25. Вождь народов

Сталин давно умер, но именно о нем хочется сказать, что и сегодня он - живее всех живых. И это несмотря на обвинения Хрущева в культе личности, несмотря на то, что мертвое его тело было выброшено из мавзолея, несмотря на все разоблачения наших демократов и либералов. Когда начали уличать Сталина в каких-то огромных, нечеловеческих репрессиях, то народ замолчал и задумался, но интуитивно эти домыслы отмел, и все вернулось на круги свои.

В 21-м веке уважение и даже преклонение перед личностью Сталина стали вновь в народе доминировать. Похоже, что наши демократы и либералы локти себе кусают, как же так, старались-старались, и все впустую! И это несмотря на то, что уже немногие сталинские времена помнят и все-таки остались в закромах памяти, почти что в подсознании впечатление о силе, мощи, необыкновенной мудрости этого человека.

Описывая историю жизни выдающихся людей 20-го века удивляешься тому, что наша творческая интеллигенция, эмигрировавшая из России в годы ленинского террора, в сталинские времена стала постепенно в страну возвращаться. Сочувствовавший идеям революции и способствовавший ее наступлению всемирно известный писатель Максим Горький, наблюдая послереволюционные деяния ленинской гвардии, с ужасом от большевиков отшатнулся. Он покинул Россию и поселился в Италии. Однако приехав в Россию в 1928 году, Горький увидел совсем иную страну, руководимую Сталиным, преисполнился уважения к вождю и стал его верным другом и последователем. И в 1932 году окончательно вернулся в сталинский СССР, возглавил Союз писателей и стал основателем социалистического реализма.

Личным другом Сталина стал дворянин, граф и великий писатель Алексей Толстой, который тоже вернулся в Россию в 1923 году, несмотря на все "страшилки" друзей-эмигрантов. О вожде он отзывался так: «Я восхищен Сталиным и все больше проникаюсь к нему чувством огромного уважения. Мои личные беседы со Сталиным убедили меня в том, что это человек исключительно прямолинейный».

Поддержку Сталина ощущал писатель М.Булгаков, который в критических ситуациях обращался к нему лично и всегда получал помощь. И даже приговор Мандельштаму, был смягчен, благодаря заступничеству Сталина. Репрессиям и тюремному заключению подверглись Николай Заболоцкий и Ольга Бертгольц, они возненавидели своих тюремщиков, но светлого образа Сталина это почему-то не коснулось. Оба продолжали отзываться о нем с огромным уважением. Шолохова возмутило то, как проходила коллективизация на Дону, однако он, тоже, в первую очередь, за помощью и заступничеством обратился к Сталину, считая его справедливым и мудрым правителем. Александр Фадеев Сталина просто боготворил. Неужели же все эти высокого полета интеллектуалы просто лгали и льстили? Вряд ли, ведь могли же они не возвращаться в Россию или же уехать снова за границу. Сам Сталин предлагал Булгакову уехать за границу, когда тот попросил содействия, но тот оставить Родину отказался.   

Эмигрант Иван Бунин, ненавидевший большевизм, сам себе удивляясь, писал в дневнике в дни Тегеранского совещания: «Нет, вы подумайте, до чего дошло — Сталин летит в Персию, а я дрожу, чтобы с ним не дай Бог чего в дороге не случилось». Неужели и эти слова - ложь? Хотя, чего Бунину было бояться, он ведь находился в эмиграции, в Париже?

Что же такое было в Сталине, что несмотря на проводимую им жесткую внутреннюю и внешнюю политику, он вызывал всеобщее уважение и даже восхищение? Возможно, что объяснение этому мы можем найти в книге наших современников, Сергея Магнитова и Олега Матвейчева "Контрреволюционер Сталин" (2023).

***
Сталин  фигура сложная, даже загадочная. Он внешне позиционировал себя как последовательный марксист-ленинист, претворяющий эти идеи в жизнь. А на деле не ладил с Лениным, а после его смерти постепенно оттеснил в сторону ленинскую гвардию и стал строить страну исходя из собственных убеждений, очень далеких от марксизма-ленинизма. Есть свидетельство Суслова, идеолога позднего Советского Союза, который прекрасно знал в молодости Сталина и общался с ним. Суслова поразило то, о чём он и написал, что у Сталина к Ленину было враждебное отношение. Он предполагал, исходя из курса истории ВКП(б), что Сталин – это продолжатель дела Ленина, но на деле оказалось не так.

Действительно, в своих выступлениях и статьях Сталин всегда возвеличивал своего предшественника и объявлял себя лишь скромным «продолжателем дела Ленина». Свою же роль описывал всего лишь как преемника и охранителя, стоящего на страже, чтобы созданное Лениным не разрушили. Эта скромность Сталина несомненно является свидетельством большой, по-настоящему великой внутренней силы, скромность, которая всегда есть признак великих людей.

