Ошибка Менделеева

   - Следующий вопрос, который нам предстоит сегодня с Вами обсудить – основные демографические явления и тенденции, оказывающие отрицательное воздействие на устойчивое развитие нашего общества и государства. Он заслуживает пристального внимания, хотя бы уже потому, что зная основные угрозы, можно пытаться предпринимать конкретные шаги по блокированию их возникновения, обеспечивать приемлемый уровень демографической безопасности. – сказал преподаватель.
   - Во многих странах наблюдается убыль населения. С этим ничего не поделаешь! – выкрикнул один из студентов, занявший галерку и чем-то сильно занятый.
   - Все согласны с этим тезисом?! – спросил Алексей Михайлович.
   - Нет! Страны очень разные и в экономическом, и в ментальном, и в демографическом плане... – включилась в начавшуюся дискуссию девушка с третьего ряда.
   - Интерес к проблемам народонаселения у политиков, у управленцев был всегда. Другое дело, что влиять на популяцию в целом, на процессы рождаемости, смертности, миграции населения довольно сложно. Однако в XX веке с развитием биомедицинских, социальных, управленческих, информационных и иных технологий в руках заинтересованных лиц появились новые инструменты. Результат применения некоторых из них налицо – сокращение численности населения во многих регионах мира. Для России вопрос народосбережения и увеличения численности населения с самого начала XXI века стоит очень остро.   
   - Почему? Разве нас очень мало? Что-то около ста сорока шести миллионов человек… – удивился грузный парень со второго ряда.   
   - Кто из студентов ответит одногруппнику? – поинтересовался Алексей Михайлович.
   - Как нам говорили на лекции, Россия среди стран мира занимает девятую позицию по численности населения и первую по площади. Также и по контролируемым ресурсам мы первые… Это не дает многим покоя, некоторых даже лишает сна. Отсюда пристальное внимание руководства страны к обеспечению национальной и иных видов безопасности. – констатировала староста группы.
   - Дмитрий Иванович Менделеев, обращаясь к потомкам, писал: «Судьба России определяется природой страны и ее населения, положением ее в среде других народов, нравами и привычками всех ее жителей…». И еще одно очень важное его высказывание: «Исторические интересы должны стоять при обсуждении судеб страны на первом плане». – процитировал мысль ученого педагог.
   - Он же химик! Разработал периодическую систему химических элементов. При чем здесь государство, общество? – вновь включился в беседу наш Серега, заранее занявший хорошую позицию на галерке.
   - На наших лекциях мы упоминаем Менделеева как известного экономиста, демографа, социолога, обществоведа. Многие научное наследие Дмитрия Ивановича связывают лишь с Периодической таблицей элементов… Вы, полагаю, Сергей Иванович, на нашей последней лекции не были? – строгим голосом спросил Алексей Михайлович.
   - Был. Прослушал видно… – попытался оправдаться студент.
   - Дмитрий Иванович, проанализировав большое количество демографических показателей, пришел к следующему выводу: «Россия конца XIX века – это прогрессивный, растущий тип возрастной пирамиды населения». Менделеев также утверждал, что в России вопросы прироста населения должны занимать первое место. Этот индикатор может рассматриваться как основной при оценке качества государственного устройства страны. Он также провел расчеты, согласно которым население России к XXI веку должно превысить полмиллиарда человек! А нас сегодня в три с лишним раза меньше… Неужто ученым была допущена грубая ошибка в расчетах?!
   - Алексей Михайлович! Можно я отвечу?! – стала активно напрашиваться на ответ девушка с первого ряда по имени Азалия.
   - Попробуйте. Мы внимательно слушаем Вас. 
   - Наш Президент Владимир Владимирович Путин в одном из своих выступлений в качестве основной причины демографического кризиса назвал два распада страны: в начале и в конце XX века.
   - Действительно, такие кардинальные изменения не могли не повлиять на рождаемость. Следствием серьезных политических и социально-экономических потрясений являются: рост смертности, снижение рождаемости, эмиграция. Есть еще какие-нибудь мысли у группы?
   - Огромные потери народонаселения во время Первой и Второй Мировой войн! – сказала староста.
   - Несомненно! Речь идет о десятках миллионов наших людей! Однако нам не хватает сотен миллионов! Должны быть еще причины, факторы, которые не могли быть учтены Менделеевым при моделировании, производстве им своих расчетов. Кто их назовет? – задал очередной вопрос преподаватель группы.
   - В XX веке вдруг рожать женщины перестали… – заявил Серега с галерки.
   - Наблюдаю неподдельный интерес Сергея Ивановича к теме нашего сегодняшнего занятия. Действительно, рождаемость падает многие десятилетия. Коэффициент рождаемости сейчас ниже буферного. Он должен быть хотя-бы 2,1-2,3. Почему так происходит? Уважаемые студенты! Слушаю Вас.
   Из разных уголков учебной аудитории стали называться следующие причины: индустриализация, урбанизация, снижение количества сельского населения, рост занятости женщин в экономике, низкие заработки мужчин, аборты…
   - Кто произнес слово «аборты»?! – строго поинтересовался Алексей Михайлович.
   - Я! – тихо ответила наша Варя.
   - Аргументируйте свою позицию.
   - Я слышала, что в России ежегодно совершается около полумиллиона абортов. Раньше их было еще больше. Сто лет назад были разрешены аборты по желанию женщин. Они быстро стали основным методом регулирования рождаемости в Советском Союзе. В девяностые годы XX века пришли в Россию и другие контррепродуктивные технологии.
   - Варвара! Вами верно указана и одна из причин подрыва репродуктивного потенциала нации, и сам масштаб проблемы. Вот Вам и сотни миллионов неродившихся детей! Вот Вам и цена конкретного политического решения, цена допущенной когда-то ошибки! Или такое решение было осознанным?! Выпустить джинна из бутылки большого труда не составляет…
   - Что же теперь делать?! – начали наперебой задавать вопросы многие девушки нашей группы.
   - Пора, наконец, разрабатывать и начинать реализовывать долгосрочную демографическую политику государства российского. Права на ошибку у России-Матушки больше нет. Отдельный ученый, какой-бы он известный не был, имеет право на ошибку, а государство – нет. – ответил Алексей Михайлович.

               
                сентябрь, 2023


Рецензии