В Евангелие от Матфея мы читаем странные слова Христа: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф.5:45). Неужели Бог, Создатель Вселенной не знает, что земля вращается вокруг солнца, и солнце никак восходить не может? Много раз в Церкви звучали эти слова, смысл которых сводится к тому, что Бог любит всех людей и на все Свое творение посылает благодать, но вряд кто-то задумывался над ними в ином смысле. Существует несколько толкований на эти строки у св. отцов и современных богословов. Общий их смысл сводится к следующему. Примером солнца и дождя, которые Бог дарует всем людям, Христос раскрывает промышление Божие над всякой тварью и над человеком каким-бы он не был. Этим Господь научает любить всех людей, также как Он любит их. Под солнцем и дождем следует понимать не буквально солнечный свет и воду с небес, а те благодеяния, которые Бог посылает на землю, ту благодать, которая поддерживает все живое. Солнечный свет и обилие дождя следует понимать как учение Христа, которое изливается на весь мир, просвещая его светом истины и напаивая влагой благодати. Даже наш современник митрополит Иларион (Алфеев), до недавнего времени бывший вторым лицом в иерархии РПЦ МП, полагает, что восхождение солнца и дождь означают, что: «Бог любит и того, кто Ему верен, и того, кто от Него отходит». Можно было бы безусловно согласиться со всеми этими мнениями св. отцов и современных богословов, если бы речь шла о солнечном свете и изобилии дождя, как питающей все живое влаги. Но Христос употребляет глагол «восходить» применительно к солнцу. Если бы Он сказал: «Повелевает солнцу Своему светить…» тогда бы все полностью соответствовало выше названным толкованиям. Но восходить и светить – совершенно разные понятия: восходить – это движение того, что будет светить, а светить – это непосредственное излучение света. И, если бы вместо "восходить" было слово "светить", тогда справедливо можно полагать, что Бог излучает свет учения и влагу благодати на все живое в этом мире. Так в чем же здесь суть вопроса, почему сказано то, что сказано, а не иначе? Не претендуя, на исключительность и на истину в последней инстанции, мы дадим наше понимание этих евангельских строк. Для того, чтобы разобраться, почему Христос говорит вещи для нас заведомо странные и необъяснимые (а Он как Бог знал, что мы тоже будем читать и слышать Его слово), нужно понять, ради чего Он пришел к людям. Изучение Боговоплощения, как неотъемлемой части Христологии, занимает много времени и труда. Мы не будем останавливаться на всех его аспектах, а уделим вниманию главному. Христос пришел дать учение спасения для всех людей от Адама и Евы и до конца мира. Его слова непреходящи, истинны и не подлежат изменению или дополнению. Христос, будучи во плоти действовали и как Бог, и как Человек. Его целью было дать совершеннейшее учение о мире, Боге и человеке в такой форме, которая была бы понятна тем, кто слушает слово Божие. Именно поэтому Иисус избирает для объяснения сложнейших богословских истин форму притч, в которых доступным языком и на примерах явлений из повседневной жизни того времени и тех народов, раскрывает смысл того, что люди должны узнать и принять. Говорить по-другому Он не мог, иначе Его учение стало бы непонятным, и не было бы принято Его современниками. Такая точка зрения находит подтверждение в словах Христа Своим ученикам: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12). Т.е., Спаситель дал только самое малое и самое необходимое, что должны знать люди ради своего спасения. Поэтому для того, чтобы слушающие Его простые люди могли принять слово Божие, Христос говорил на понятном для них языке. Первые предположения о том, что земля вращается вокруг солнца относятся к IV-III вв. до н.