В истории СССР каждый последующий властитель обливал грязью предыдущего - Хрущев- Сталина, Брежнев - Хрущева, Ельцин - Горбачева. Мы видим только несколько исключений за всю российскую историю. Например, тот же Путин не дает растерзать память Ельцина, причем мы все прекрасно понимаем, кто такой Ельцин, какова его роль в судьбе России. Тем не менее Путин не хочет продолжать эту традицию оплевывания. Нужно, чтобы мы уважали сами себя. Ельцин – это мы – в тот момент, опустившиеся, заблудшие. Был у нас такой период, и мы сами должны из него уроки извлекать, а не искать виновных.

После большевистского переворота в октябре 1917 Ленин точно также как многие другие, оплевывал Российскую империю, которая была объявлена отсталой и убогой. Он положил все сила на ее разрушение, а также на физическое уничтожение мыслящего слоя России - ее интеллигенции, дворянства, священников и купечества. Они были объявлены контрреволюционными классами и подлежали полному уничтожения. Ленин и Троцкий вогнали процветающую Россию в полную разруху, а ее оставшееся население в голод и вынуждены были отступить, то есть объявили НЭП. Между тем Ленин стал сдавать, застарелый сифилис разрушал его организм, и с 1922 года он большую часть времени находился на лечении в Горках.

Сталин в результате интенсивной внутрипартийной борьбы сумел сместить Троцкого с ведущей роли и выслал его из страны. Троцкий в те годы пользовался огромным влиянием, его статус был даже больше, чем у Ленина. Он был лидером III Интернационала и воспринимался внешним миром, как вождь Мировой Революции, тогда как Ленин считался теоретиком и вождем революции Русской.

Почему же Троцкий, имея почти полную власть, проиграл Сталину, у которого власти, по меркам Троцкого, просто не было. Высказывается точка зрения, что причиной этому стала судьба царского золота, 640 тонн которого в Казани отвоевал и передал Колчаку Каппель. Каппель за золото получил от Колчака генеральское звание. Золото стало обменным ресурсом для Колчака. Но после неудачных сделок, потерь, воровства чехов и дележа золота с большевиками, значительная часть золота попала под контроль Троцкого, который распорядился им довольно подозрительно. Он провёл решение о покупке паровозов в Англии и Швеции, отдав им почти сразу 200 миллионов золотом.

По тем временам – огромная сумма, четверть бюджета страны. До сих пор сделка замалчивается. Она была завершена в 1927 году, то есть в момент опалы Троцкого. Формально этим занимался некий Ломоносов с полномочиями от Совнаркома по закупкам за границей. Для Троцкого переправка золота за рубеж под любыми предлогами была делом важным и принципиальным.

По-другому, действовал Сталин. Вот информация из Википедии, которая при всех сомнениях имеет многие подтверждения (например, оплата золотом ленд-лиза в войну): «С приходом к власти Сталина золотой запас СССР стал быстро расти, и к 1941 году составил 2800 тонн, достигнув исторического максимума. Вторая мировая война и ускоренное восстановление страны после неё существенно этот запас истощили, однако далее он вновь стал расти, составив к моменту смерти Сталина в 1953 году 2500 тонн». Это показывает метод Сталина действовать в борьбе на контрасте: Троцкий выводит русское золото, я – накапливаю.

Еще один важнейший вопрос, по которому произошло размежевание Сталина и Троцкого - это вопрос о сохранении России или же об отдаче ее в горнило мирового путча. Сталин стоял на первом, а Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и Бухарин были убежденными сторонниками мировой революции. Взяв власть в свои руки, Сталин повел страну совсем не в том направлении, куда указывали эти деятели, а вместо этого стал возрождать и усиливать Российскую державу.

***
Показателен в этом смысле и вопрос о создании СССР в 1922 году. Советский Союз, конечно, появился не на пустом месте, а на огромной российской территории, заселенной народами, которые многие годы жили в едином Отечестве. И создавали это Отечество не коммунисты, а русские князья, цари и императоры. Российская империя была сверхдержавой и под закат своего существования входила в пятёрку самых могущественных стран. Таким образом, СССР - это не особая страна, а та же Россия, только с отличной от предыдущих властей идеологией.

С августа 1922 года в Кремле начала работать комиссия, которая должна была определить общее будущее разобщенных советских республик. Председательствовал Иосиф Сталин — нарком по делам национальностей. Он выступал за вхождение всех республик в состав РСФСР на правах автономии. Однако ярым противником автономизации оказался Ленин, он даже обвинил Сталина в "великорусском шовинизме". Ленин предлагал создать «новый уровень» федерации, в котором РСФСР будет формально иметь равные права с другими республиками, имевшими к 1922 году независимый статус. Несмотря на скверное самочувствие, в этом вопросе Ленин оставался непреклонным. Границы между республиками им «нарезались» порой весьма произвольно. Судьбу спорных территорий Ленин старался решать как можно быстрее, чтобы прекратить распри. Вот таким волюнтаристским решением Ленина Донбасс и Харьков оказались частью Украины еще в 1918 году.

18 ноября в «Правде» вышло программное интервью Сталина, в котором он объявил об образовании СССР. Можно сказать, что это было возвращение к старому, к "тюрьме народов", как после февраля 1917 называли Россию революционеры. Вместе с тем в сталинской итоговой Декларации об образовании СССР за каждой республикой признавалось право о выходе из Союза. Впрочем, этим правом никто не воспользовался вплоть до 1991 года.

