Открывая наследие прошлого

"УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ, КАК О ПОРТАЛЕ, ОТКРЫВАЮЩЕМ ВРАТА В ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ".
(Традиция магического слова в культуре человеческой цивилизации: от Бхартрихари, Абхинавагупты и Гераклита - до
Ал. Потебни и А. Лосева).

Слово может пониматься в двух смыслах. Во-первых, как" знак", указывающий на что-то. И, во-вторых, как сама в себе вербальная целостность, обладающая собственной энергией и поливекторностью значений. Первое значение связано со вторым степенью и глубиной погружения в человеческую психику.
Попадая в поле сознания человека, любой объект, любой факт, любое явление окружающей среды становится "знаковым сигналом". Сознание человека изначально функционирует, как механизм производства "знаков". Но уже с самого начала это производство "знаков" сопряжено с производством "слова". Самое первое определение "слова" есть то, что оно является "знаком".
Но "слово-знак" погружено в два взаимопроникающих и взаимодействующих измерения нашего сознания. Одно из этих измерений - человеческая психика, а другое - социальная среда человеческого общения. Социум - это та среда, где "слово-знак" превращается сначала в "слово-смысл", а затем - в "слово-образ", и - последовательно - в "слово-символ" и, наконец, в "слово-имя" (в Лосевском понимании).
Но что такое слово само по себе? Это - пустой звук. Значит, оно что-то еще содержит в себе. И это что-то есть "предмет", который вне нас, вне нашего сознания и который так и остается вне нашего человеческого существования. Но что-то из этого "предмета" сознание взяло в себя и закрепило в форме словесного обозначения. В слове "предмет-объект" находит свое бытие, становясь "вещью". Делая "предмет" словом, мы усыновляем (или удочеряем) его. Он становится частью нашей личности, т. е. вещью. Как выразился по этому поводу академик А. В. Смирнов: "Вещь - это то, что может играть роль субъекта в субъект-предикатном высказывании. Чтобы получить вещь, чтобы начать работать с нею, мы должны уметь построить субъект-предикатное высказывание. Мы должны включить вне нас находящийся и чужой нашей психике "предмет" в контекст нашего восприятия-переживания. Не надо забывать, что то, что мы назывпем "вещью", есть присутствие "предмета в нашей психике, в нашем ментальном мозговом пространстве. ("Философия сознания").
Слово, как смысловой сгусток психической энергии, творит вещь. Начиная с младенчества, ребенок окружен вещами быта, которые открываются его сознанию через их название, т. е. словом и в слове. Это обозначение того, что наше сознание выхватывает из потока нейтральной, окружающей нас действительности, становится тем, что мы понимаем и принимаем, как вещь. Мы забываем об этом первичном деянии нашего сознания. Мы говорим, что мы живем в мире вещей. Но это не так. Мы владеем лишь одним полюсом единой большой реальности. Второй полюс остается в "предмете". А вещь остается вещью, она тесно, кровно связана с нашим сознанием, с нашей личностью. "Вещь-слово" - живой элемент нашей психики. И он остается живым, пока живо слово само по себе, пока оно (слово) не изуродовано.

Откуда начинается поэзия? Поэзия начинается с интуитивного понимания факта "вещи", ее особого значения для нашего человеческого существования. В поэзии эта интуиция раскрыаант "вещь", как полноту мгновения бытия. В поэзии вокруг "вещи", как мгновенности бытия, теснятся другие такие же "мгновенности" обязательно данные, как "вещи", выраженные и закрепленные в слове. Они стремятся сложиться в тот неповторимый узор, который мы называем поэтическим текстом. Поэтический текст - событие духовной жизни человека, запечатленное для вечности поэтической речью. Неповторимость и единичность этого события, раскрывшего себя через особый поэтический язык - вот что важно для взгляда Вселенной в тебя, в твое существование. Через поэта Вселенная смотрит в саму себя - такую, какова она есть на самом деле, в своей живой, трепетной глубине. "Говори, чтобы я мог тебя увидеть" - эти слова принадлежат Сократу. Тайны языка и его высшей формы - языка поэтического - давно уже были раскрыты древними и не очень древними подвижниками. Раскрыты - и спрятаны, ибо человечество предпочитает язык знаковый, выхолощенный лингвистической "логикой" и просто языковой ленностью. Отрок Варфоломей не умел ни говорить, ни писать, ни разуметь речь людскую. По преданию, некий волхв, хранитель гиперборейского знания тайн языка, магически открыл юноше эти знания, и Варфоломей стал Сергием Радонежским. Поэзия - это та область человеческого духовного деяния, в которой оно (человечество) имеет возможность обрести и усвоить магию бытийной речи. Вот только вопрос: хочет ли оно этого? И - успеет ли?..


Рецензии