Существует ли в поли-языковом пространстве...

"СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ПОЛИ-ЯЗЫКОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОБЛЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЯЗЫКОВ, СУБЪЕКТИВНО ОСОЗНАВШИХ СЕБЯ, КАК САМОЦЕННОСТНАЯ КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ"?

Давно известно, что в языке находит свое выражение и воплощение духовная сущность народа, своеобразие и неповторимость этой сущности. Язык сохраняет историческую память национального характера и быта. Язык является вербально-смысловым "ландшафтом", в границах которого осуществляется национальное самосознание народа.
Деградация и исчезновение одного какого-либо языка обедняет духовную реальность общечеловеческой культурной целостности, выводя из процесса эволюции человечества какую-то неиспользованную возможность в создании Планетарного Разума. Это касается как "малых", так и "больших" языков. Какое бы место они не занимали в палитре языковой мега-культуры, они являются органами одного единого организма. Потеряв один какой-нибудь, даже незначительный, орган, организм наносит себе непоправимый вред.
Проблемы всегда возникают, когда нет четкого осознания и четкого смыслового определения так называемой "проблемной" ситуации. В свое время на это указал Конфуций в своем тезисе о "исправлении имен". Когда спутаны имена и понятия, когда они применяются не там и не к тому, к чему должны были бы применятся, - тогда наступает хаос. А хаос чреват социальными потрясениями. Последние 60 лет истории России дают богатый материал для осознания этого факта.
Язык (языки) обладает достаточной онтологической мощностью, чтобы привести к равновесию возникшие негативные флюктуации. В чем же "проблема"? А проблема в волюнтаризме, направленном "сверху" на живое функционирование языковой действительности. Высшая и действительно реальная форма существования языка - вербальное искусство (поэзия, проза и т. д.) Болезнь и умирание языка прежде всего проявляются в этих сферах. В чем же заключается пресловутый "волюнтаризм"? Общая культурно - социальная атмосфера и практика насаждения идеологии "цифровой парадигмы" в основы мировоззрения - во-первых, - и подход к творческим процессам, как к "бизнесу" - во-вторых. В наше время это есть формы политизации и идеологизации этой тонкой сферы человеческого бытия. Духовная деятельность (не как постулат, а как реальность человеческого бытия) вынесена за скобки интересов общестаа и государства. Все это имеет прямое отношение к теме общения национальных языков. Может быть, дело в том, что общения-то и нет? Как нет вообще общения хоть как-то существующих творческих "субъектов"? Мероприятий много, а телега языковой культуры застряла в размокшей коллее этого странного времени...
Пора заняться "исправлением имен". Пора каждому явлению дать его имя. Пора вспомнить, что язык - это не "криптоволюта" псевдосуществования. Язык - это живой поток становления человеческой личности. В синтаксисе, в фонетике, в лексике разворачивается живое движения языка, который есть цветущая крона древа, корнями уходящего в природный ландшафт много- векторной реальности биосферы. Мы живем в эпоху болезни языков. Всех языков. Наступит ли пробуждение от морока "нави"? Проблема общения - существует ли она, или это просто выдумка досужего рассудка...


Рецензии