30 декабря 1922 года представители четырех республик в московском Большом театре открыли I Всесоюзный съезд Cоветов. Ленин по болезни на съезде не присутствовал, но его избрали почетным председателем, а с докладом об образовании Союза Советских Социалистических республик выступил Сталин, подчеркнувший, что советская власть «становится серьезной международной силой».

***
До сих пор отечественные и западные аналитики поражаются невероятной результативности сталинской экономики в СССР. Они задаются вопросом, как это было возможно? В ХХ веке самый большой в мире рост национальной экономики на протяжении более чем 20 лет был достигнут именно в нашей стране в 1929–1955 годах (за вычетом четырех военных лет).
 
Строительство «социализма» Сталин осуществлял не согласно учению Адама Смита, а взял основные идеи у экономиста Баллода, который не к марксистской традиции. Согласно Баллоду не отрицается государство, напротив, оно является основным управленческим механизмом и организует всю экономику. А в традиции Адама Смита, в традиции глобализма, государство, как выразился один американский деятель, «должно быть таким маленьким, чтобы его можно было утопить в ванной».

В отличие от Маркса и Ленина, которые были материалистами (бытие определяет сознание), Сталин проявил себя как идеалист. Он был образованным человеком, обучался 11 лет в религиозных заведениях, в училище, а потом в семинарии, где учился на отлично. Обучение было строгим, Сталин вспоминал, что применялись прямо «иезуитские методы преподавания». Зато он выучил латынь и древнегреческий язык, прекрасно знал Библию, и следы этих познаний часто обнаруживались впоследствии в его речах и произведениях.

Сталин очень много читал, и классическую литературу и современную советскую. Многое в своей внутренней политике он почерпнул не у Маркса, а у Федора Достоевского. Помните, что писал Достоевский в "Братьях Карамазовых": «Нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе, призывает науку и утверждает, что причиною всех бедствий человеческих одно — нищета, борьба за существование, „среда заела“»... «На это Христос отвечал: „не одним хлебом бывает жив человек“»... «Дьяволова идея могла подходить только к человеку-скоту»... «Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрёт, с ума сойдёт, убьёт себя или пустится в языческие фантазии».

Вот на этом идеале, на жизни духовной и построил Сталин свою внутреннюю политику. Ему была важна идейная составляющая: рабочим говорили, что «рабочий класс – это гегемон истории, что наше государство – первое в мире государство рабочих и крестьян, которое, наконец-то, освободило нас от жёсткой эксплуатации, господствовавшей во времена царизма. Наши деды и прадеды были там рабами, а теперь свободный человек свободно трудится» и так далее. В реальности, понятное дело, крепостной крестьянин иной раз меньше работал, чем промышленный рабочий или тот же крестьянин за трудодни во времена Сталина.

При Сталине всячески поощрялось, как это раньше делала и церковь, безвозмездное дарение, героический самоотверженный труд, альтруистическое перевыполнение планов. Человек должен был продемонстрировать власть духа надо материей, покорить природу и самому быть непривязанным к материальному. Быть аскетом, как монах, помогать другим.

Там, где Маркс требует справедливого и эквивалентного обмена и оплаты за труд, уничтожение прибавочной стоимости, Сталин поощрял практику полного отчуждения этой прибавочной стоимости от её создателя в пользу коллектива, государства, общества. Покупай облигации, отдавай премии в фонд победы, ходи на субботники, жертвуй своим временем и жизнью, не прося ничего взамен! Сам Сталин дает пример со своей сталинской премией, взятой из его личных доходов… Ведь известно, что источником денег на премии являлись гонорары за издания трудов Иосифа Виссарионовича Сталина, в том числе за рубежом. На премии шла также основная часть зарплаты этого «кровавого» и «антинародного» вождя.

Ленин заявлял, что марксизм – это материализм, и это преподавалось в советских школах и университетах. Но сталинская практика была в том, что материя презиралась в лучших религиозных и идеалистических традициях. Накапливать, жить в комфорте, гнаться за вещами при Сталине считалось неприемлемым и буржуазным. Торжество разнузданного идеализма и презрения ко всему материальному как синониму именно буржуазности!

А вот история из моей жизни. Мне пришлось долгое время жить и работать в Европе. Как-то мне задали там провокационный вопрос: "А сколько получает врач в СССР?". Тогда я ответила то, что думала (в лучших сталинских традициях): "В СССР было стыдно гоняться за высокой зарплатой. Мы искали работу, на которой могли принести больше пользы обществу!! А о деньгах и материальном у нас думать было совестно!" Мои европейские коллеги сильно удивились, стали переглядываться и повторять мои слова. Но мне почему-то показалось, что они меня зауважали..

