Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 5

               

                Моление о чаше

Другое название – моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду. О молении поведали три евангелиста: Матфей, Марк, Лука. Послушаем евангелие от Луки.

После вечери, когда было сказано, что один из учеников предаст Спасителя, а Пётр три раза отречётся от него, Иисус вышел из дома и по обыкновению пошёл на Елеонскую гору. За Ним пошли и ученики.
Когда же пришли в Гефсиманский сад, Спаситель сказал ученикам, чтобы они молились. Он взял с собой только трёх учеников и вместе с ними отошёл к камню и попросил их бодрствовать с ним. Встал на колени и начал молиться, прося своего Отца небесного, чтобы пронёс чашу сию мимо Него. И добавляет к этому, что пусть будет так, какова воля Отца.

И после этих слов к Спасителю явился Ангел с небес и стал укреплять Его. Иисус молился, кровавый пот падал на землю в борьбе с искушениями.
Далее, закончив молитву, встал с колен и пошёл к своим ученикам: Петру и двум братьям Зеведеевым. И увидел их спящими. Спаситель с укором спросил, что же они спят? И попросил их встать и начать молитву.
Когда Он это говорил своим ученикам, появился народ. А впереди шагал к Иисусу один из его учеников, которого звали Иуда. Он шёл, чтобы поцеловать Спасителя. Это был такой знак. Знак, предающий своего учителя…

Евангелие от Луки, глава 22 (39:47).

Сюжет, не часто встречающийся в ряду росписей в церкви. Кстати, только у Луки есть строка о спустившемся с небес Ангеле.
В отличие от православной церкви, в католической, а также в европейской живописи этот сюжет является даже очень популярным. Можно вспомнить, например, картину Джованни Беллини «Моление о чаше» второй половины 19-го века или Пьетро Перуджино конца 15-го века. Западные художники при изображении этого сюжета буквально изображали молящегося Иисуса Христа, следуя повествованиям евангелистов, иногда даже добавляя лишние элементы, которых в повествовании нет.
 
В русской живописи этот сюжет представлен более скупо. За кисть брались многие знаменитые русские живописцы. Наиболее яркие – Михаила Нестерова «Моление о чаше» рубежа 20-го века и Николая Шаховского с эскизом, а в дальнейшем и мозаикой «Моление о чаше», конца 19-го – начала 20-го веков, в церкви Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Богословы об этом сюжете говорят, что Спаситель, имея два естества: божественное и человеческое, ищет в своём молении правильное решение. Между божественным укреплением и человеческим страхом.

Изображение находится: Тверская область, Бежецкий район, село Княжево. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1776-1781 гг.), масляная настенная живопись конца XIX в.

Московская область, городской округ Павловский Посад, село Рахманово. Церковь Екатерины (1904 и 1906 гг.), поновлённые росписи начала XX в.


              Переправа Христа с учениками на восточный берег

Этот евангельский сюжет чаще предыдущего встречается в храмовых росписях. Эта история есть у всех евангелистов. Правда, у каждого описана по-разному. Евангелист Лука нам повествует.

В один прекрасный день Спаситель с учениками решил переправиться на другую сторону одного озера. Сели они в лодку и поплыли. Во время плавания Иисус заснул. И как раз в это время на озере поднялся сильный ветер, сменившийся настоящей бурей. Лодку залило водой и сидящие в ней оказались в опасности. Разбудив Спасителя, ученики сказали, что они погибают. Но Спаситель встал и запретил ветру дуть, а волнам заливать лодку. И сделалась на всём озере тишина. Свершив это чудо, Спаситель обратился к ученикам: и где вера ваша? Ученики стояли в страхе и, удивляясь этому чуду, говорили друг другу: что кто же это за человек, который и ветрами повелевать может, и водой? И решили повиноваться Спасителю.
Далее в сделавшейся тишине они так и приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Евангелие от Луки, глава 8 (22:26).

Богословы толкуют о сюжете так, что Спаситель испытывает веру своих учеников. Они верят, что спасти их может только Иисус, но не верят в себя.
 
Изображение находится: Тверская область, Бежецкий район, село Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1777-1785 гг.), роспись начала XX века.


