Заметки мимоходом. 1 - 28 февраля 2023 года

1 февраля
Наверное, всегда актуальным останется стихотворение, написанное мной в 1996 году, публикую в сетях, рубрика «История в строках»:

* * *

Не найдешь ни воли, ни покоя,
А найдешь, так сразу быть беде.
Не живут поэты и герои
В нулевой, посредственной, среде.

Жар души и жертвенность напрасны
Там, где пешки вышли в короли,
Для нуля все степени опасны,
Потому и властвуют нули…

Каждому укажет нуль на место,
Разбухая, множась, во сто крат.
И на диком празднике бесчестья
Все другие степени молчат...

Написано 26 августа 1996 года
________________________

2 февраля
Общепринятая, западная и российская, философия говорит, что всякое развитие возможно только через отрицание существующего и пройденного. При этом всегда допускается возможность двусмысленного толкования. Особенность монгольских народов в том, что развитие – не отрицание, прежде всего, традиций, а осмысление их и продолжение предыдущих достижений, развитие народа становится возможным при условии нахождения его в своём мире, который является органичной частью общечеловеческого мира. Двусмысленность здесь исключена.
В первой четверти XXI века такое направление отразилось наиболее отчётливо... Несколько строк из поэмы Николая Заболоцкого «Рубрук в Монголии» лучше любой философии объясняют менталитет монгола:
Как прототип башибузука,
Любой монгольский мальчуган
Всю казуистику Рубрука,
Смеясь, засовывал в карман.

Он до последней капли мозга
Был практик…

С высоты нашего времени видно, что монгольские народы, разделённые границами государств, но продолжающие обитать в своём историческом ареале, сегодня обогащены таким серьёзным и поучительным опытом, которого нет у многих народов. И этот опыт пора осмыслить.

8 февраля
Вернись в свой мир! Из истории бурятских сомонов (Будет отдельный пост по теме)
К сожалению, развитие бурятского населения России таково, что историю монгольских народов, включая историю бурят, большинство из них не могут прочитать на халха-монгольском языке даже на кириллице, не говоря о старомонгольском алфавите. Более того, такая категория людей привыкла воспринимать только готовую информацию, не подвергая её аналитике. Без истории бурят Монголии истории бурят Китая и России становится недостоверной.
Следовательно, эту историю надо переводить на русский язык.

Итак, что же следует из имеющейся истории бурятских сомонов Монголии, где жили и живут наши родственники, предки которых некогда перекочевали в степи и на берега рек Монголии из Забайкалья?
Приведём только факты, опустив все длинноты монгольских историков в материале по теме «Монгол буриад ;ндэстний товч т;;х» на русском языке «Краткая история бурят Монголии». Итак.
В силу разных причин в начале ХХ веке на север Монголии прибыли более 700 бурятских семей. Ныне это территория Восточного аймака. Поскольку прибывшие были гражданами другой страны, то до 1921 года возникали трудности по сбору налогов, переписи и многим другим вопросам. С 1921 года началась реорганизация административных структур Монголии и, соответственно, приведение в юридические нормы прав и обязанностей граждан страны. Для определения юрисдикции бурят Монголия и Россия договорились о создании специальных комиссий.

