Славянская педагогика. Введение из книги

Хуторской, А.В. Славянская педагогика : учебник для вузов / А.В. Хуторской. — Москва : Издательство «Эйдос», 2023. — 298 с. — (Серия «Высшее образование»). https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/slavic_pedagogy/

Кому необходимо славянское образование?

Очевидно, что славянское образование необходимо, прежде всего, самим славянам. Знание своей истории, культуры, педагогики необходимо народу для реализации его миссии, а каждому славянину — для понимания основ своей жизни, её соответствия национальным принципам и культуре.
Необходимость знания основ славянского образования требуется также другим народам, которые хотят знать свои сходства и отличия со славянами, с их образованием и культурой, чтобы взаимодействовать с ними, познавать собственную культуру в соотношении с культурами других народов.
Третьим заказчиком знаний о славянском образовании и его развития выступает всё существующее человечество, устройство которого включает в себя различные народы — этносы. Главная задача человечества — продолжение своей жизни. Эта задача может быть осуществлена только при наличии и поддержки жизни этносов. Славянский этнос — один из таковых.

Чему посвящена эта книга?

В книге рассматриваются педагогические особенности славянского этноса как одного из заказчиков образования человека. Для выявления такого заказа применяется историко-культурный анализ славянского этноса, установление его состава, территориальной распределённости на планете, ценностные и культурные ориентиры, мифология, быт, календарь.
Данные о древних и современных славянских этнических группах, их количественном составе, исторические данные о происхождении славян свидетельствуют о богатейшем и широчайшем культурно-педагогическом наследии славянского этноса. В то же время, данное наследие ещё не структурировано по педагогическим основаниям в достаточной мере. В системе общего образования и в отдельных учебных предметах находят в большей степени отражение фольклорные, прикладные мотивы, изучение отдельных произведений славян. До сих пор в системе общего образования не получила отражения аксиологическая (ценностная) основа славянского образования, специфические задачи, формы, методы обучения, которые использовались предками и применяют в ряде случаев нынешние славяне.
Цель книги — обосновать предпосылки славянской педагогики как науки и практики реализации заказа славянского этноса на образование, а также помочь студентам, будущим и настоящим педагогам в освоении этнических средств славянского образования.

Что такое славянская педагогика сегодня?

Поразительно, но значительная часть современников относятся к славянству как к тому, что было когда-то давно в язычестве. Например, преподавательница одного из педагогических университетов так и написала автору: «Славянской цивилизации, её уже давно нет… Даже казачья субкультура, она как-то более многочисленнее».
Славянская педагогика — не только и не столько религиозная педагогика древнего славянского язычества. Опираясь на древнейшие истоки образования славянского и праславянского этносов, она есть то, что определяет смысл и принципы образования современных славян — тех, к кому сегодня относят русских, украинцев, белорусов, поляков, болгар, сербов, хорватов, чехов, словаков, словенцев, лужичан, македонцев, черногорцев, боснийцев и др. В мире сегодня 350 млн славян, которые проживают в десятках стран. Славянская педагогика, в первую очередь, относится именно к этим людям.
Что касается тех или иных данных об истории славянского народа, пантеонах языческих богов и духов — всё это предмет исследования специалистов в соответствующих областях.

• Образование славян не может ждать, пока учёные решат все научные проблемы.

От того, в каком тысячелетии появилось слово «славяне» или каким является точный список славянских богов, основы славянского образования не зависят. Хуже будет, если в спорах (как правило, не специалистов), окажется загублена сама идея национального славянского образования.
При обсуждении проблематики славянской культуры и образования, часто, если не всегда, у скептиков или противников возникают вопросы, споры, утверждения разной степени аргументации. Приведу примеры подобных суждений и ответов на них.
Скептик 1: Род? Так такого бога нет, его придумали.
Автор: Всех богов когда-то «придумали». Процесс «придумывания» богов заложен в человеческой природе.
Скептик 1: Покажите летописи с таким богом, где он есть.
Автор: Боги не в летописях живут. С чего вы взяли?!
Скептик 2: Перун — не славянский бог!
Автор: Поезжайте на празднование дня Перуна такого-то числа (ссылка), там будет несколько сотен славян, спросите у них, чей бог Перун.
Скептик 3: Славянской цивилизации, её уже давно нет… Даже казачья субкультура, она как-то более многочисленнее.
Автор: Славян в современном мире 350 млн.
Ладно, противники язычества выступают против. Но и те, кто себя причисляет к язычникам, часто выступают против всех остальных и любых других представлений о славянской культуре и религии.

