Заметки мимоходом. 1 - 31 января 2023 года

1-7 января
В праздники всегда устаю от бездумья и безделья.

Любые границы для условного русского человека, вырвавшегося из-под крепостного гнёта, всегда были досадным недоразумением. Недоразумением же было и остаётся жизненное устройство всех людей планеты, ибо только у него – по-человечески, а у всех остальных – не по-человечески. Следовательно, это недоразумение надо исправить.
Естественно, что это желание совпадало с известным призывом «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», отменившим утверждение «Все люди – братья!». Таким образом, идеи коммунизма, сформулированные Марксом и Энгельсом, могли воплотиться в жизнь только в России, единственном месте на планете, где теория овладевает массами, то есть верят только слову, а не реальности.

1. Границы для русского человека, как досадное недоразумение, ибо всё должно быть, как у нас. У нас по-человечески, у всех остальных – не по-человечески.
2. Это совпало с замыслами большевиков «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Планета должна была стать одним СССР.
3. На Западе этот замысел не работал: люди и границы были крепки. Поход на Польшу завершился разгромом Первой конной.
4. На Востоке была возможность исполнения замыслов, начиная с предложения Петра Бадмаева царю о присоединении к России Китая, Монголии и Тибета.
5. Границы Востока были размыты. Поход Унгерна в Монголию. На Востоке были готовые кадры – образованные буряты. Будь на их месте любой монгольский народ, они прошли бы тот же путь и были на таком же уровне развития.
6. Населения стран – только для легитимизации ситуации.
7. Верхи слабо представляли обстановку на местах, но обладали ресурсами – финансами и военными соединения.
8. Исполнители использовали верхи для достижения нужных им целей.
9. Все бурятские интеллигенты и мыслители, создававшие МНР с начала 1920-х годов, были отозваны Коминтерном и руководством компартии СССР до начала 1930-х годов, а позднее уничтожены в годы большого террора.
10. Поставленные после них местные кадры подверглись жесточайшей чистке, которую делали руками их преемников и НКВД.
11. Все остальные «кадры» ухитрялись приспосабливаться. Таким образом, МНР дожила до 1990-х годов, когда начала зарождаться новая Монголия.
12. Каких-либо других кадров не замечено.

8 января
Прочитал в сети такое поздравление. Присоединяюсь, хотя не уверен, что в тексте всё правильно. Желающие поправят и улучшат. Главное - пожелание и единение все монголов!
Всем в новом 2023 году:
джидинского вкусного мяса,
Тункинской неземной красоты!
Окинского здоровья Сибири!
Тарбагатайской семейской души!
Кижинги безграничных просторов!
Баунта несметных богатств!
Баргузина таёжных хребтов!
Закаменского дружного братства!
Кабанска - Байкала порыв!
У-Удэ трёх районов успех!
Мухоршибирского человеческого счастья!
И Кяхты купцов крепкий чай!
Заиграевского детского задора!
Прибайкалья любви уголок !
Бичурского вкусного хлеба!
Хоринской дружной семьи!
Еравны озёр чистоту!
Селенгинского всемирного спокойствия!
Иволгинской индийской любви!
Курумканских вершин Гималаев!
Северобайкалья богатырской силы!
Муйской заветной мечты!
Тут, конечно, ограничились только Бурятией. Но это обычное дело – даже география в сознании людей ограничена…

10 января
Халх хэлээр ярьяаа! Миний найз ш;лэг;; орос хэл дээр орчуулуулх гэж байна. Орчуулж болна. Миний санаан: cайхан монгол ш;лэг юунд орос болх юм уу? Ямар х;н тийм юм унших уу? Орос хэл тийм ч сайн хэл биш. Орос хэл мэдсэн х;н заавал худлаар х;н болна. Би тийм юм сайн мэднэ. Ийм монголчууд олон бий. Яагаад тэдгээрийг нэмэх вэ?

13 января
Цагаан уулаа алдаад
Зуурган хошуу мал минь ;с;;х; болилоо
Яагаан уулаа алдаад
Авгай х;;хн;;д минь энгэсэгг;й боллоо

Манай Эриний ;мн;х 121 д;гээр он
Яруу найргийн эртний дургсгал. «Х;;нн;гийн гунигт дуу»
121 год до нашей эры. Древняя поэзия. Печальная песня хунну.