В начале 1922 года работавшие в правительстве Монголии буряты Цэвэн Жамсарано, Эрдэни Батухан, Цокто Бадмажапов, Доржи Юмтаров и другие создали временную комиссию для решения бурятского вопроса.
5 февраля 1922 года в Улан-Баторе состоялась встреча 35 представителей бурятского населения, на котором обсуждался вопрос расселения бурят Монголии. Одновременно решался вопрос о создании бурятского хурала, о чём было извещено правительство. Для решения этих вопросов была создана комиссия из восьми человек. Первое заседание комиссии состоялось 8 февраля 1922 года.
Перепись показывала, что в аймаке Цэцэн-хан проживает более тысячи семей, что составляет около 4500-5000 человек.Из них 450 семей – прибыли из Аги, 300 – из Хори, 180 – из Чикоя, 25 – из Барги, также из Барги прибыло около 30 семей хамниган.
16 марта 1922 года совместное заседание комиссии и правительства страны постановило учредить Бурятский хурал, заседание которого прошло 4 апреля 1922 года.
26 мая 1922 году бурятский хурал получил официальную печать.
Уже осенью 1922 года состоялось второе заседание бурятского хурала, на который были делегированы по 1 представителю от каждых 25 семей. Всего совещалось 45 делегатов. На этоv хурале было учреждено Министерство по управлению делами бурят Монголии, учреждены и определены границы хошунов, сомонов, их представительных органов.
На заседании этого хурала были учреждены следующие хошуны: бурятский хошун Улз гола, бурятский хошун Онон гола, бурятский хошун Малгар уулы, бурятский хошун Эг-Селенга. (Так и звучат в переводе с халха-монгольского языка).
Хурал постановил просить правительство наделить администрации созданных хошунов соответствующими печатями.
На 22 июня 1923 года в созданных хошунах, включая и Улз голын хошун, проживало 12 765 бурят в 2843 семьях, у которых было 91 813 овец и коз. Так начинали свою жизнь в Монголии буряты, перекочевавшие из Байкальского региона, многие из которых – уроженцы Аги, ононских и борзинских степей.
Бурятская интеллигенция создала для них хурал, учредила хошуны, определила границы земель на территориях аймаков династий Цэцэн-ханов и Т;шээт-ханов, по которым протекают Селенга, Онон, Ер;;, Улз со многими притоками, где есть привольные степи, горы и леса.
В числе бурятских интеллигентов было много выдающихся деятелей, и каждый из них достоин книги в серии ЖСЛ – Жизнь Самобытных Людей.
В мае 1925 года бурятский хурал был распущен, со временем изменились административно-территориальные деления и единицы, созданные хуралом, потом начались репрессии.

Исследования и анализ событий, а также активная деятельность бурятских интеллигентов и демократов (первых в Центральной Азии!) показывает, что большевистское правительство увидело в них явную угрозу себе и своей политике. Горстка бурят была способна объединить всех монголов мира и повести их путём подлинного развития и демократии, игнорируя навязываемую и чуждую идеологию. Следовательно, надо было пресечь эту деятельность и уничтожить лидеров бурят. Для этого необходимо создать послушное правительство, исключающее присутствие бурят, натравить это правительство и население на всех бурят, объявив их врагами.
Монгольский мир раскололи, раздробили и рассеяли, бурятскую интеллигенцию уничтожили и подвергли забытью. Вражда между бурятами и народами Монголии была посеяна на десятилетия…

В июне 1929 года вышел доклад посольства СССР в Улан-Баторе под названием «Вопрос о бурятах восточных районов Монголии». Следуя этому документу, 15 800 бурят, проживавших в бассейнах рек Эг, Онон, Улз, Ер;;, Хэрлэн, Халх были объявлены контрреволюционерам. Таким образом подготовили почву для будущих репрессий.
Бурятское население несло народным массам страны настоящее просвещение, грамоту и организацию труда во всех сферах деятельности, многие из которых были неизвестны народам Монголии.
Прожившие в тому времени почти три века в условиях Российской империи, познавшие грамоту, счёт, навыки европейского земледелия, имевшие из-за революционных поветрий новые взгляды на жизнь и бунтарский дух, буряты России были для населения тогдашней Монголии – свежим глотком воздуха и невиданным для этого явлением, возросшим на родной, общемонгольской, почве. Именно представители бурят и создали новую Монголию, жестокосердные завистники которой, окрепнув и придя к власти, убили их.
Особую подозрительность госбезопасности вызывали взаимоотношения бурят, проживающих в Барге (ныне Маньчжурия, АРВМ) и Дорнодском аймаке (ныне Чойболсан, Монголия). Действия органов ГБ МНР были аналогичны действиям ОГПУ, НКВД СССР. Выдумывались разные заговоры и шпионы, «Заговор Бодо», дела о германских и японских шпионах, подготовка покушений на руководителей МНРП и страны. Одним из этих дел было «Дело Лхумбэ» начала 1930-х годов.