Но почему же миллионы людей, которые прошли немилосердный трудовой путь во времена Сталина, не считали, что их кто-то эксплуатировал? А по отношению к Сталину про эксплуатацию язык у подавляющего большинства населения страны не поворачивался вовсе! В чём же дело? Ведь по всем показателям, труд по 14 часов часто без выходных (к примеру, в войну) можно назвать эксплуатацией. Да ещё и в 4 раза меньше зарплата, чем за аналогичный квалифицированный труд на Западе…
Возможно, что «чистые» экономисты вообще не поймут секретов Сталина.
Сталин победил, потому что мыслил другими категориями, где вместо денег были иные формы вознаграждения. Он перевел неэкономические формы жизни масс в общий экономический драйв.

Он сумел напитать идеями миллионы людей, которые сворачивали за это горы, идя на неслыханные жертвы, часто на призыв помочь стране отдавали последнее. Он построил страну с идеологической мотивацией, приобщил миллионы людей к святой миссии и сделал миллионы людей религиозными миссионерами! Потому что он знал – потребность человека, в особенности русского человека, в приобщении к Высокой Миссии. И Сталин не искал этой технологии у Маркса, он нашел её в истории России – которая от начала и до сего момента, всегда, непрерывно была мессианской и миссионерской.

Сталин понимал и то, что воину и рабочему у станка не всегда нужна правда, а нужна вера. Почти религиозная. В себя, в страну, в лидера, в победу, в детей, в Бога, наконец. Что движет воина вперед? Он последним сидит в окопе с пустым магазином – на него надвигается строй нацистов. Правда проста: он один против всех. Что следует из этой правды? Иди – сдавайся? Но с Верой он примыкает штык к винтовке, стискивает зубами последнюю гранату и выходит из окопа. Один против всех. И сеет ужас в сердцах противника. А это и есть победа. И высшая правда.

Сталин это понимал, как никто. И именно за эту веру и верность, доверие к нему лично он поднял бокал после войны за русского солдата, знаменитый «тост за русский народ». Казалось, что он сам до конца не понимал, откуда взялась эта несокрушимая воля и вера в русском народе. Как так: во время наших самых тяжких поражений, когда в любой западной стране народ повернул бы свой гнев против власти, русский народ, напротив, оказал власти абсолютное доверие?! Невероятно!

***
Сталин относился к марксизму-ленинизму как человек, который понимал, что это просто набор догм, идеологем, проповедей и так далее, которые действительно нужно знать и применять на всех съездах, митингах, в своих работах, так же как это делали раньше священники с цитатами из Святого Писания.

Сталин вынужден был в силу обстоятельств вести двойную игру, на миру оставаясь революционером, на деле реставратором державы, строителем новой страны. Для доказательства мы конечно можем привести пример решительного роспуска Коминтерна и отказ от Мировой Революции, по отношению к которой Русская революция Октября 1917 была лишь фрагментом, первым этапом.

Решающим аргументом в деле понимания Сталина как контрреволюционера может стать Троцкий. Он целую книгу об этом написал – «Преданная революция». Само название говорит о том, что Троцкий писал обвинение. Но если посмотреть на книгу нашими глазами – так эта книга, по сути, восхваление Сталина как консерватора и реставратора империи.

Многие скажут, что Советский Союз был замечательным государством, там были Гагарин, победа и т.д., но ведь это к Ленину не имело уже никакого отношения. Нужно смотреть до 1922 года, в каком состоянии он нам страну оставил, а это время, вообще-то говоря, НЭПа, когда Ленин отступил от своих планов и, по сути дела, сдался. Он сказал, что это временное отступление, но в любом случае, он сдался и пошел на сделку с нелюбимым им капитализмом, потому что, как оказалось, у него вообще не было рецепта, что делать дальше, он вообще не умел строить, а у Маркса про это тоже ничего не было сказано.

Ту великую империю, Советский Союз, с индустриализацией, с великой Победой над фашизмом, с полетом Гагарина в космос, с московским метро, со сталинскими высотками построил Сталин. Как раз Сталин большую часть своей жизни, по крайней мере в три раза больше, по сравнению с «разрушительной частью», потратил на создание новой империи, а не на разрушение предшествующей. Это совершенно два несопоставимых человека: Ленин в большей степени разрушитель, а Сталин в большей степени созидатель.

Кстати, ещё о различии Ленина и Сталина. Ленин всегда был тактиком, человеком, живущим в настоящем. В феврале 1917 года, он заявляет студентам, что мировую революцию увидит будущее поколение, а уже в «Апрельских тезисах» пишет о том, что актуальный лозунг: «вся власть Советам», то есть всё моментально меняет. После Корниловского мятежа берет курс на немедленное восстание. Ленин мог в воздухе переобуваться, в зависимости от меняющейся ситуации, за один день. “Carpe diem” (лови момент), – это то, что было у Ленина, да и вообще у всех
революционеров.

Сталин же был стратегом. Многие его убеждения сложились ещё в детстве. Какие-то вещи, которые он закладывал, просуществовали десятилетиями. Например, строится метро в Москве – он думает и о том, что оно может послужить бомбоубежищем в будущей возможной войне. Делается атомная бомба – сразу закладывается её мирное использование, что будет потом мирный атом, атомные электростанции, атомные ледоколы.

