Язык как носитель мировоззренческих структур...

"ЯЗЫК - КАК НОСИТЕЛЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (антропного) КОСМОСА."
"ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК - КАК ЖИВАЯ ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ и СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ".

Мы живем в мире, обустроенном алгоритмом матрицы, субстанционально смыслополагающей всю мировоззренческую картину реальности. Это значит, что с точки зрения языка мы живем в мире существительных и примыкающих к ним прилагательных и глаголов. Исходя из того, что топология мира, его структуро-логическое оформление зависит от базовых смыслополагающих парадигм, мы можем сказать, что индо-европейский мир основан на интуиции "вещи", на ее субстанциальном онтологическом статусе. (О других парадигмах смыслополагания см. работы акад. РАН А. В. Смирнова - философа, лингвиста, востоковеда). Это значит, что мир делается осмысленным, как совокупность "вещей-субстанций". Это проявляется во всех сферах: наука, язык, быт, творчество. Мир для нас - это совокупность фактов, ситуаций, состояний, предметов. Человек индо-европейской культуры живет в этой "вещной" стихии, как рыба в своем водоеме.
Современные индо-европейские языки возникли в этой субстанциальной парадигме, в которой основным механизмом осмысления мира и самого себя явилось построение "субъект-предикатного высказывания". В этой "субъект-предикатной" парадигме формировалась личность индо-европейского человека. В ней же формировался и его взгляд на мир, как на континуум вещей и тел.
Русский язык, как наследник и наиболее полный выразитель корневого индо-европейского языкового мировоззренческого пространства, имеет уникальную историю, напоминающую захватывающий приключенческий роман. "Материнскими культурами" для русского языка являются два "культуростроительные" очага: первое - это Византия и ее духовное влияние (православие и мифо-поэтическое наследие), а второе - условно может быть названо "гиперборейским". О византийском влиянии на дух русского языка ярко высказался О. Мандельштам в статье "О природе слова":
"Русский язык - язык эллинистический. В силу целого ряда исторических условий живые силы эллинской культуры устремились в лоно русской речи, сообщив ей самоуверенную тайну эллинистического мировоззрения, тайну свободного речевого воплощения, и поэтому русский язык стал именно звучащей и говорящей плотью". И - далее: "Русская культура и история со всех сторон омыта и опоясана грозной и безбрежной стихией русского языка, не вмещающегося ни в какие государственные формы".
Через Черное море осуществлялась духовная связь со Средиземноморскими культурами. Это влияние и эта связь осуществлялась через "буферную зону" так называемой Киевской Руси (Киев - славянский вариант античного полиса). Историческая наука 20-го века слишком раздула значение этого "полиса", предав забвению мощную городскую культуру Северных Земель, сохранявших память о мифологических временах "Гипербореи". К слову сказать: "Старшая" и "Младшая" Эдды, как и фольклор западно-европейских народов были всего лишь периферией мощной "магической" культуры древнеславянского Севера русской (росской) территории. В культуре др. славянских волхвов долго хранились предания и знания "гипербореев" и - главное - язык, в его тайной магической функции, которая дала начало поэтическому, песенному языку. Тут к месту будет упоминание о том, что минуя южные "буферные" зоны (Киевская Русь и прикаспийская культура амазонок), связи между Озерным Севером и античным миром зафиксированы в древнейших мифах античной Греции. Речь идет о важнейшем мифологическом песонаже культурного пространства эллинов: о Апполоне. Апполон - это культурный герой античного мира, который явился с Севера, из мифической Гипербореи. Возвращаясь к нашей теме, можно сделать вывод: в этом огромном культурном ареале набирал силу будущий русский язык. С начала возвышения Суздальско-Владимирского княжества он (русский язык) вступил в новую стадию своего развития. Контакты с культурами Великой Степи (см. работы Льва Гумилева) тоже сыграли свою определенную роль. В то время, как древнейшая корневая форма славяно-русского языка законсервировалась в индийских Ведах (в языке - санскрите), дав начало Веданте - наследнице Гиперборейских знаний, в Московском княжестве, а затем в Московском государстве шло становление нового по культурологическому качеству языка. Русский язык становился смыслообразующим фактором русской диалогической и полифонической Культуры, обладающей способностью объединять другие культуры, не перечеркивая их, а создавая новое поли-этническое пространство межнационального современного мира.
Русский язык стал языком поэзии и прозы мирового значения. В нем скрыто сохраняются еще не использованные возможности. Он хранит в себе родовую память уходящих в прошлое эпох. "Красота спасет мир". Это так. Красота пришла в мир с появлением в древнем человеке эстетического сознания. Но как ее можно ощутить, как пощупать и увидеть? Она неуловима, но притягательна. И она может быть ухвачена только языком - в его форме поэтической речи. Миф не умирал. Меняя формы своего проявления, он сопровождал человека во всей истории его культурного развития. Российская поэзия 20-го века вытащила его из сумерек экзотического феномена прошлого. Современное понимание мифа раскрыл Ал. Лосев, показав, что миф является необходимой составляющей человеческой личности. И дом, в который вернулся миф, это и есть поэтический язык, который в наше время требует защиты и любви. От "Золотого" и "Серебрянного" веков, от скрытых посвященных: И. Анненского, М. Цветаевой, В. Луговского, Б. Ахмадулиной он дан нам, как драгоценный дар, который так просто не дается в руки. Как в сказках - герой должен пройти испытания, чтобы добыть золотые яблоки поэтического огня...


Рецензии