э., ко временам греческого ученого Аристарха Самосского, с которым согласились Архимед, Плутарх, Секст Эмпирик и др. Но эти идеи были на уровне предположений и догадок, о которых в Иудеи и Палестине I в. могли и не знать. Свое научное обоснование гелиоцентрическая теория получила лишь в XVI в., благодаря трудам Николая Коперника. Естественно, что современники Христа верили тому, что видели своими глазами, а именно: солнце восходит и заходит, а земля стоит на месте. Если бы Христос сказал, что Отец повелевает земле вращаться вокруг солнца и, при этом, еще вокруг собственной оси, Его бы подняли на смех и дальше слушать не стали, как не стали слушать Его после слов о вкушении плоти и крови Христовых. Если бы Он употребил глагол «светить» вместо «восходить», то этим бы устранялся динамизм и наглядность обучения, прерывалась бы связь Божественного учения с живой природой, а значит и с человеком. Кроме того, ночью солнце не светит, как естественно, думал слушающий Христа народ, а значит выходило, что Бог велит солнцу ночью не светить, т.е., образно говоря, Господь включает/выключает солнце, как лампочку? Это выглядело бы абсурдом и лишало бы всякого смысла речь Христа, а образ солнца утратил бы свое значение. Когда Иисус говорит, что Отец велит солнцу восходить, Он показывает, что Домостроительство Божие не прекращается, как не прекращается восход и заход солнца, что жизнь и учение находятся в постоянном движении, а значит в развитии. Просто «свечение» солнца превращало бы динамику в статику и лишало слово Божие жизни. Изучая Евангелие можно убедиться, что наставления в Своем учении Христос использует те приемы речи и наглядные образы, которые позволяют людям своего времени наилучшим образом усвоить истины Божественного откровения. Для нас это имеет то важнейшее значение, что любящий истину, сможет в каждом слове Христа открывать что-то новое для себя, адаптируя слово Божие к явлениям и научным открытиям современности, а это делает Евангелие вечным, неизменяемым, истинным и до конца никогда не понятым учением Бога о Вселенной, жизни и человеке. Именно поэтому череда научных открытий не прекращается, ибо каждое новое открытие порождает следующее, и так будет до скончания века. И кто знает, может лет через 500 или 1000, если Бог даст, люди будут также смеяться над нашими представлениями о Вселенной и человеке, как мы над взглядами современников Христа, а Его ученики будут открывать в Евангелие что-то новое и актуальное для своего времени?
Не к чему так переиначивать Христа. Солнце действительно вращается вокруг Земли. Вы в плену псевдонаучнах современных парадигм, придуманных масонами. И парадигмы, что никого умнее и мудрее иудеев на свете не было и не зачем изучать опыт остального человечества. Реальная картина материального мира по Ведам и моя статья http://proza.ru/2023/03/10/949. Как увидите там исчерпывающее доказательство- математическое/геометрическое. Картинку из Вед найдете в инете, я не знаю как её сюда прикрепить.
То, как вы видите мир и фантазируете на темы астрономии и географии, это ваше личное дело. Каждый развлекается как хочет. Но не надо желаемое вами выдавать за неоспоримый факт. Если я вместе со всем здравомыслящим миром в плену своих "всевдонаучных парадигм", то вы, несомненно, в плену собственных фантазий лжеименного разума, который полностью находится под влиянием эзотерики и ведизма. Но за это вас никто не обличает и не учит, как правильно смотреть на мир. Посему, оставьте ваше мнение при себе и веруйте во что хотите.
Михаил, Вы бы ещё тут раннесредневековую благочестивую "Христианскую топографию" богословски "продвинутого" плоскоземельца Козьмы Индикоплова вспомнили бы, где, в частности, на полном серьёзе утверждалось, в частности (процитирую Википедию):
// Считается, что в вопросах космологии Козьма придерживался традиций антиохийской школы и развивал идеи Севериана Габальского[2]. Козьма изображает Вселенную в форме продолговатого сводчатого строения, стоящего на плоской поверхности и разделённого пополам небесным сводом на две расположенные друг над другом части. Эти части соответствуют двум состояниям бытия: состоянию смертности внизу, где живут люди, и состоянию бессмертия и совершенства вверху. Верхняя часть откроется только в конце времён. Описанный таким образом мир подобен скинии, построенной в пустыне Моисеем и описанной библейской книге Исход. «Святилище» скинии соответствовало нижней части, а «святая святых» — верхней.
