ожидали давно.

Вчера по телеканалу Наука я ознакомился с прогнозом какого-то ученого-экстремиста, утверждающего, что через триста лет средняя температура на планете может достигнуть ста градусов, но механизма такого гиперболического потепления выступающий не раскрыл, да и в истории Земли ничего подобного даже близко не случалось. Максимум нагрев составит градусов пять-шесть, хотя и это станет грандиозной катастрофой.

Персональная смерть человеком не рассматривается в качестве конца света, это норма, за исключением преждевременной гибели, да и та на войне привычна. А вот полное исчезновение вида, по историческим меркам довольно молодого, это уже совершенно неприемлемое событие для всех. Но вот неандертальцы вымерли, а наши предки нет, так что возможен любой исход. Что помогло выжить нашим предкам, неизвестно, скорее всего, география. Может, и у наших потомков это получится, надо просто занять нужную геопозицию.


Рецензии