• Пока славяне спорят и дерутся друг с другом, образованием их детей занимаются другие культуры.

Итак, какая сегодня нужна славянская педагогика? Такая, которая будет помогать детям и взрослым осваивать общепризнанные ценности и ориентиры славянской культуры, формировать славянское мировоззрение по отношению к миру, себе, предкам, природе.

Каковы источники славянской педагогики?

В создании данного учебника использованы следующие источники:
Во-первых, исторические, этнические и иные данные о том, как происходило образование у древних славян, какие педагогические ориентиры, факторы проявлены в дошедшем до нас историко-педагогическом наследии. В число таковых источников мы вносим и современные реконструкции жизнедеятельности, воспитания и обучения с позиций как древних, так и современных представлений славян.
Иногда можно встретить споры среди представителей разных общин, их утверждения, что те или иные сведения являются «новоделом» или подделкой. На сегодняшнем этапе мы не считаем конструктивным разделение приверженцев славянского духа и образования на противоборствующие группы. В нынешних условиях гораздо важнее собирание всех, кто увлечен задачей если не возрождения, то воссоздания славянской культуры, которая может быть продолжена только при условии соответствующей системы образования.
Для выполнения данной миссии по большому счёту не так важно, является ли, например, Велесова книга современной реконструкцией или она на самом деле воспроизводит то, что было написано в древних дощечках. Это важно для историков, но не для педагогов. Да и у самих критиков можно спросить, они-то что, были у древних славян тысячи лет назад и видели то, как там всё происходило?
Вспомним фильм А. Тарковского «Андрей Рублёв», где показано, как мальчик Бориска во время чумы сказал княжеским гонцам, что отец перед смертью передал ему секрет изготовления колокола, чтобы те взяли его с собой в литейщики. И под его руководством колокол был сделан. На самом же деле, как мальчишка потом признался, плача, никакого секрета ему отец не передал, умер, и не передал. Великолепный пример реконструкции того, как культура возрождается, даже если по каким-то причинам прерывается её течение.
В конце концов, мы же не пытаемся убрать сказки из воспитания детей, только потому, что нигде в летописях ничего не сказано про Колобка?
Второй источник материала учебника — достижения современной педагогики и этнопедагогики. У нас нет задачи скопировать систему обучения и воспитания, которая существовала у древних славян, тем более, сделать это практически невозможно. Поэтому, в учебник вошли те современные принципы, технологии, методы обучения, которые созвучны, соответствуют славянским и древнеславянским. Интегрирование достижений общей педагогики с педагогикой славянской — очевидное условие для того, чтобы славянская педагогика развивалась, сохраняя самобытность.
Третий источник изложенной в учебнике славянской педагогики — дошедшие до наших дней практики: обряды, традиции, детские игры, народный фольклор. Такая практика — не менее достоверный исторический источник, чем письменные изложения или археологические находки. Любой народ, и славянский в том числе, является особым историческим организмом, существующим тысячелетия. Невозможно разорвать связь поколений, даже если кто-либо этого захотел. Разными способами — изустно, с помощью традиций и обрядов, в конце концов, на генетическом уровне люди передают свою культуру, способы жизни и выживания своим потомкам.
Для образования славянской ветви человечества одинаково важны как добываемые данные о традициях, быте и образовании древних славян, так и опыт славян современных, которых называют неоязычниками.