В землеустройстве, в мелиорации, в картографии, строительство трансполярной магистрали, освоение Севера – это всё вещи, которые стратегически рассчитаны на десятилетия, если не на столетия вперед. У Сталина совершенно другое
чувство истории, другой масштаб. И так же, как он смотрит в будущее, так же он строит мосты в прошлое. Не делает революции, а наоборот, заштопывает те исторические дыры, которые сделала революция. При Сталине Новый год опять начинают праздновать, вернули погоны в армию, вернули культ прежних исторических кумиров, того же Суворова, Минина и Пожарского, которых чтили в Российской империи и которых ненавидели большевики, произошла и реабилитация ненавистного Троцкому казачества…

Таким образом, он сделал всё, чтобы наполнить старые меха новым вином, наполнить традиции заново смыслом и вернуть огромное количество различных моментов,
от которых Ленин, Троцкий, революционеры отказывались. Сталин принципиально – не революционер, а традиционалист. Если революция – это разрыв с предшествующей традицией, то Сталин – это принципиальный консерватор, он чтит, длит и уважает прошлое. Сталин видел всю ткань истории. Он прозревал историю далеко вглубь и, соответственно, также смотрел в будущее.

***
Троцкисты, как самые активные преемники марксизма, требовали тотального уничтожения политзаключённых, потому что они непригодны для мировой революции, они «клеймо» на лике СССР, они не станут атакующей силой пролетариата в деле мировой революции. Сталин же считал, что вместо расстрелов надо применять перевоспитание в трудовых лагерях.

Троцкистами само наличие ГУЛАГа рассматривалось как сталинская слабина, оппортунизм и отступничество от марксизма. Получается, при помощи ГУЛАГа Сталин спас миллионы наших соплеменников, даже своих идейных противников. И ввел идеи перевоспитания трудом – для этого произвёл грандиозное мировое шоу с Беломорканалом – старясь показать перевоспитавшиеся трудом массы заключенных, которые становились на Беломорканале истинными классовыми пролетариями и советскими людьми, отбрасывающими своё «прошлое». Трудившиеся на этой стройке были объединены не в привычные «зоновские» отряды, а в роты и «фаланги» со своими «штабами», благодарностями, грамотами, переходящими Красными знаменами и прочей атрибутикой, присущей скорее армии, чем тюрьме. Кстати, многие истории перевоспитания были реальными.

Здесь Сталин применил технику прагматического чуда – когда огромные массы людей из ничего, на болотах, в невероятно короткий срок своими руками создали грандиозное сооружение и увидели это чудо своими глазами. Вот ты гонял тачку с землей – а через полгода на этом месте корабль плывет! Это впечатляло всех в мире. Не только самих зеков. Срок для постройки канала был дан всего двадцать месяцев. В мае 1933 года канал действительно стал действующим водным путем СССР.

В системе Гулага были и «шарашки» – научные центры, созданные для ученых-заключенных. Это были закрытые КБ и НИИ в системе НКВД, где часть сотрудников была из числа осужденных. Такими учеными-заключенными стали, например, Королев и Туполев. Однако ни тот, ни другой никогда после смерти Сталина не отзывались о нем дурно – очевидно, осознав, что без прививки его железной дисциплины не достигли бы они своих заоблачных высот. Эти закрытые КБ и НИИ показали невероятную продуктивность. На основе «шарашек» стали создавать закрытые города, чтобы люди только и думали о работе, развивали свой интеллект ради достижения поставленной цели. Впервые стало ясно, что спрессованный интеллектуальный труд в борьбе за свободу дает удивительные результаты.

***
Многие века семейно-брачные отношения в России базировались на религиозных, прежде всего православных христианских ценностях. Перед Октябрьской революцией в стране преобладала крепкая семья и происходил демографический взрыв. Достаточно сказать, что с 1861 года, то есть с начала великих реформ императора Александра II, до 1917 года население страны увеличилось почти вдвое!

Однако после 1917 года большевики и Ленин заняли крайне революционную позицию по вопросу семьи, точнее, её разрушения. В 1920 году 24% московских студенток вообще не хотело создавать семьи. На замужних женщин и тем более домохозяек подчас смотрели косо, как на пережиток проклятого прошлого. Это привело к увеличению разводов и сокращению рождаемости.