               Помазание Иисуса миром (Иисус в доме у фарисея)

Евангельский сюжет, нередко встречающийся в росписях храмов. Он описан всеми евангелистами и входит в так называемый рассказ о Страстях Христовых. Иногда его называют «Вечерей в Вифании». Но мы послушаем Луку «Пир в доме Симона фарисея».

Один из фарисеев попросил Спасителя вкусить с ним пищи. Иисус вошёл в дом фарисея и возлёг. И одна из женщин этого города, которая была грешницей, узнала, что Спаситель находится в доме у этого фарисея, пришла к Нему и принесла круглый, с длинным узким горлышком сосуд с миром. Войдя в дом, она встала позади Спасителя и, плача, начала обливать Его ноги слезами и своими волосами отирать их, целовать и мазать принесённым миром.
Фарисей, пригласивший Иисуса, удивился и про себя подумал, что если бы Спаситель был пророк, то наверняка знал бы, кто эта женщина, которая прикасается к нему: она же грешница.

И тут к нему обратился Спаситель, захотев поведать Симону притчу. Иисус начал: у одного кредитора было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но так как им заплатить было нечем, этот кредитор просто простил им обоим долг. И далее Спаситель задал фарисею вопрос: «Скажи же, который из них более возлюбит его?»

Симон отвечал, что думает – тот, у которого долг был больше. Спаситель сказал ему, что Симон правильно рассудил. И далее Иисус, обернувшись к грешнице, обращается к Симону: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты при встрече целования Мне не дал, а она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит».

Иисус, обратившись к грешнице, сказал ей, что прощаются её грехи. И все, кто находился в это время в доме, рассудили про себя: кто это, что и грехи прощает?
А Спаситель, обратившись к этой женщине, сказал, что её вера спасла её.
 
Евангелие от Луки, глава 7 (36:44).

Богословы объясняют этот рассказ противопоставлением сребролюбивого Иуды и бескорыстием покаяния грешницы.
Не путать встречу в доме Симона-прокажённого в Вифании.

Изображение находится: Тверская область, Бежецкий район, село Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1777-1785  гг.), роспись начала XX века с повреждениями.

Фото автора. Корректура М. Зуйкова.
Русавкино, август 2023 г.


Рецензии
На самом деле у Св Иоанна Дамаскина в "Точном изложении православной веры" и человеческая природа Иисуса безгрешная и сотворчествующая божественной не так уж боялась и была отважной (до этого тоже). Но там совершалось в молитве Таинство призвания к несению креста людей, овец ощутимо. Потому что и пот не становится кровью от переживания даже сильного очень, но указывает на совершение таинства.
+
У Св Ефрема Сирина и Св Григория Двоеслова. У блудницы (не все блудницы такие, но эта, как вдовица Сарептская среди вдовиц) был грех на 50 только в теле (но плачет на 500). И она видела сквозь соринку Спасителя в Иисусе. А у фарисея злого виноградаря похоть дубины в глазу. И грех был 500 (5000 в вариантах рукописей) и в теле, и в душе, и в уме. Как у лжестарцев против Сусанны в книге Даниила. Потому что только похотя внешне казаться благочестивым, нельзя им быть даже внешне на самом деле, потому что это прелесть и обольщение, а не защита от греха и злой страсти. И Иисус ему говорит: вот вроде ты в здравом уме, Симон, долги хорошо считаешь, и душа вроде понимает о благодарности, и в доме порядок. Но ее покаяние - знамение (Ионы) тебе, как Спастись ("порождения ехиднины, и не говорите в себе (долг только на 50)..." в первую очередь к фарисеям).
+
И в фарисее сатана фарисей вытеснивший Еву еще подростка из рая безопасности, и сам же обвиняющий на смерть.
+
Есть еще толкование Св Ефрема Сирина, что волосы этой женщины и Марии с нардовым мирром (сестры Лазаря), как щетина рыжей коровы в законе Моисея выявляющая скрытое зло. И так обличается внешне благообразный фарисей Симон (саркофаг окрашенный): Иисус пользуется волосами, как такой щетиной и плетью. И раньше апостолы не понимали, что Иуда Искариот - предатель. И волосы Марии в первый раз явно показывают вражду Иуды Искариота и перед апостолами.

Дмитрий Хохлов 2   09.05.2024 19:43     Заявить о нарушении