Благовестие от Мераба Мамардашвили

"БЛАГОВЕСТИЕ от МЕРАБА МАМАРДАШВИЛИ
о ЧЕЛОВЕКЕ".
(25 ноября 1990 г. не стало Мераба Константиновича Мамардашвили. Это был один из последних "могикан", кто серьезно задумывался о смысле появления человека во Вселенной. Он был одним из тех, кто ясно ощущал, что человек висит над бездной. Когда читаешь его размышления, два чувства передаются тебе: страх и надежда...)

Есть два вида бытия: "бытие-существование (выживание)" и "бытие-понимание (осмысление)". Это - разные уровни, разные масштабы человеческой самореализации. Феномен
М. Мамардашвили - это феномен человека, осознавшего, что бытие ускользает от него, и испугавшегося этим, и яростно ставшим пытаться задержать его, снова привязать его к себе. Каким образом? Мысль, выраженная словом, мысль, одетая в наряды фраз, (неважно, какая она - философская, поэтическая или даже примитивно эмпирическая) - вот что вытаскивает человека из туманной бездны бездумного предсуществования. "Дорога в никуда" - вот печальный итог 20 века. "Бог умер!" - предрек Ницше в конце века 19-го. 20 век начался ярко, талантливо, бурно. И начался он разрывом времен. И в этом была тайна. И эта тайна осталась неразгаданной. Какой он - человек начала 21 века? На краю какой пропасти он стоит? Мамардашвили стал говорить об этом. Его Пруст, его Кант, его Декарт - это его личные формы попытки задержать в себе себя, как человека, как личность.
Мамардашвили: "Человек естественным образом не существует, феномен личности не рождается, он появляется лишь во втором рождении, во втором плавании (выражение Платона)... Все человеческие явления не существуют сами по себе, они не могут длиться сами по себе" ("Лекции по современной философии") Они уплывают, гаснут и, если сравнить их с огнем, потухают, не подбрось в него поленья. Человек повседневный - это человек "по замыслу", но не "по сути". Второе плавание есть какой-то особый акт - "акт собирания своей жизни в целое, собирание своего сознания в целое в том смысле, в котором это слово применяется к художественному произведению" (Мамардашвили). Человеком можно быть, - говорит М. Мамардашвили, - только преодолевая в себе несовсемчеловеческое "по течению". "Личность - это некоторая особая структура в человеке, которая создается особым актом и особым переживанием" (М. Мамардашвили).
Проговаривая себя, человек реализует себя в своей речи. Формы и уровни проговаривания могут быть различны - от простой болтовни до сложных философских и поэтических актов. Язык - это не изобретение человека. Язык - это изобретение эволюции. "В гении нашего языка содержатся ответы на большее число вопросов, которые мы могли бы задать, и в гении нашего языка содержатся ответы на вопросы, которые нам никогда не придет в голову задать". (М. Мамардашвили, Очерки по современной филисофии). Есть философия и есть поэзия - две области духовной деятельности человека. Их человек использует в попытках разгадать свою тайну и свое будущее. И эти области немыслимы и невозможны без языка. А лоно рождения языка - поэзия. "Язык поэзии, как средство поэзии, как стихия поэзии, отличная от языка, как средства общения, и от понятийного языка философии, есть такое магматическое состояние языковой материи, в котором уже содержится все то, что есть в наличии в мире, и все средства, чтобы эту наличность выявить, описать и реализовать средствами языка в его поэтической функции" (М. Мамардашвили: "Эстетика мышления").
Поэзия в своей окончательной глубине и значении - неопределима. Поэзия ускользает от четкого научного определения, как капелька ртути, упавшая на поверхность. Попробуй, возьми ее, поймай! Все груды определений поэзии, какие бы глубокие и оригинальные они не были, остаются определениями, то есть тем, что "магматическому" языку поэзии чуждо. Как можно поймать ртуть? Только став ртутью. Поэт Рене Шар так сказал о поэзии: "Поэзия есть реализованная любовь к желанию, оставшемуся желанием". Настоящее произведение искусства - это сам автор, ставший капелькой ртути. Конечное, смертное существо "человек" мыслит, т. е. пытается овладеть тем, что скрывается за словесной формой языка. И М. Мамардашвили, поднимая свой взор выше мышления философского, признает, что высшая форма мышления - поэтическая речь, осуществляющая себя в поэтическом тексте. Процесс создания себя самого, процесс закрепления себя самого в бытии, осуществляется в языке и особенно в его высшей форме - поэтической. Об этом говорит М. Мамардашвили, когда пытается донести до слушателей и до читателей свою мысль о необходимости повторять усилия в попытках вырваться из смертного, профанического существования.
"На рубеже веков (19-20) происходил какой-то очень существенный перелом культур, очертания которого нам еще не ясны, п. ч. он имеет более крупный масштаб, чем наш индивидуальный опыт. Смысл происходящего теряется где-то в тумане будущего, и мы еще не очень хорошо знаем, что с нами происходит". ("Лекции по современной философии"). Порвалась связь времен, разлом культур еще не выявил ясно всю опасность и трагичность происходящего. Мы еще живем в этом разломе. Об этом - все философствование, все пророчество Мамардашвили. Не прекращай усилий. Прими язык, как путь в будущее. Потому что в нем (говорит М. Мамардашвили) - и смерть человека. Эволюция биосферы создала язык. И это попытка самой биосферы шагнуть в будущее.


Рецензии