Вот, например, декрет Владимирского совдепа "О раскрепощении женщин"
1. С 1 марта 1918 года в городе Владимире отменяется частное право на владение женщинами (брак отменен, как предрассудок старого капиталистического строя). Все женщины объявляются независимыми и свободными. Каждой девушке, не достигшей 18 лет, гарантируется полная неприкосновенность ее личности. "Комитет бдительности" и "Бюро свободной любви".
2. Каждый, кто оскорбит девушку бранным словом или попытается ее изнасиловать, будет осужден ревтрибуналом по всей строгости революционного времени.
3. Каждый изнасиловавший девушку, не достигшую 18 лет, будет рассматриваться как государственный преступник и будет осужден ревтрибуналом по всей строгости революционного времени.
4. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста, объявляется собственностью республики. Она обязана быть зарегистрирована в "Бюро свободной любви" при "Комитете бдительности" и иметь право выбирать себе среди мужчин от 19 лет до 50 временного сожителя-товарища.
Примечание. Согласия мужчины при этом не требуется. Мужчина, на которого пал выбор, не имеет права заявлять протест. Точно так же это право предоставляется и мужчинам при выборе среди девиц, достигших 18-летнего возраста.
5. Право выбора временного сожителя предоставляется один раз в месяц. "Бюро свободной любви" при этом пользуется автономией.
6. Все дети, рожденные от этих союзов, объявляются собственностью республики и передаются роженицами (матерями) в советские ясли, а по достижении 5 лет в детские "дома-коммуны". Во всех этих заведениях все дети содержатся и воспитываются за общественный счет.
Примечание. Таким образом, все дети, освобожденные от предрассудков семьи, получают хорошее образование и воспитание. Из них вырастет новое здоровое поколение борцов за "мировую революцию".
Совдеп города Владимира. 01.01.1918 г.

Можно привести и декрет Саратовского совдепа, который имеет некоторые разночтения с Владимирским, но, в общем, аналогичен ему. Эти декреты местных совдепов вводились пробно и в случае их провалов ответственность за них несли местные совдепы, а не Совнарком. Когда вышел такой декрет в Саратове, после его обнародования тысячи жителей города, прихватив с собой дочерей и жен, бежали в Тамбов, который не признавал советской власти, управлялся Временным исполнительным комитетом и городской управой.

Сталин занял категорическую позицию против, как традиционалист, он осознавал, что есть вещи, которые модернизации не подлежат, и среди них - семья.  Ленин с Троцким, провозгласив революционность семьи, тут же потеряли доверие масс. Мало кто знает, но огромное количество народа отвернулось от большевиков именно по этой причине. И только вернув в СССР традиционную семью, Сталин сумел вернуть доверие народа к стране и к себе лично. И получил в ответ серьёзный рост рождаемости.

Если до Октябрьской революции абортов почти не было, то в 1926 году в Москве
процент абортов относительно общего количества живорожденных составил 46%, в Ленинграде – 42%, то есть почти половина детей убивалась. И Сталин в 1936 году принял суровые меры против абортов, чтобы не была подорвана советская государственность. Однако в 1955 году Хрущев вновь разрешил аборты…

В сталинские времена наблюдался значительный прирост населения, несмотря на все войны и репрессии, даже больший, чем в царские времена. С 1925 года по 1955 год по разным подсчётам – прирост составил около 60 миллионов человек!

***
Сталин был чрезвычайно мудрый и дальновидный политик! Мы знаем, как он блестяще обыграл англичан, заключив знаменитый пакт Молотова-Риббентропа, разрушив при этом всю английскую стратегию (хотя современные либералы не устают этот пакт ругать). Мы видим по различным рукописям, по материалам конференций, как Сталин шикарно торговался, отстаивал интересы российского государства на конференциях в Тегеране, в Ялте, в Потсдаме и как великолепно он проводил нашу линию. Как он умел, где нужно, проявить волю, а где нужно аргументами доказывал, что необходимо принять предлагаемое им решение. Всё это, безусловно, показывает его ювелирное и виртуозное владение геополитикой.

То есть, он стал к концу 30-х годов просто гроссмейстером международной политики. Обыграть англичан, которые славились своей хитроумностью, это надо суметь! Собственно говоря, и Рузвельт, и уж точно Черчилль ему и в подмётки не годились, потому что Черчилль свою-то империю как раз проиграл. Пока Сталин и американец Рузвельт свои империи построили и усилили, выйдя из войны, Великобритания из величайшей империи, в которой не заходило солнце, превратилась в заштатное третьесортное государство.

Вернемся в 1945 год и вспомним слова Сталина о русском народе. Как известно, окончания Великой Отечественной войны очень ждал весь народ Советского Союза. По случаю победы в войне был проведен целый ряд торжественных мероприятий, среди которых, конечно же, был и Парад Победы. Однако еще перед тем, как военнослужащие Красной Армии прошли по Красной площади (24 июня 1945), состоялся Кремлевский прием для высшего военного руководства.

24 мая 1945 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Иосиф Виссарионович Сталин созвал весь высший генералитет на Банкет по случаю Победы в Великой Отечественной войне. Банкет этот, на самом деле, был примечательным во многих аспектах. Здесь и награждение ряда офицеров орденами «Победа», и претензии Сталина к Жукову, но самым получившим исторический отклик был, конечно, финальный тост главнокомандующего за русский народ. Текст этого тоста опубликован и находится в открытом доступе:

«Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост. Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание – как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него ясный ум, стойкий характер и терпение. У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германий и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства, и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие! За здоровье русского народа!»