Но, буряты, пройдя через жесточайшие гонения и испытания, выдержали все тяготы, организаторы геноцида бурятского народа в Монголии даже в страшных снах не могли представить, что всего через семьдесять с небольшим лет президентом новой Монголии станет бурят-монгол, что в науке, культуре, образовании, медицине, экономике будут работать значительная доля бурят-монголов, до сего дня скрывающих своё происхождение. Раны рубцуются, монгольский мир начинает свою историю чуть ли не с чистого листа.
К 2023 году бурятские сомоны в монгольских и степях и на берегах Селенги, Онона, Улз и других рек считаются самыми развитыми, а бурятские семьи – одними из состоятельных в современной Монголии.
Естественно и неоспоримо, в повседневной жизни, присутствуют язык, культура, традиции, обычаи, национальная одежда. На высоком уровне виды и жанры искусства. Вместе с этим идёт интенсивное развитие науки и технологий современности, изучение иностранных языков в престижных вузах развитых стран, подготовка специалистов в самых разных сферах жизнедеятельности человека.

13 февраля
Мои 100 ответов на 100 вопросов монгольского издания «Баабр» собираются публиковать. Они, конечно, наберут обороты. Полагаю, будет несколько сотен читателей, что для Монголии очень много. Многие будут в шоке. Вот один из ответов на вопрос №77. Предыдущий вопрос о не монголах, изучавших и изучающих историю монголов:
- И что нам делать дальше с таким наследием?
- В общем, настало время покинуть лаборатории, выйти из-под микроскопов европейцев и азиатов, и создавать Историю монголов самим монголам, забыв навсегда все внутренние разногласия и обиды. Имея такую потрясающую историю и находиться вне цивилизационных процессов человечества – глупо. Монголы мира должны стать единой нацией.
На нынешнем этапе своего развития все монголы мира всё ещё не хозяева своей судьбы. Если в прошлых веках судьбы народов решались их лидерами, в нашем случае Чингисханом, то в современной истории судьба народа решается субъектной частью общества, которая заметна только во Внешней Монголии, но её совсем нет у бурят-монголов, имеющих опыт своей интеллигенции и социал-демократов. В общем, надо учиться, учиться и учиться, изучая уроки прошлого. Невыученные уроки – плохое будущее. Если прошлое безвозвратно, то будущее наступает всегда.
Современники должны создать базу знаний по монгольской истории для воспитания потомков, которые в будущем объединят всех монголов мира. Для этого уже сегодня должны работать сильнейшие мотивации, призывающие к развитию всех монголов. Без такого понимания все движения и объединения, партии и правительства современных монголов ничего не стоят.
Главное, выйти из созданных для нас правил, шаблонов повесток мышления, до тех пор о развитии монгольского мира можно даже не говорить, сидеть в общем вагоне поезда цивилизации или плестись в общем потоке, подражая всем, может любой человек, президент, правительство, партия…

21 февраля
Лучше и интереснее президентов
20-21 февраля 2022 года. Повсюду много людей, какие-то даты, мероприятия. Слушаю речи мировых лидеров, руководителей стран, а также глав регионов. У каждого свои задачи и проблемы, цели и достижения.
Лучше всех выступал на праздновании Сагаалгана Засаг дарга (глава администрации) бурятского сомона Дашбалбар Монголии Жамьянжамцын Ёндонжамц. Он говорил о развитии сомона, земляках, мирном труде и созидании, о природе, экологии, строительстве, планах на будущее... Далее выступали мастера своего дела – животноводы, предприниматели, спортсмены, работники культуры, ветеринары, врачи, жители сомона.
Каждый говорил о развитии своей отрасли. Очень интересно слушать!
Ещё больше понравился концерт. Какие звучат песни! Люди живут нормальной, человеческой жизнью, искренне выражая свои эмоции и мысли... Всё просто, как в старых районных газетах.

28 февраля
Снова болел. Может быть, ковид? Лечится в Агинской больнице. Спасибо друзьям-врачам, особенно Ц.Б. Цыренову и его жене Надежде. Никогда не отказывают в помощи. Придётся зарегистрироваться в Агинской больнице, сделав временную прописку в посёлке.
В больнице записал пару мыслей: «В мире мало людей, с которыми можно общаться без ущерба для здоровья» и «Примитив обнаруживается просто: всё гонит по себе». Верно ли?
Может быть, у меня было выгорание? Хроническая усталость? В общем, пора беречь себя. Но как?

В феврале же этого опубликовал несколько постов под рубрикой "Вернись в свой мир!"


Рецензии