14 января
Умрын чоно
НТ; III зуун – 3 век до нашей эры

Умраас ирсэн умрын чоно би,
Уудам их хээр тал нутагтай би.
Тэнд тэсгим х;йтэн салхитай,
Тэнд элс шороон шуургатай.
Араа ш;дээ тачигнуулан хавирч
Аюумшигтай уртаар улин дуулна би.
;;р юуны ч тухай биш, харин
;тг;сийн домогт ;г;;лдэг
;н;;х сайхан тал нутгаа л дуулна би.

Орчуулсан Я. Ганбаатар

15 января
Три задачи монголов России.
1. Изучить халха-монгольский язык. И на этом языке:
- изучать наследие культуры монгольских народов Китая и Монголии,
- говорить, читать, писать на этом языке.
2. Приступить к изучению старомонгольской письменности.
3. Изучать и знать китайский и английский языки.

Оросын монголчуудын гурван даалгавар.
1. Халх монгол хэл сур. М;н энэ хэлээр:
- Хятад, Монголын монгол ард т;мний соёлын ;вийг судлах,
- энэ хэлээр ярих, унших, бичих.
2. Хуучин монгол бичгээ судалж эхэлнэ.
3. Хятад, Англи хэл сурч, мэддэг.

Дополнение к предыдущему посту
Каждый народ, племя, род – носители ценностей и языка, которые не выше, не ниже других, это не означает, что только они – носители каких-то особых ценностей.

В каждом государстве и даже месте говорят на языке большинства, сохраняя при этом свой, но это не означает, что именно это большинство обладает какими-то особыми ценностями. Они принадлежат всем, особенно, если люди принадлежат к одному миру.

В нашем случае – к монгольскому миру, где большинство халх-монголы, затем, по численности, бурят-монголы, далее – калмыки, тувинцы и т.д, включая народы, находящиеся на границе тюрко-монгольских миров.

У каждого из них – свой язык, но сегодня все они имеют возможность сохранить свою идентичность в общем монгольском мире, где Монголия занимает наибольшую территорию. Вот почему всем современным монгольским народом необходимо знать халха-монгольский язык, что не исключает знание всех других языков.

В моём понимание знание многих языков и культур обязательно для развитого человека. Тот, кто не желает развиваться, как правило: от малого тупеет, большого не понимает. Именно это и можно наблюдать повсюду.

17 января
Несколько строк из литературного наследия монголов мира
***
Мянган оны учир шалтгааныг бийр бэхсээс асууж
Мяралзан эрээлжих явдлыг судар бичиг л;гээ хэлэлцм;й
Миний энэ бие, хэл, сэтгэлийн г;н чилсэн шалтгааныг
Мятаршг;й хожмын мэргэд айлднам болов уу, ;г;й юу

Ванчинбалын Инжинаш (1837-1892. Внутренняя Монголия). Творчество переводится на китайский, немецкий, русский, английский языки.

19 января
Исчезновение субъектной части животноводов и крестьян. История и народы. Обзор с высоты времени (Черновые наброски для постов и книги)
Конец 1920-х и начало 1930-х годов. Жизнь в селе и степи.
В стране шла коллективизация, самостоятельные хозяева или субъектные личности становились помехой, ибо государству нужно управляемое общество. Добиться этого лучше экономической удавкой, что намного эффективнее прямого террора, ибо открывает нескончаемые варианты политического лавирования для оправдания действий режима и переноса ответственности на кого угодно. Сегодня этот процесс можно назвать – лишением народов их субъектной части путём отрицательного отбора. Слово в этом процессе – лучшее оружие любого такого отбора.
Современные исследователи лишения народов СССР субъектной части крестьянства приводят следующие цифры: 517 665 семей, 2,4 млн человек, сосланных только в 1930–1931 гг. Кроме того, 120 000 мужчин были арестованы, а более 20 000 – расстреляны. Многие селяне, опасаясь раскулачивания, забивали скот и бежали в города.
Выборка из общих списков жертв политических репрессий показывает, что в Байкальском регионе было репрессировано от 12 до 15 тысяч бурят-монголов. Если в 1926 году в СССР проживало 237 501 бурят-монголов, то в 1939 году – 224 719. Здравый смысл и логика подсказывают, что для развития населения необходимо наличие в нём его субъектного ядра, которое может составлять около 1-5 процентов от общего числа.