Вот что говорил Черчилль о Сталине в 1945 году:
"Я не прибегаю ни к преувеличению, ни к цветистым комплиментам, когда говорю, что мы считаем жизнь маршала Сталина драгоценнейшим сокровищем для наших надежд и наших сердец. В истории было много завоевателей. Но лишь немногие из них были государственными деятелями, и большинство из них, столкнувшись с трудностями, которые следовали за их войнами, рассеивали плоды своих побед. Я искренне надеюсь, что жизнь маршала сохранится для народа Советского Союза и поможет всем нам приблизиться к менее печальным временам, чем те, которые мы пережили недавно.
Я шагаю по этому миру с большей смелостью и надеждой, когда сознаю, что нахожусь в дружеских и близких отношениях с этим великим человеком, слава которого прошла не только по всей России, но и по всему миру» (У. Черчилль, «Вторая мировая война» Т. 5, Ч. 2. Гл. 2).

***
Хочется упомянуть еще о некоторых распространенных мифах о Сталине и о реалиях. Многие думают, что Сталин «был за простых людей», «ходил в одних сапогах и в одном френче всю жизнь», что именно «такой народный правитель нам и нужен».

Однако аскетом Сталин совсем не был. Списки сталинских резиденций известны. Их в два раза больше, чем у Путина. Существует масса документов, всевозможных отчетов комендатуры Кремля и воспоминаний очевидцев, которые рассказывают о знаменитых сталинских застольях, которые отличались прямо-таки валтасаровой и раблезианской неумеренностью. Привозили зажаренных кабанов, осетрину, всевозможную икру, вино и водку и так далее. Всё это изобилие выставлялось с избытком на стол, приходили люди, пировали… Потом скатерти просто собирались за четыре угла и складывались вместе со всем недоеденным.. И так происходило довольно часто…

Таким образом, говорить о том, что люди в Кремле грызли сухари и запивали их водой, не приходиться. Аскетическая жизнь вождя – это легенды, которые создают всего лишь некий романтический образ… Сталин любил большие кабинеты с высокими потолками, красное дерево, зеленое дорогое сукно, роскошь в интерьере, хорошую обстановку, удобные и дорогие вещи не первой необходимости.

А вот, скажем, царь Николай I действительно спал на железной кровати, укрываясь солдатской шинелью, ел щи и кашу, не пил вина… В Гатчинском дворце жил Александр III в низких комнатах с очень скромной обстановкой, которая развеселит сейчас любого олигарха… Но про царей не знает никто, а то, что после Сталина осталась одна шинель, повторяет всякий…

Конечно, были у Сталина и лучшие в мире автомобили и любовницы, и прочие атрибуты «элитного потребления», как сейчас говорят. Но в том-то и дело, что дело не в этом! Обращать на это внимание и придавать этому значение – это быть глупцом, которое со своего примитивного уровня пытается судить величайшую фигуру мировой истории! Все эти мещанские разговоры о том, у кого сколько дач и ковров и попытка с этого уровня что-то понять в Сталине – это смешно и несерьезно.

Сразу надо пояснить, что не только сам Сталин, но и сталинская элита, то есть, профессура, инженеры, военные, партаппарат, художественная интеллигенция и так далее, конечно, жила очень даже неплохо. Все эти многокомнатные квартиры, комнаты под библиотеки, площади под мастерские, загородные дачи, соцпакет от профсоюза и особые санатории и спецпайки… Верхушка жила о-го-го как, по сравнению с тем, как жил народ. Разрыв был очень большим, по крайней мере, никак не меньше, чем сейчас между нашими «олигархами» и простыми людьми.

А простые люди в сталинские времена жили бедно. Примерно, 386 рублей в месяц требовалось на квартплату и питание (за комнаты в коммуналках, конечно, платили меньше). Современный набор одежды (его пересчет в месяц) обходился в 290 рублей. Итого, для обеспечения минимального уровня жизни советскому гражданину требовалось 676 рублей в месяц, а это значительно больше, чем, например, зарплата врача- терапевта, который за свои труды (к 1940 году) со всеми прибавками получал до 256 рублей в месяц. Поэтому, естественным выходом для гражданина СССР был скорый брак и ведение совместного с женой хозяйства (что позволяло экономить на коммунальных услугах). Но это было не главным, так как большинство населения в сталинское время существовало на энтузиазме и духовном подъеме, то есть жили нематериальными критериями.

Существует и другой миф, что Сталин «построил социализм», а «социализм это бесплатное образование, медицина, всем – пенсии, на которые можно было жить»…
Так вот платное образование ввел как раз Сталин. С 1 сентября 1940 года введена была плата за обучение: в 8–10 классах в школах Москвы, Ленинграда и столицах союзных республик – 200 руб., во всех остальных городах и в сельской местности – 150 руб. в год (Постановление СНК СССР от 2 октября 1940 года «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий).

Зачем Сталин пошел на эту явно непопулярную меру? Ведь поначалу именно доступность образования была привлекательной мерой в СССР. А здесь был сделан явный шаг именно к недоступности образования. Причина – подчеркивание ценности образования. К 40-м годам стало понятно, что больше половины молодых людей не ценят знания, не хотят учиться, но хотят пребывать в школах, чтобы не работать на заводах. Эту тенденцию Сталин решил сломать.

И в конце обзора важно указать цифры сталинских репрессий. За период с 1921 год по 1954 год было репрессировано (по политическим мотивам) 3 777 380 человек. Из них: приговорено к расстрелу - 642 980 человек (расстреляны не все) и к высылке 765 180 человек. В среднем, получается 19 480 расстрельных приговоров в год или 23 187 человек ссыльных в год.