Об исторической достоверности

У нас нет задачи выяснения точных исторических фактов, служащих основой тех или иных положений славянской педагогики. По причине, во-первых, невозможности однозначной трактовки исторических событий славянства и истории человечества в целом, во-вторых, из-за отсутствия в этом необходимости для осознания и проектирования образования. Поэтому, мы не будем рассматривать вопросы исторической истинности тех или иных событий, тем более, опираясь на сохранённые письменные источники, которые далеко не всегда достоверны. Известно, что

• письменные источники — не единственные основания для суждений и заключений об истинности исторических данных.

Например, если знать, что древние славяне применяли для связи поколений не только обычную, но и узелковую письменность, устные формы трансляции традиций и другие средства. К тому же, в последние годы неожиданными факторами доказательств, открытий и опровержений традиционных для историков сведений, послужили данные молодой науки — генетики и палеогенетики, которые изменили многие устоявшиеся исторические представления о происхождении и миграциях славян.
Нашей задачей выступает выявление педагогических основ славянского образования с опорой на имеющиеся понимания, традиции, предпочтения и приоритеты славянских народов.
Что же касается истинности различных источников славянской культуры, таких как Велесова книга, Русские веды, других источников и реконструкций, данные задачи не входят в круг нашего рассмотрения. В конце концов, даже если какие-то материалы являются реконструкцией, для организации образования это не имеет никакого значения. Любая традиция вначале была «новоязом». Наша задача — педагогическая: отыскать, выявить принципы образования современных людей, относящиеся не только к славянскому этносу, но и к другим этносам. Если данные принципы, методы, технологии позволят улучшить эффективность и качество образования наших детей, нет большой разницы, имеют ли данные принципы современные или древние основания. Лишь бы они были природосообразны, культуросообразны и человекосообразны по отношению к народу, которому принадлежит ученик.

Для кого эта книга?

Во-первых, для родителей — как настоящих, так и будущих, которые хотят обеспечивать своим детям достойное славянское образование, помочь им освоить ценности, знания, мировоззрение славянской культуры.
Во-вторых, для студентов педагогических специальностей, осваивающих профессии, связанные с образованием людей. Данный учебник необходим при изучении курсов введения в специальность, педагогики, истории педагогики, этнопедагогики, социальной педагогики, дидактики, частных методик.
В третьих, для учителей любых предметов, вузовских преподавателей, которым необходимо определить место и роль славянской культуры в содержании своей дисциплины.
Учебник полезен семейным школам, выбравшим славянское направление образования своих детей. Для современных славянских общин, которых иногда называют неоязыческими, объединений родноверов, жителей родовых поместий — в качестве педагогической поддержки выстраивания образования детей. Для муниципальных школ, которые определили своим направлением славянский этнический компонент. Учебник пригодится негосударственным школам, которые ориентируются на славянское образование.
Данный учебник — светский. Он не предназначен для подготовки славянских жрецов или волхвов. Его задача — помочь педагогу, студенту, готовящемуся стать педагогом, родителю — в понимании и организации славянского образования своих детей.
Учебник предназначен для использования в процессе подготовки бакалавров, магистрантов, специалистов, аспирантов по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Социальная работа». Он может быть использован при организации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Славянская педагогика как учебная дисциплина имеет целью изучить специфику образования славян и применить наиболее эффективные подходы в современной педагогической деятельности, причём, не только по отношению к славянским национальностям. Многие существующие проблемы образования имеют аналоги в прошлом. Славянская педагогика содержит проверенные веками способы и средства решения таких проблем. Их изучение позволяет найти решения проблем настоящего и будущего.
Главный же результат, к которому позволяет приблизиться славянская педагогика, — самопознание себя, самореализация по отношению к своему народу и человечеству.
Отклики на данный учебник, а также вопросы, предложения, присылайте по e-mail: andreykh@mail.ru. Автор также доступен в социальных сетях.

Аннотация и оглавление книги:

Андрей Викторович Хуторской,
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, академик Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского, директор Института образования человека (Москва).


Рецензии