21 января
Утро. На улице - 37. Абзацы врасплох и наугад

Твои ошибки заложены в правилах, по которым ты играешь. Эти правила созданы специально для того, чтобы их создатели всегда выигрывали, а другие были в проигрыше. Режим и политика – это казино, игра в одни ворота.

Никогда не играй по чужим правилам. Изучай не правила игры, они заведомо проигрышные для тебя, изучай тех, кто создал эту игру и правила к нему. Они создаются только в целях перераспределения материальных ресурсов в чью-нибудь пользу.

Какие могут быть оппозиции внутри теста, где нет инородных предметов? Какая оппозиция в одной системе, в одной машине? Одно колесо против трёх?

Каждый желает подороже продать свою лояльность власти.

До многих тайн монгольского средневековья на этнической монгольской территории маньчжуры не смогли достичь именно на территории Байкальского региона, особенно Забайкальского края. Современные Внутренняя и Внешняя Монголия, надо полагать, ими пройдена, изучена, перекопана, измерена и записана.
Следовательно, Забайкальский край, - малоизученная историками территория монгольского мира.

Замечено, что у современных бурят даже артикуляция совершенно не монгольская. Грубо говоря, процесс работы артикуляционного аппарата: языка и губ, челюстей и скул не в состоянии естественно производить монгольские звуки. В лингвистике есть понятие кашляющие звуки, характерные для монгольских народов. Во многих моментах жизни именно это свойство проявляет настоящую монгольскую речь. Но монгольские народы России потеряли это свойство, а с ним и причастность к монгольскому миру. Остались ни с чем, то есть - ни своего, ни чужого... Хорошо это или плохо?

Язык – основной инструмент в информационном поле, где авторы (режимы, политики) создают правила игры и повестки, по которым должны жить народы в их интересах при распределении материальных ресурсов. Так почему человек должны жить по этим правилам и повесткам?

У любого народа никогда не исчезнет исторически закодированное недоверие ко всем колонизаторам. Некоторые народы берут у колонизаторов лучшее, другие - только худшее. Но и сорняк растёт сам по себе, а за картофелем надо ухаживать.

Мысли записываются не для того, чтобы убедить в чём-то других людей, а с целью пробудить у них свои мысли.

Холодно. Всем весны и тепла в душе!

22 января
9:20. У нас конкурс градусников. Пока выигрывает Юра Б. У него – минус 54. Мы отстаём, у нас только – минус 50.

Мифы и реальность
У того, кто вскормлен политизированными мифами, сознание не имеет ничего общего с реальностью. У него, вообще, образ мышления мифический. Это трагедия для него и окружающего его мира, ибо у него нет ни истории, ни философии, ни культуры, но всё – миф. А трагедия в том, что у такого человека нет и не может быть будущего, ибо он окружён стенами прошлых темниц, откуда нет выхода, а потому он ненавидит будущее, ибо не видит там себя. Именно по этой причине он весь в проблемах, в которых винит всех остальных…

Реальность – совсем другая, в первую очередь, – это непрерывно развивающийся мир, всегда открывающий и встречающий будущее, живущий настоящим, готовящий будущее. А будущее наступает всегда. Человек реальности очень хорошо знает свою историю, взлёты и падения своих предков, дорожит и умножает их достижения, особенно в культуре и науке. Всё, что он имеет в настоящем, проистекает из прошлого. И он дорожит, умножает и совершенствует этот опыт. А иначе зачем ему история? Для человека реальности не существует проблем, ибо сознание его не натыкается на стены темниц прошлого, всегда открыто для всех направлений.