Много это или мало? Это смотря с кем сравнивать. Самый "кровавый" период Российской Империи (до 1917 года) это период Столыпинского правосудия. За два года было вынесено 4 000 приговоров к повешению и расстрелам. В среднем получается 2 000 приговоров в год. Сталин, более чем, в девять раз оказался жестче Столыпина.

А вот Испания при Франко. Число жертв является дискуссионным до сих пор. Известно, что сам генерал Франко санкционировал расстрелы более чем 20 000 испанцев (в период с 1940 по 1942 год). Общее число жерт франкистских репрессий (в 36-миллионной Испании) составляло более 490 тыс.человек. Более 600 000 человек были принудительно переселены, 500 000 человек стали беженцами. То есть, Франко, более жестокий человек, чем Сталин.

Ну, про Гитлера (более 6 000 000 граждан Германии было расстреляно или казнено в различных лагерях) в принципе промолчим. Этот - одинаково презирал всех людей.

***
Но хочется осветить еще один важный факт- о смертной казни. В ноябре 1917 года был издан большевистский декрет об отмене смертной казни. Однако, по-видимому, это был чисто популистский жест, так как уже через 3 месяца в феврале 1918 года, смертная казнь была признана законной и начались беззаконные казни через повешение или расстрел. Большевиками-ленинцами казни проводились массово, как правило, путем расстрелов.

После Великой Отечественной войны, согласно Указу от 26 мая 1947 года, Сталин  объявил об отмене смертной казни. Вместо нее за особо тяжкие преступления применялось заключение на 25 лет в исправительно-трудовых лагерях. Правда через 3 года, в 1950 году смертная казнь стала применяться снова, но лишь в исключительных случаях - к изменникам Родины, шпионам и диверсантам.

Уже после смерти Сталина, в 1961 году, то есть в годы "хрущевской оттепели" смертная казнь снова вошла в обиход. Постепенно перечень преступлений, за которые предусматривалась высшая мера наказания, расширялся. К концу 80-х годов советское уголовное законодательство допускало применение смертной казни по тридцати одному виду преступлений. 24 422 – столько смертных приговоров было вынесено в СССР с 1962 по 1989 годы, из них 2355 (9,6%) лиц было помиловано.

После распада Советского Союза вопрос применения смертной казни был пересмотрен. Данное наказание было оставлено только за пять наиболее тяжких преступлений против жизни человека. Процесс вступления России в Совет Европы создал необходимость для страны полностью отказаться от применения смертной казни.
28 февраля 1996 года Россия вошла в Совет Европы, в связи с чем обязалась подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, отменяющую смертную казнь, – что в дальнейшем и было сделано. Президент РФ Борис Ельцин 16 мая 1996 года издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».
В 21 веке в России действует мораторий на применение смертной казни.

Список литературы:

1. Белади Л., Краус Т. Сталин. М.: Издательство политической литературы, 1989.
2. Иванов Р. Ф. Сталин и союзники: 1941—1945 годы. — М.: Вече, 2005.
3. И. В. Сталин сам о себе. Известия ЦК КПСС. 1990. № 9.
4. Кардашов В. И., Семанов С. Н. Иосиф Сталин: жизнь и наследие. — М.: Новатор, 1997.
5. Легендарный тост за русский народ. https://dzen.ru/a/YnUXNIVEVllSGZJ5
6. Ленин В.И. ПСС в 55 томах. М., 1978.
7. Магнитов С., Матвейчев О. "Контрреволюционер Сталин. По ту сторону марксизма-ленинизма". Изд-во Книжный мир, 2023.
8. Медведев Р. А. О Сталине и сталинизме. — М., Прогресс, 1990. — 488 c.
9. Рыбас. С. Ю. Сталин. — (Серия «Жизнь замечательных людей») М.: «Молодая гвардия», 2009. — 901 с. ISBN 978-5-235-03281-1
10. Секретно. Народное хозяйство СССР за 1913-1955 года. — ЦСУ СССР, 1955.
11. Сенников В.В. Тамбовское восстание 1918-1921 гг. и раскрестьянивание России 1929-1933 гг. – М.: "Посев", 2004.
12. Сталин, Иосиф Виссарионович. Советская энциклопедия, М. 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 24, кн. I).
13. Такер Роберт. Сталин. Путь к власти. 1879—1929 = Tucker, R. C. Stalin as Revolutionary: 1879—1929 / В. С.Лелельчук. — М.: Прогресс, 1991.


Рецензии
Прочитал Ваше повествование на одном "дыхании"... что могу сказать?
Браво, ПОЛИНА !
В свою очередь могу предложить свои " Мой Сталин" и Владимир Ленин - двуликий Янус...

Анатолий Антонец   25.09.2023 00:29     Заявить о нарушении
Спасибо Вам Анатолий! Так важны теплые слова и поддержка! Очень благодарна!Обязательно прочту!

Полина Ребенина   26.09.2023 15:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.