По мнению Козьмы, Земля плоская. Обитаемая часть суши расположена в центре Океана, он, в свою очередь, окружён другой сушей, в восточной части которой расположен Рай. Четыре моря, являющиеся по теории Козьмы заливами Океана, вклиниваются в массив суши. Реки, начинающиеся в Раю, протекают через Океан и вновь возникают и на обитаемой части суши. Плоская Земля в этой трактовке соответствует находящемуся в скинии Столу хлебов предложения. Оба они, и Стол и Земля, в длину вдвое больше, чем в ширину. Хотя в основном описание формы Земли следует данному в книге Исход, есть некоторые отличия. Так, опущен самый внешний золотой венец, окаймляющий стол, и причины этого отклонения сложно объяснить. Однако это отклонение не единственное. В другом месте Стол предстаёт аллегорией календарного года, а 12 расположенных на нём листьев, сгруппированных по 3, символизируют месяцы и времена года. При этом в Лев. 24:5—6 листья расположены в два ряда по 6 штук. Сходные представления об устройстве мира приводятся у Ефрема Сирина (ум. 373) и Нарсая (ум. 502), что позволяет предположить знакомство Козьмы с восточно-сирийскими источниками. Однако Сирин в качестве образца для Земли избрал квадратный алтарь из скинии. Представление об ойкумене как о тверди, окружённой морями, а также о том, что моря (в том числе Каспийское) являются заливами Океана, было широко распространено у древнегреческих географов. В целом излагаемые Козьмой представления о мире соответствуют современным ему знаниям. В частности, он правильно помещает исток Голубого Нила в Эфиопии, и, хотя он иногда путает Инд и Ганг, представления о райских истоках рек[прим. 2] не влияют на точность предоставляемой информации[20]. Не совсем понятно, действительно ли Козьма посетил Индию в современном смысле этого слова. Однако, с учётом того, что в его время понятие «Индия» включало в себя также Аравийский полуостров и Эфиопию, он заслуженно носил своё прозвище[5]. В отличие от многих христианских авторов, у него не возникает столкновения религиозного и научного знания, вместо этого они гармонично сливаются. Представление Козьмы об ойкумене и истоках райских рек не превращают Дальний Восток в фантастическую страну. В его тексте описывается не только Шри-Ланка и Индийский субконтинент, но и, очень кратко, Китай[21].
Даже во время своего появления его космогонические идеи являлись устаревшими и являлись объектом насмешек. В IX веке патриарх Фотий в своей «Библиотеке» дал весьма низкую оценку «Христианской топографии», отметив плохой стиль и ошибки синтаксиса[22].//
Хотя почти за 900 лет до Козьмы Индикоплова ещё мудрый благочестивый язычник Аристотель (и не он один) знал и научно доказывал, что Земля - круглая (форма тени Земли на Луне во время затмений и т.д.).
Потом Птолемей блестяще научно обосновал круглую Землю и т.д...
Но и во времена Ивана Грозного на Руси так и продолжали учить географии деток по "Христианской топографии" плоскоземельщика Козьмы Индикоплова!
Потому что она казалась кое-кому благочестивее трудов Аристотеля и Птолемея.
Аня Гриневская спасибо за цитату. Но, Вы меня не поняли, шарообразная форма земли
- тяжелый бред с точки зрения геометрии. Так что, дураки не средневековые мудрецы, а мы, что в это верим. Единственное модель вселенной соответствующая мифам, преданиям и математике сохранилась в Ведах. Ваша иудейско-христианская гордыня не дает это признать. Настаивать не собираюсь.
Вы, когда что-нибудь пишите, потом читаете, или так сразу в эфир? Цитирую ваш "гениальный" вывод : "Единственное модель вселенной соответствующая мифам, преданиям и математике сохранилась в Ведах"! Само слово "миф" означает вымысел, сказка, небылица. Теперь, если перевести с русского на русский ваш высокопарный и снобистский бред, то мудрование ваше звучит так: "Единственное модель вселенной соответствующая сказкам, выдумкам, небылицам, преданиям, и математике сохранилась в Ведах"?!...Занавес!
