Духовная Гиперборея

Отрывок из работы "ДУХОВНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ". (Сознание, язык, мир).

Энергетика Биосферы - природное состояние энергии жизни. Энергетика человека - во всех формах его деятельности, но особенно в формах духовной самореализации - это трансформация энергии Биосферы в производство смысловых структур.
Поэтические тексты (а таковыми могут быть признаны все формы искусства, как знаковые смысловые структуры) есть фиксация состояний жизни в полноте ее событийной мгновенности. Произведения искусства несут в себе законсервированную память о древних инициационных ритуалах и оформляющих эти ритуалы в вербальные тексты мифах. Поэзия представляет собой родовую память человечества о алгоритмах творения человеческой формы жизни.
Все живое стремится остаться живым, продлить свое существование, защитить себя от опасностей, которые угрожают ей от косной, инертной материи. Наличие этого основного инстинкта и отличает живую материю от косной. Объективированное в слово сознание стало фактором, поставившим человека на новую ступень эволюции Биосферы. Человек - это существо не только обладающее сознанием, но и практически владеющим его потенциальной силой. Все живое - сознательно. В растительном и животном мире сознание находится в связанном виде. Дерево, цветок, травинка - тоже сознательны и потому живы. Отделение животворящей силы сознания от "тела-носителя" означает отпадение тела от сферы жизни. Сознание ускользает, покидает тело, возвращаясь в океан глобального, трансцендентного "нечто". В человеке сознание получило возможность явить себя в формах духовной деятельности, закрепиться не только в "физиологии", но и в каком-то новом измерении человеческого бытия. Это случилось потому, что через человека явился миру язык. И именно в поэзии сознание стремится к окончательному освобождению, к явлению себя, как силы космологического творения.
Что такое "сознание"? И что такое "жизнь"? Наука вроде бы много сказала об этом - не сказав ничего. Но об этом говорит поэзия, реализуя в себе и сознание, и жизнь, и их единство. Сознание и жизнь - это одно и то же. Но это - лишь вершина айсберга, освоить который предназначен человек.
Человек остался существом животного происхождения. Но в нем появилась возможность выйти из этого, замкнутого в Биосфере, круга неразумности существования. Эта до-человеческая "неразумность" Природы тянет его назад - в симбиоз с материнским лоном Биосферы. Эту борьбу нового со старым миф запечатлел в изваяниях Минотавра (человек с головой быка) и Сфинкса (лев с головой человека). Человечество прошло через миф, через мифологическое структурирование своей психики - и это легло в основание человеческого Разума. Через миф в человеке осуществилось и продолжает осуществляться - ибо миф не умер! - то, чего иначе не могло бы быть.
Тотем, ритуал, миф, магия, словесные формулы заговоров и - дальше - формы фольклора существуют и сейчас, но только они трансформировались в поэтические фигуры тропов, метафор, образов, символов. Они скрыто хранят в себе тайны "действия", тайны реализации человеческого предназначения. Появились "понятия" - определенные мыслеформы. Это - сфера философии. Понятие - значит понять, разобраться с "непонятным". Для "первобытного" человека все было понятно - в том смысле, что он был естественным существом в естественной среде обитания. То, что мы сейчас назвали бы "непонятным", тогда было вполне понятной "тайной". Эта "тайна" ассимилировалась тем магическим сознанием и превращалась в действие, которое понималось им, как некая "символическая", но реальная связь своего бытия с бытием Природы. Это был мир "богов-смыслов", мир мифов, мир пралогического мышления и мировидения. И все это было колыбелью человечества.
С появлением "понятий", с появлением категориального мышления, с появлением логики, как механизма выстраивания смысла, в мире появилось "непонятное". И только поэзия хранит в себе "тайну" - как способ и форму истинного познания Большой Реальности пока невидимой человеку Вселенной. И только поэзия является тем способом, которым человек может придти к самому себе - как существа, учавствующего в работе по эволюции Мироздания.
Вот он, росток, он появился, он еще слаб, и его надо охранять и беречь. Этот росток - поэзия в ее высшем накале поэтической, творящей бытие речи.


Рецензии