Проблемы всегда создаёт человек, вскормленный и сытый мифами, но в реальности бедный и даже нищий в любых отношениях. Конечно, лучше его не замечать. Но он рядом, в одном времени и одном пространстве, к тому же, все люди существа одного вида, у них одни и те же, если не один, предки. Надо как-то мирно сосуществовать. И на первом месте здесь – пример относительной справедливости, производительности, комфортности условий проживания и т.д. и т.п, ибо здравый смысл и логика могут оказаться бессильными, а простейшая вещь может сказать о многом, но которую не способен создать человек или страна мифов для всех.

23 января
Об фотографиях археологических памятников. Здесь жили наши предки
И в этом нет и не может быть никаких сомнений, ибо основная часть жила и живёт в пределах своего этнического ареала. Воевали, блуждали, вернулись... Естественно, что Байкальский регион – немое свидетельство былых времён, жизнедеятельности предков монгольских народов на протяжении тысячелетий. На берегах рек и озёр, на сопках и в степи можно обнаружить множество напоминаний о них. Наскальные рисунки, плиточные могильники, оленные камни, каменные изваяния, надписи на скалах или отдельных камнях, множество известных и неизвестных захоронений. В последние годы, после пожаров, обнаруживаются таинственные курганы в Цасучейском сосновом бору, загадочны песчаные насыпи вокруг соснового бора Цирик-Нарасун, Кункура и всех сёл по обеим берегам Онона.
Мне рассказывали, что недалеко от Зун-Торея до недавнего времени чабаны видели камень с надписью, похожий на знаменитый Чингисов камень. Известно, что на берегу Онона находили золотую пайцзу. Но где они сейчас?
Сегодня публикую фотографии 1950-1960-х годов, сделанные любителями и сотрудниками Агинского музея. Эти фотографии – тоже наша история... В каком состоянии эти природные "экспонаты" в наше время?

Добавлю к сказанному, что такие фотографии сохраняются именно по причине специфичности региона, каковым являет Агинский округ, в других регионах, где археологических мест и пластов может быть намного больше, фотографировали, записывали и сохраняли меньше и случайно...

25 января
Монгол ба Байгаль нуурын б;с нутаг. Монголия и Байкальский регион
Периодично смотрю новости разных стран. Главное – на языке страны. Особое место – новостям Монголии, где общество чуть ли не самой главной задачей считает образование. Сегодня с утра прозвучало: информационно-коммуникационные технологии и Soft skills.

В первом случае общество считает, что качество ИКТ-решений является наиболее важной для повышения качества базового образования. Во-втором, Soft skills – требование работодателей. Для несведущих поясняю, что Soft skills – эмоциональный интеллект, коммуникабельность, эмпатия или вовлеченность в собеседника, работа в коллективе, гибкий и творческий подход, аналитическое мышление, личная эффективность.

Всё это и многое другое – качество нормального современного человека, которые он приобретает уже при получения базового образования. (Присущее многим из нас «Знаю, знаю…» или упрямое молчание в надежде на зачёт или троечку не войдёт ни в какие ворота требований времени).

Что происходит с нашими детьми, чему и как их обучают в школах? Мне приходится наблюдать, что даже пятиклассники российских окраин не умеют читать. Другие днями и ночами, под истошные крики бабушек, долбят «Вороне бог послал кусочек…» И так далее, и тому подобное.
А тут просто: информационно-технологические коммуникации и Soft skills…

Монгол ба Байгаль нуурын б;с нутаг. Монголия и Байкальский регион
(Продолжение предыдущего поста)
В сегодняшних же новостях Монголии прозвучало: при содействии и финансировании «Хаан Банка» открыты вузы для реализации Международной программы «IB».
Говорит ли такая новость что-нибудь жителям Байкальского региона? Что за программа и чему там обучают? Ответ: программа Международного Бакалавриата (IB) на получение Диплома (DP) – это образовательная программа, которая преподаётся на одном из трех языков (английском, французском или испанском). Данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира.
Повторим: на английском, французском, испанском. Для поступления в лучшие вузы мира.
Такие процессы в современной, демократической, Монголии – норма. А чему и как учат детей в Байкальском регионе?