Хорошо Вы сейчас о Ветхом Завете высказались , что это выдумка, сказка, вообщем, бред. Напомню, что книга Бытия,да и другие -это мифология Иудейская, сказки так сказать, мол мир Бог создал за 7 дней,из ребра сделали Женщину и т.д.
Михаил, боюсь, что у Вас слишком уж превратные представаления о православии, на самом деле далеко не все православные буквалистски трактуют слово "йом" из ветхозаветной книги Бытие буквально как один оборот планеты Земля вокруг своей оси.
К тому же за сотни миллионов лет Земля постепенно неуклонно замедляет своё вращение вокруг оси под тормозящим это её вращение воздействием приливных сил и некоторых других факторов.
Лично я являются староземельной креационисткой, сторонницей Божественного Разумного Замысла, а вовсе не буквалистской младоземельной креационистской.
Бог создал нашу Вселенную с её пространством и временем и триллионами галактик скорее всего вот как: http://proza.ru/2018/05/08/744
И наш Патриарх Кирилл тоже официально придерживается научной теории Большого взрыва, путём которого Господь 13,8 миллиардов лет назад сотворил материальное Мироздание, всю физическую Вселенную (процитирую):
// Патриарх Кирилл усомнился в гипотезе происхождения жизни на Земле из космоса.
Ученые никогда не смогут объяснить появление Вселенной, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время литургии в храме Христа Спасителя. По его мнению, теорию Большого взрыва невозможно объяснить научными терминами. Убедительнее объяснить зарождение Вселенной божественным актом.
«Остается неразгаданным чудом появление Вселенной из ничего. <…> Как бы ни объясняли и как бы ни описывали этот дивный божественный акт творения, никогда не опишут всего нынешние многие ученые, горделиво считающие себя теми, кто познал тайны бытия и не нашел в них Бога. Как эти ученые сегодня имеют ничтожно малое понятие о Вселенной, так и всякие последующие попытки познать мир будут всегда составлять незначительную часть от всего объема божественной тайны», — приводит ТАСС слова патриарха.
По его словам, теорию Большого взрыва проще объяснить божественным актом творения.
Современные ученые, отметил он, употребляют еще более странное слово — «из некоей точки». Якобы вся материя, которая наполнила затем Вселенную, содержалась в этой некоторой точке, а затем вдруг раздался взрыв и материя стала распространяться по всей Вселенной, образуя пространство.
«И ученые пытаются объяснить это, а объяснить ведь до конца невозможно, ведь проще всего было бы сказать — ну, божественный акт творения! Но язык не поворачивается у тех, которые считают, что разумом можно все объяснить и таким образом вытеснить Бога из человеческого сознания», — сказал патриарх. //
Или вы до сих пор слепо веруете в опровергнутый современной наукой замшелый миф большевиков (который пытался "аргументировать" в своей "Диалектике природы" не имевший даже высшего образования Фридрих Энгельс вопреки известным уже тогда современникам Энгельса Второму Началу термодинамики, фотоментическому парадоксу и т.д.) , что материальная Вселенная мол якобы мегастатично вечная во времени и бесконечная в пространстве с БЕСКОНЕЧНЫМ числом в ней звёзд, планет и других астообъектов?
Лично мне забавно общаться с теми, кто ДО СИХ ПОР в 21 веке продолжают веровать в тот большевистский миф о Вселенной.
Конечно же физический мир возник из ничего, сотворён некой НЕфизической СВЕРХестественной СВЕРХращумной сущностью, давшей материальному Мирозданию Законы Природы и гармоничный ансамбль фундаментальных мировых констант, очень точно тонко заточенных под антропогенез во Вселенной.
Или вы веруете в чистую случайность, в слепой случай, типа смерча на автосвалке, чисто случайно собравшего там из запчастей "Ладу" определённой модели, а заодно и "Шкоду" и "Вольво" рядышком с "Ладой"?
С теми давними большевиками то в основном понятно, тот миф Энгельса был им тогда весьма удобен для их политизированной идеологии и отторжения ими ряда аспектов христианской картины мира и морали, и для их политических планов, да и наука тогда ещё не шагнула так далеко вперёд!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.