Запрет случайный и удивительный?

Будет ли в ХМАО-Югре ликвидирована программа по духовно-нравственному воспитанию детей?
Олег Яненагорский, член Союза писателей России, 3 сентября 2023 г.

Какие-то «неладные» тенденции обозначились в ХМАО-Югре. В частности, принимаются «странные меры» по прекращению обучающего курса «Социокультурные истоки». Напомню, что он был направлен на изучение российской истории в социокультурном аспекте, а не на изучение той или иной религии. Хотя мне трудно представить историю любой страны без того или иного религиозного влияния, включая СССР, где активно внедрялся «антирелигиозный советизм» - религия без Бога.

Не будучи человеком «воцерквленным», могу свободно рассуждать на различную религиозную тематику – и жизненный опыт и философско-юридическое образование позволяет это делать. Вопросы развития российской культуры и безопасности страны меня тоже волнуют. Поэтому желание ликвидировать курс «Социокультурные истоки», как минимум, «удивляет»…
«На чью мельницу вода льется»? На вражескую? Или в мире у Россия врагов больше не осталось? Или результаты западного промывания мозгов поколениям, выросшим за последние тридцать-сорок лет на Украине, ничему не учат? Или кому-то хочется, чтобы Россия снова «кровью умывалась», потому, что опять появятся «иваны, не помнящие родства», не знающие свою историю и культуру, низкопоклонствующие перед Западом? 

Память моя после ковида, конечно, ухудшилась, но я еще помню с какой «помпой» в ХМАО, под чутким руководством губернатора округа Н.В. Комаровой, вводились программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Югры. Сразу отмечу, что для этого были правовые основания. И эти основания сохраняются до настоящего момента. Да просят мне читатели обильное цитирование нормативных документов, но юристы без этого не могут.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Традиционные и инновационные средства и формы воспитательного процесса.
 Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года… призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.
 
Скажите мне – программа «Социокультурные истоки» противоречит «Концепции» и стратегическим ориентирам, сформулированным президентом нашей страны? Напомню, что аналогичные задачи Президент России ставил (как минимум) с 2010 г. И 13 лет назад нормативный документ носил точно такое же название - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010 г.). И там было указано, что «важней целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства Российской Федерации является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Чем курс «Социокультурные истоки» мешает достижению «важнейшей цели современного отечественного образования»? Или он мешает конкретным лицам? 
Не буду распространятся о том, что формирование ценностных ориентиров происходит всю жизнь человека. Но надо вспомнить о том, что детство – это лучший период для освоения того духовного опыта, который выработан человечеством. Если ребенок не научиться различать добро и зло, красивое и безобразное, он будет подвержен любому тлетворному влиянию – от ЛГБТ-повестки, до «воспитанию американских патриотов в российских школах». Результат воспитания «Коли из Уренгоя» помните? А «святые девяностые»?
Напомню еще один нормативный акт - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
В этом документе указано: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей… утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», в части определения ориентиров».
Напомните мне – Указ Президента прекратил свое действие? Или в стране изменилась национальная стратегия защиты интересов детей? И поэтому курс «Социокультурные истоки» в ХМАО-Югре переставал быть актуальным?
В «Стратегии социально-экономического развития Югры на период до 2030 года правительством округа духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определено как стратегическая задача субъекта». Эта задача нынче из «Стратеги» испарилась? Если – «да», то, когда именно? И кто способствовал этому «испарению»?
Напомню, что в 2018 году, в соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1137 от 18.07.2017 и в рамках приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 224 от 02.03.2018 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1137 от 18.07.2017 проводилась активная работа по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях округа. И там было указано, что, продолжается введение программы по духовно-нравственному воспитанию детей «Социокультурные истоки» в дошкольных образовательных организациях. Цель данной программы в дошкольный период – «заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России».
 Пионером программы тогда стал Сургут но она активно развивалась по всему округу.

Цели дошкольного образования в ХМАО-Югре изменились? И потому надо прекратить действие программы «Социокультурные истоки»?
Можно и по-иному сформулировать вопрос: «Россия уже победила всех врагов и воспитание детей перестало быть вопросом безопасности нашей страны».
А в конце еще два вопроса:
- мы должны молчаливо забыть про свои социокультурные истоки и сделать все, чтобы наши дети и внуки о них не знали?
- насколько «желания» отдельных чиновников ХМАО-Югры расходятся с со стратегическими целями России, законодательными и подзаконными актами и волей Президента России? 
Всем неравнодушных предлагаю обсудить эти вопросы.


Рецензии