Для того, чтобы ощущать свободу, анализировать настоящее и прогнозировать будущее себя и своих потомков, в первую очередь, надо обладать информацией на разных языках, понимая, что любой режим создаёт такие шаблоны усреднения и пленения возможностей человека, выход из которых возможен только знанием других языков, чтением на других языках.
В любом ином случае, особенно в наше время, человек остаётся неполноценным, а потому общение с ним и вера в него всегда будет оставаться под большим сомнением, а зачастую даже вредным. Особенно, когда он пользуется чужими мыслями, репостит посты других авторов, а в его «собственные» тексты только копируют догматы темниц шаблонов режима или не развивающихся традиций.

28 января
Бурят-монголам. Как создавать документальную книгу от замысла до тиража?
Личный опыт для последователей, мотивирующих развитие бурят-монголов и не только. Занят издательской деятельностью более половины своей жизни и только в частном порядке.
Адресую талантливым личностям, обладающим требованиями Soft skills, где важнейшим является культура поведения и интеллект, а также непрерывность интеллектуального и технического развития. Что в этой деятельности важно?

На первом месте – квалифицированное знание компьютера и офиса, а программы Word – в совершенстве, не знание возможностей и стилей набора уже исключает работу в этом направлении. Желательно работать слепым набором, со скоростью человеческой речи. Мой опыт в этом направлении – 50 лет (служба, ЗАС).
Следующее главное условие: в работе должны присутствовать – документалистика, публицистика и художественное воображение. Только в этом порядке. Конечно, нонсенс - доверять историю своего народа чужим, тем более корыстным, людям.
Для создания читаемой документальной книги необходимо:

- Вдохновиться идеей и продумать концепцию изученного и воображаемого материала.

- Заняться тщательным, детальным и конкретным поиском всех фактов и сведений будущего материала. Исследовать материал со всех возможных направлений и позиций в контексте исторического времени и событий, эволюции общества и т. д. и т. п. Естественно, это большой объём знаний автора во многих сферах человеческой деятельности, а также знание языков и диалектов, культуры и литературы разных народов, исторических событий, дат, политических режимов, идеологий, доктрин и т. д. и т. п.

- Тщательная набивка материала. Как в скульптуре. Можно увидеть образ в большом куске мрамора, в нашем случае – жизни, можно набросать глиной воображаемые контуры, а потом лепить. То есть это – соединение собранных сведений и фактов. Чем их больше, тем – лучше. Невозможно делать какие-то выводы только из одного или двух фактов. Наука – это огромное множество информации о том или ином явлении.

- Первый этап работы с общим объёмом соединённого материла. Общий черновик, эскиз. Здесь присутствуют несколько этапов, когда работе надо давать «отлежаться». За это время могут возникнуть сомнения и новые мысли. В процессе этой работы делать – литературное переложение, переводы с разных языков, техническую правку собранного материала, ибо очень часто его предоставляют неграмотные в техническом отношении люди.

- Второй этап работы с общим объёмом и обязательная сверка собранного и написанного с источниками и возможными очевидцами.

- Третий этап работы. Литературная деятельность.

- Четвёртый этап работы. Редактирование и корректура.

- Пятый этап работы. НИС – работа с настольными издательскими программами, их может быть от двух до пяти. Автор обязан знать их в совершенстве. Вёрстка, дизайн и т. д. и т. п.

- Шестой этап работы. Согласование со специалистами полиграфии и сдача файлов в типографию в упакованном виде. Надо знать, что типография – не издательство, а – машины и агрегаты для печати. Издательство – коллектив интеллектуалов, каковым может являться один автор.

Естественно, здесь только общее видение, появившееся за много лет деятельности. В каждой работе свои особенности. Но каждая работа – это время, то есть жизнь автора, отданная большинству окружающей его среды. Немного пафосно, но это именно так.
Пост написан исключительно в целях помощи авторам, ибо всегда есть надежда, что опыт одного – достояние многих.

30 января
Не субъектные, не имеющие своего мнения, мыслящие по шаблонам, люди ни в чём не самостоятельны, могут зависеть от кого и от чего угодно, доходит до того, что даже сами улыбнуться не могут, не то, чтобы заразительно рассмеяться.

31 января
Не выдавайте владение родным и родственным языком в нечто выдающееся и сверхгероическое. Это природное свойство любого нормального человека. А вот отсутствие таких свойств – это беда, в которой, чаще всего, человек не виноват, но до определённой поры.


Рецензии