Кипарисовый ларец - 3

   Как трогательно в 19-м веке слово было связано с жизненным самоощущением человека!

   Словесность. Слово, которое исчезло из лексикона грамотного, образованного человека. Это слово заменили словами: языкознание, филология, грамматика. Заменили? Нет - вытеснили! Это не значит, что науки, обозначенные этими словами, не нужны. Конечно, нет. Науки о слове постепенно выявляют тайны слова. Но словесность - это о другом.

   Словесность - это о способности человека производить, рождать слово, которое развивает и двигает вперед духовную сущность человека. Способность владеть словопорождающим механизмом - это все равно, как способность владеть и использовать свое тело и свое мышление. В 19-веке это слово произносилось нежно и влюбленно: "изящная словесность". Изящная. Присущая той полноте человеческого бытия, которое в античности обозначали словом "калокагатия".
Калокагатия есть предел совершенства и полнота реализации личности - на всех уровнях: от телесного и бытового до ментального и творческого. Калокагатия включает в себя понятия "Благого" и "Прекрасного" - в подчеркнуто онтологическом смысле. Аристотель при этом понимает калокагатию, как эстетический идеал, должный быть воплощенным в человеке.

   Калокагатия присутствует в обликах, творчестве и судьбе таких, например, личностях, как Пушкин и Лермонтов, Гете и Тютчев, Данте и Шекспир, Руми и Хафиз, Анненский, Луговской и Ахмадулина. Список можно увеличить. Идеал калокагатии органично включает в себя и ту способность человека, которая обозначается словом "словесность". Изящно стихотворение, изящна мысль, изящен поступок, изящна судьба. Изящно и само владение словом, которое, как растение, пробивается на свет сознания из глубин физиологии. В значение слова словесность входит и вся сумма художественных текстов и способность человека к словесному смыслопорождению - как приобретенной им качественно новой в Биосфере функции, Функции, которая должна способствовать накоплению энергии в человечестве для вступления Биосферы в новый этап сознательной эволюции.

Словесность этимологически определяется, как способность человека выражать свои мысли и чувства в слове. Словесность, как способность и как результат этой способности (все богатство художественной литературы) - это природный дар, которым человек отличен от прочих одушевленных созданий. Словесность, как наука, - постижение законов "изящного" в слове. Как искусство - творческий порыв к созданию словесного текста. Словесность имеет свою философию - проявление трансцендентного творящего Духа в иманентной человеку духовности, и конечно имеет свою историю - через какие формы проходило становление этой словесной способности. Словесность - понятие более широкое, чем литература, филология, грамматика. Словесность - это форма, через которую проявляется и которой реализуется бытие человека, его духовное измерение, носителями которого являются тело и разум. Выше головы, конечно, не прыгнешь. Уровень словесной грамотности пишущего - это уровень того количества бытия, которое человек в себе реализовал. Какова поэтическая строка - таков духовный уровень человека. Словесность - это способность психики производить слова. Сколько миллионов лет природа Биосферы боролась с "нежизнью" и с самой собой, чтобы появился в ней этот феномен - психика, в ее разных формах и качествах. И вот в человеке, в его психике, Биосфере удалось сделать этот прорыв к говорению. С первым возгласом "Эй!" или "О!" появился язык - вершина эволюции Биосферы.

Взгляд на словесность немного с другой стороны. Растительный мир сильнее и мощнее человеческого мира. Если бы не техника - эта раковая опухоль в плоти Биосферы - то человек вне растительного мира не мог бы существовать. Да человек и не создан для того, чтобы техникой владычествовать и уничтожать природу. Растительный мир - един по всей планете, он представляет собой единый супер-организм. Мощность этого организма многократно превышает мощность человечества, как отдельной популяции природы. Не будь "техники" - что стало бы с человечеством в его противостоянии природе? Современный человек потерял те возможности, которыми он обладал при своем появлении из лона природы. В чем суть человеческой формы жизни? Какие качества в человеке остались в зачаточном состоянии? Человек - вершина Растительного Мира, он - форма, которая была замыслена, как осознанивание растительного супер-организма. Когда-то первое растение и первое животное существо вылезли из воды на сушу. Растения произвели Великую Революцию - создали кислородную атмосферу. Животный и растительный миры развивались параллельно. Должен был наступить этап их Великого Синтеза - в человеке, чтобы форма земной жизни стала космологическим фактором. Время этому, видимо, еще не пришло. Но современность - это точка бифуркации: быть или не быть Земле, как колыбели жизни космического масштаба.

Слово и язык - каково их действительное значение? Что осталось там - за пределами истории, в эпоху пралогического мышления, в эпоху мифобытия и магической речи, которая тогда была речью Природы, речью двух объединенных потоков жизни на планете?

Было когда-то волшебное слово "словесность". И даже - "изящная словесность". Красивые, насыщенные разноцветным смыслом и откликающиеся в душе слова уходят в прошлое. Их количество, как любят говорить нынче ратующие за язык "верхи", - минимизируется. А Словесность, как форма, в которой проявляется бытие человека, как Золушка сидит на кухне и перебирает зерна, уже не ожидая появления волшебной феи. Человек все больше отклоняется от пути, который был предназначен ему Природой. Еще существует поэзия и то, что таковой поэзией называют. И первой все меньше, а второй - все больше. Изящная словесность, красота слова и жизни, калокагатия - как завещание античной мысли... И огромная свалка мусора, которая все расползается по задыхающейся планете.


Рецензии